Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ
2.1 Теория познания и понимания, а также понятие аргументации
2.2 Логические элементы и связки
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3.3. Логика в науке и исследованиях
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
ЗАДАНИЕ
Реферат на тему «Древнеиндийская логика».
УГСН | 38.00.00 Экономика и управление |
Направление подготовки | 38.03.02 Менеджмент |
Направленность | Логистика |
Факультет | Экономики и менеджмента |
Кафедра | Менеджмента и маркетинга |
Учебный модуль: Философия
Курс 1 Группа 629вл-3
Студент: Осипов Даниил Александрович
Цель работы: познакомить углубленно обучающегося с определенной темой в области философии с последующим анализом предложенной темы и написанием реферата.
Исходные данные: напишите реферат по предложенной теме.
Дата выдачи задания: 14.02.2023
Преподаватель | _______________ (подпись, дата) | _______________ (инициалы, фамилия) |
Задание принял к выполнению | 16.03.2023 (подпись, дата) | Д.А. Осипов (инициалы, фамилия) |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
_________________________________________________________
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра философии
Студент кафедры Менеджмента и маркетинга
Осипов Д.А
Направление обучения: 38.03.02
Древнеиндийская логика
Реферат по философии
Научный руководитель
ст.пр.
(ФИО)
Санкт-Петербург
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ 6
1.1Введение в историю древнеиндийской логики 6
1.2Развитие древнеиндийской логики в Ведический период 7
1.3Логика в период после Вед 8
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ 10
2.1 Теория познания и понимания, а также понятие аргументации 10
2.2 Логические элементы и связки 11
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
3.1 Логика в ИТ-индустрии 13
3.1.1. Программирование на языках с применением идей древнеиндийской логики 13
3.1.2. Использование древнеиндийских логических концепций для анализа и оптимизации работы алгоритмов 13
3.2 Логика в праве 14
3.2.1. Применение древнеиндийской логики в правовой деятельности, в том числе для построения юридических доводов и аргументации 14
3.2.2. Использование древнеиндийских концепций логики в судебных процессах 14
3.3. Логика в науке и исследованиях 15
3.3.1. Применение древнеиндийской логики в философии науки 15
3.3.2. Использование древнеиндийских концепций логики в различных областях науки, включая математику, физику, биологию и т.д. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) 19
ВВЕДЕНИЕ
Логика является одним из важнейших элементов философии и мышления, которое используется в различных областях нашей жизни, начиная от науки и заканчивая повседневными задачами. Изучение истории логики помогает нам лучше понять эту науку и ее значимость в нашей жизни. Одной из наиболее интересных традиций логики является древнеиндийская логика, которая существовала в Индии с 6-го века до нашей эры до 16-го века нашей эры.
Древнеиндийская логика изучала вопросы, связанные с аргументацией, доказательством, выводом и противоречиями в рассуждениях. Эта традиция логики известна своими оригинальными методами, которые отличаются от западных традиций. Одной из основных особенностей древнеиндийской логики является то, что она рассматривает логические операции и понятия не как абстрактные сущности, а как средства для достижения практических целей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что древнеиндийская логика является одной из важных традиций в истории логики и философии, которая влияла на развитие других культур и традиций мышления. Более того, некоторые концепции и методы древнеиндийской логики все еще применяются в современной логике и философии, что делает эту тему актуальной и важной для изучения.
Целью данного реферата является рассмотрение основных понятий, методов и исторического развития древнеиндийской логики. Задачами реферата являются:
-
рассмотрение основных понятий и принципов древнеиндийской логики; -
анализ методов, которые использовались в древнеиндийской логике; -
изучение влияния древнеиндийской логики на современную логику и философию;
Изучение древнеиндийской логики имеет большое значение для понимания истории логики и философии, а также для развития логического мышления и способности анализировать информацию.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ
-
Введение в историю древнеиндийской логики
Древняя Индия славится своей богатой культурой, философией и наукой. В рамках индийской философской традиции логика имеет свое особое место. Индийская логика, как и индийская философия в целом, была сильно связана с религией и мировоззрением народа.
Изучение индийской логики начинается с ранних текстов Вед, которые были написаны на санскрите в период от 1500 до 500 годов до нашей эры. В Ведах можно найти упоминания о том, как именно люди приходили к выводам, и о том, как они строили свои аргументы. Однако в Ведах нет систематического изложения логических принципов и правил.
Более конкретные формы логических учений и системы правил начали появляться в индийской литературе позднее, в период Поздних Вед и Упанишадов (около 800-200 гг. до н.э.). Это была эпоха, когда логика стала более развитой и структурированной.
Далее, в период с 400 до 200 гг. до н.э. были написаны первые тексты, посвященные логике, такие как "Ньяя-сутры" и "Вайшешика-сутры". Эти тексты стали основой для формирования традиции Ньяя, которая была наиболее развитой и влиятельной в области древнеиндийской логики.
Таким образом, введение в историю древнеиндийской логики включает в себя обзор ранних текстов Вед, а также описание периодов Поздних Вед и Упанишадов, когда логика стала более развитой и структурированной, и периода с 400 до 200 гг. до н.э., когда появились первые тексты, посвященные логике.
-
Развитие древнеиндийской логики в Ведический период
В Ведический период (1500-500 гг. до н.э.) в Индии формировались основы древнеиндийской культуры и философии. В это время были созданы Веды, священные тексты индуистской религии, которые содержали не только религиозные обряды, но и различные знания, включая логику.
Веды состоят из четырех основных текстов: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Каждый из этих текстов состоит из нескольких частей, называемых санхиты, брахманы, араньяки и упанишады. В брахманах, араньяках и упанишадах содержатся различные философские и логические идеи.
Одной из наиболее важных концепций ведической логики было понятие «брахман», которое означало абсолютную реальность, из которой всё проистекает. Другой важной концепцией было понятие «карма», которое означало, что каждое действие имеет последствия и влияет на будущую жизнь.
Ведическая логика также содержала традиционные методы рассуждения, такие как дилемма («это или то») и трилемма («это, или не это, или и это, и не это»), которые использовались для доказательства и опровержения тезисов.
Однако, в то время ведическая логика была преимущественно религиозной и философской, и её использовали для обоснования религиозных доктрин и учений.
Таким образом, в Ведический период древнеиндийская логика была на своих первоначальных стадиях развития, но уже включала в себя некоторые ключевые понятия и методы рассуждения, которые в дальнейшем были развиты и дополнены в период эпических поэм и после этого.
-
Логика в период после Вед
В этой подглаве мы рассмотрим период развития древнеиндийской логики после Вед, который был связан с появлением новых философских школ и различных систем мысли.
В этот период появилась школа Йоги, которая сосредоточивалась на практиках самосовершенствования и развитии мышления. Она разработала концепцию "йогической логики", которая включала в себя различные методы анализа, абстракции и синтеза, а также приемы контроля над мыслью и концентрации.
Также в этот период появилась школа Вайшешика, которая представляла собой систему атомистической философии и логики. Она утверждала, что мир состоит из атомов, которые соединяются в различные формы и объекты. Вайшешика разработала свою собственную систему категорий и классификаций для описания реальности, что в свою очередь требовало развития соответствующих логических методов.
Важный вклад в развитие древнеиндийской логики внесла школа Мимамса, которая разработала теорию языка и понимания текстов Вед. Мимамса утверждала, что язык является основным средством познания и понимания мира, и что правильное понимание текстов Вед является ключом к духовному просвещению.
Один из наиболее известных текстов, связанных с этим периодом является "Ньяя-сутры" (Sūtra of Reasoning), также известные как "Гаутама-сутры" или просто "Ньяя". Этот текст, по традиции, был составлен философом-мудрецом Гаутамой во 2-3 веке до нашей эры. Он содержит 5 глав и 528 афоризмов и считается одним из наиболее авторитетных трудов по древнеиндийской логике.
"Ньяя-сутры" разделяют все знание на 16 категорий, которые охватывают все аспекты логического мышления, от понимания предметов до доказательств и опровержений. Эти 16 категорий включают в себя такие понятия, как причина, следствие, исключение, сходство и различие.
Философы-мудрецы, следующие за Гаутамой, развивали и дополняли "Ньяя-сутры" своими комментариями. Один из наиболее известных комментаторов был Вацьяяна, который написал "Ньяя-бхасья", где более подробно разработал некоторые концепции, упоминаемые в "Ньяя-сутрах". Его труды имели огромное влияние на дальнейшее развитие древнеиндийской логики.
Кроме "Ньяя-сутр" и "Ньяя-бхасьи", другие тексты, связанные с древнеиндийской логикой, включают "Тарка-санграха" (Compendium of Logic) Начарайи, "Тарка-бхаса" (The Commentary on Logic) Кешавамишры и "Тарка-каустубха" (The Crest-Jewel of Logic) Чандраканта.
Эти тексты идеально демонстрируют, как древнеиндийские философы рассматривали логику как важную составляющую философии и как они использовали ее для развития своих концепций и доказательств.
Таким образом, период развития древнеиндийской логики после Вед характеризовался появлением новых философских школ и систем мысли, которые требовали новых логических методов и подходов. Школа Йоги разработала методы самосовершенствования и контроля над мыслью, школа Вайшешика предложила свою систему категорий и классификаций для описания реальности, а Мимамса разработала теорию языка и понимания текстов Вед. И, в итоге, можно сказать, что период после Вед в Индии был важным для развития логики, поскольку он привнес в нее новые идеи, методы и подходы, которые в дальнейшем будут использоваться в философии и науке.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛОГИКИ
Вторая глава - это центральная часть реферата, в которой мы более подробно рассмотрим принципы и понятия, лежащие в основе древнеиндийской логики.