Файл: Анализ учебнотематических планов работы учителя начальных классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо вышеописанных техник и приемов на уроках русского языка и литературы можно использовать и другие современные оценочные средства и формы:
- портфолио;
- саммари;
- проекты;
- контекстные задачи;
- компетентностно-ориентированные тесты;
- ситуационные задания и т.п.
Представленный нами материал, безусловно, использовался учителями и раньше в той или мере. Но сейчас именно в формирующем оценивании заключается актуальная на данный момент тенденция обучения – смещение акцента с предметных знаний, умений, навыков как основной цели образования на формирование общеучебных компетентностей учащихся.
Таким образом, формирующее оценивание пришло в образовательную практику как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования: тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. После того как эта связь была осознана, формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания образовательных политиков. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.
Процесс обучения становится более эффективным в том случае, когда ученики представляют себе, что такое результаты обучения, и понимают, на каком этапе они находятся, оценивают точность выполненных действий, при необходимости их корректируют, а также понимают, когда достигнут планируемый результат.
Итак, формирующее оценивание – это шаг к учебной самостоятельности, позволяющий связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей) учащегося и создать условия, в которых ученик получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая, по определению Г.А. Цукерман, «здоровую самооценку».
15. Изучение форм, видов, функций контроля учебной деятельности учащихся.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках биологии. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Контроль качества знаний - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль — это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых;
это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Оценка (проверка)— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3) воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4) развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.
Виды, методы и формы контроля.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля.
-
Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме,
котораябудет изучаться.
-
Текущий контроль — проверка усвоения материала и оценка
результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
- 1 2 3
Тематический (периодический) — осуществляется периодически по
мере прохождения новой темы, раздела.
-
Итоговый — проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного
года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
По формам контроль подразделяется на:
-
Фронтальная форма. На вопросы составленные учителем ученики
дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не используется для глубокого выявления уровня знаний у учащихся.
-
Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса.
Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
-
Индивидуальная форма. Применяется для основательного знакомства
учителя со ЗУН отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
-
Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с
фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется
результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.
Методы контроля обучения.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы
устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
1. Методы устного контроля —в их основе лежит вопросно
ответнаяформа (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)или монологический ответ учащегося.
Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной
формах. Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.
Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.
2. Методы письменного контроля -характеризуются высокой
экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам.
3. Методы практического контроля -имеют целью проверить
практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторныхопытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания и т.д.
4. Метод наблюдения — это систематическое получение данныхо
знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессеобучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.
5. Тестовый и рейтинговый контроль -набор стандартизированных
заданий к каждому из которых надо выбрать правильный ответ.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного. Учет внеучебных достижений учащихся.
Сферы внеучебной деятельности: Олимпиады всех уровней, спортивная деятельность, творческие конкурсы, исследовательская деятельность.
Достижения - грамоты, медали, кубки, дипломы….
Учет- портфолио, экраны (таблицы) участия как внутри класса так и всех классов в школе….
Требования, рекомендуемые для рационального использования форм контроля знаний
Только при соблюдении ряда требований контроль дает необходимый
учебный и воспитательный эффект, поэтому он должен быть:
1)планомерным и систематическим, т. е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять
его органичную часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня овладения обучающимися системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;
2) объективным, позволяющим реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности обучающихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении школьников;
3) всесторонним, т. е. наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения обучающимися учебной информации,охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку усвоения не только предметных знаний, но и мировоззренческих идей, а также общеучебных и специальных умений и навыков.
Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают ли и могут ли обучающиеся воспроизводить усвоенную информацию. Он должен показать, умеют ли они пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку уровня сформированности у обучающихся основ учебной деятельности;
1) индивидуальным. Овладение знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психофизиологическими особенностями. Ко всем школьникам предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание индивидуальные качества обучающихся;
2)экономичным по затратам времени преподавателя и обучающихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;
-педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке.
Ниже приведены данные, которые позволяют объединить классификации методов контроля и использовать любую из предложенных вариаций для построения системы контроля знаний учащихся.
Методы контроля знаний учащихся:
Выделенный признак (авторы) | Состав методов по выделенному признаку |
Использование бинарного подхода к взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов) | Информационно-сообщающий и исполнительский; объяснительно-иллюстративный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно-практический; информационно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский) |
Источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся, перцепция (Н.М.Верзилин, Б. Е. Райков, Н.А.Рыков, И.Д. Зверев) | Словесные, наглядные, практические, моторные |
Логические операции с понятиями | Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, конкретизация, классификация, детерминизм, доказательство, обобщение |
Уровни учебно-познавательной деятельности и творческой активности мышления учащихся (Ю.К. Бабанский, Б. Е. Райков, Е.П. Бруновт, Д.К. Богданова) | Репродуктивные, проблемно-поисковые (продуктивные), творческие (исследовательские) |
Степень самостоятельности выполнения задания и этапы усвоения знаний (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) | Объяснительно-иллюстративные, инструктивно-репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (исследовательские) |
Организация управления процессом контроля знаний | Исполнительские, самоконтролирующие, оценочные |