Файл: Методические рекомендации по пожарностроевой подготовке Электронный ресурс утверждены заместителем.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ
Для проведения занятий со слушателями, обучающихся по программе повышения квалификации «Организация и проведение профессиональной подготовки личного состава ФПС ГПС»
ТЕМА №
12.2 «Организация и методика проведения практических занятий
по пожарно-строевой подготовке в подразделениях ФПС ГПС
»
Литература:
Основная
1. Юсупов, А. А. Техника выполнения обязательных нормативов по пожарностроевой и тактико-специальной подготовке [Электронный ресурс] : учебное пособие [Текст] / А.
А. Юсупов, М. В. Стахеев. - Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России,
2015. - 72 с. — Режим доступа: http: // 10.97.170.7.
2. Теребнев, В. В. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-строевая подготовка
[Текст] : учебно-методическое пособие / В. В. Теребнев, В. А. Грачев, Д. А. Шехов. - М.
: Академия ГПС; Калан-Форт, 2008, 2009. - 350 с.
Дополнительная
1. Организация и методические основы проведения практических занятий по пожарно- строевой подготовке [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие.
Специальность 20.05.01 Пожарная безопасность. Направление подготовки 20.03.01
Техносферная безопасность [Текст] / авт.-сост. М. В. Стахеев, А. А. Кузнецов. -
Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. - 44 с. — Режим доступа: http: // 10.97.170.7.
Нормативно-правовые акты и нормативные документы:
1.
Об утверждении порядка подготовки личного состава пожарной охраны
[Электронный ресурс] : Приказ МЧС России № 472 от 26.10.2017 г. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71833062/
2.
Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке [Электронный ресурс]
: утверждены заместителем
Министра
МЧС России генерал-полковником внутренней службы Е. А. Серебренниковым 30 июня 2005 г.
–
Режим доступа: https://fireman.club/literature/metodicheskie-rekomendacii-po-po-pozharno-stroevoj- podgotovke-avtor-serebryanikov-e-a-2005g/
3.
Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны
[Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социального развития № 881н от 11.12.2020 г. – Режим доступа: https://base.garant.ru/400120256/
2
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Введение Вопросы лекции:
1. Цели и задачи методической подготовки. Роль начальника караула в обучении и воспитании личного состава.
2. Подготовка начальника караула к занятиям.
3. Организация и методика проведения занятий с караулом по ПСП начальником караула.
Заключение
Задание на самоподготовку
Введение
Успешная борьба с пожарами связана с дальнейшим совершенствованием организации управления пожарными подразделениями и развитием современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Средний и старший начальствующий состав (далее - начальствующий состав) федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) МЧС России является организующим звеном частей, специализированных частей, отрядов, пожарно- спасательных подразделений ФПС МЧС России (далее - подразделений ФПС) во всех вопросах оперативно-служебной деятельности. Он принимает решение по организации и тактике тушения пожаров, выступая в роли руководителя тушения пожара (далее -
РТП). Быстро и правильно определить решающее направление действий на пожаре, своевременно сосредоточить и ввести в действие необходимые силы и средства, принять необходимые меры по соблюдению правил охраны труда может помочь только высокая тактическая выучка РТП.
Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания, методические навыки, искусство руководства действиями пожарных подразделений по тушению пожара, умение чётко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.
Наряду с тушением пожаров важнейшей составляющей строительства, подготовки и применения сил и средств МЧС России является правильно организованная воспитательная работа с личным составом по формированию у него здорового морального духа. Для этого проводится комплекс мероприятий по патриотическому и правовому воспитанию, приобщению личного состава МЧС России к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, народа, МЧС
России, формированию антикоррупционного мировоззрения, конкурсы в области профессиональной деятельности.
Качественное выполнение решаемых МЧС России задач, во многом определяется человеческим фактором. В абсолютном большинстве
3
структурных подразделений МЧС России достигнуто и поддерживается удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава, сплоченность воинских и трудовых коллективов, положительный настрой людей на добросовестную службу.
Вопрос № 1. Цели и задачи методической подготовки. Роль начальника караула в обучении и воспитании личного состава
Инструкторско-методические занятия проводятся с целью совершенствования организаторских навыков и методических знаний начальствующего состава и командиров отделений в правильной организации и проведении занятий по ПСП. Они позволяют также проверять знание руководителей занятий Наставления и других документов по вопросам обучения личного состава пожарно-строевой подготовке.
Инструкторско-методические занятия направлены на совершенствование методического мастерства должностных, лиц, выступающих руководителями занятий, установление единой методики проведения занятий, изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организацию процесса-обучения.
Инструкторско-методические занятия проводятся: а) в учебных группах начальников территориальных органов управления - с начальниками подразделений, заместителями начальников подразделений. Занятия проводятся наиболее подготовленным сотрудником территориального органа управления; б) на специальных семинарах - с начальниками караулов и лицами, приравненными к ним. Занятия проводятся руководителем отряда (пожарной части); в) в период специальной подготовки - с помощниками начальников караулов и командирами отделений. Занятия проводятся заместителем начальника пожарной части; г) в учебных группах пожарно-технических учебных заведений - с командно-преподавательским составом, функционально обеспечивающим практическую подготовку курсантов, и слушателей. Руководитель занятия определяется руководством образовательного учреждения.
Инструкторско-методические занятия организуются и проводятся не реже одного раза в год в установленные тематическим планом по служебной подготовке и планом боевой подготовки дни недели и месяца по соответствующим планам- конспектам на проведение инструкторскометодического занятия. Тема, целевая установка, содержание и план предстоящего занятия сообщаются обучаемым заблаговременно.
ПСП воспитывает у пожарных и командиров морально-волевые и физические качества: силу, ловкость, выносливость, смелость и решительность. Важным условием воспитания этих качеств является правильная организация занятий, выбор соответствующего метода обучения, высокая воинская дисциплина на занятиях, умение обучать пожарных, владение мастерством
4
работы с приборами пожарно-технического вооружения, посредством которых можно добиться высокой боевой подготовки личного состава.
Таким качеством в первую очередь должны обладать воспитатели личного состава
Непосредственными воспитателями и учителями пожарных являются командиры отделений и начальники караулов, а у нас в филиале курсанты - стажеры.
Они, являясь ближайшими начальниками личного состава, отделений, караулов, отвечают за обучение и воспитание, за высокую воинскую дисциплину, строевую выправку и опрятный внешний вид своих подчиненных.
Справиться с этой задачей могут лишь те командиры, которые имеют отличную специальную подготовку, в совершенстве владеющие методикой обучения и тренировки личного состава,
Пожарно-строевая подготовка, обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой и оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава, пожарной охраны.
Формы и методы обучения личного состава
Основным нормативным правовым документом по методике обучения личного состава подразделений ГПС МЧС России по пожарно-строевой подготовке являются
Методические рекомендации по ПСП, утвержденные заместителем Министра МЧС
России генерал-полковником внутренней службы Е. А. Серебренниковым 30 июня
2005 г.
Согласно Методическим рекомендациям по ПСП к формам пожарностроевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.
Теоретические занятия - форма изучения теоретических положений темы и принципов работы пожарной и спасательной техники, психофизиологических особенностей личного состава.
В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно- проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.
В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой работы и самостоятельной подготовки.
В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:
■А информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
5
■=> методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
■=> методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
■=> методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);
■=> инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).
Последовательность обучения
Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на четыре тесно связанных между собой этапа:
1 этап - создание предварительного представления об упражнении;
2 этап - изучение упражнения;
3 этап - закрепление и совершенствование двигательных навыков;
4 этап - проверка сформированности двигательных навыков и уровня их применения с помощью выполнения нормативов.
На 1 этапе для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:
■=> знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
■=> показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
■=> демонстрирует приемы и технику их выполнения;
■=> объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий; ■=> разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;
■=> разрешает пробные попытки;
■=> информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
■=> разрешает очередные попытки.
На 2 этапе разучивание упражнения производится с целью научить личный состав технике выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.
При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.
Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.
Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико- технической задачей, а структура позволяет расчленить
6
его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.
На 3 этапе ставится задача - тренировать личный состав и добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными в условиях ведения действий по тушению пожара.
Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.
После того, как выполнение освоенного упражнения будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др. Контроль и исправление ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок сначала исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, демонстрации, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.
На 4 этапе ставится задача по принятию зачета по ранее отработанным нормативам на занятиях, что непременно способствует совершенствованию приемов и способов действий личного состава в условиях оперативнотактических действий на пожаре, овладению штатным пожарным и аварийноспасательным оборудованием, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава.
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ: ПСП является одним из видов боевой подготовки, важной частью обучения личного состава пожарной охраны. Она учит пожарных и командиров работе с приборами пожарнотехнического вооружения, вырабатывает слаженность по выполнению упражнений в составе отделения, караула, в условиях применительно к боевой работе, которые могут встретиться при тушении пожаров.
Вопрос № 2. Подготовка начальника караула к занятиям
Подготовка учебных занятий представляет собой изучение правил, основывающихся на принципах и логике процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.
В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:
■=> тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;