Файл: 2. Бихевиоризм и необихевиоризм. Введение бихевиоризм механистическое направление в психологии, возникшее в сша в начале xx в.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Бихевиоризм и необихевиоризм.
Введение
БИХЕВИОРИЗМ - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX в.
Предмет изучения — только поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами.
Роль сознания отрицалась.
Основоположники - Д. Уотсон, Э.Торндайк.
Истоки — в исследованиях психики животных.
Законы Э. Торндайка
  • «Закон упражнения» гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем.
  • 2. «Закон готовности» (или установки): предварительная готовность к акту (в простейшем случае, стимул-реакция), повышает удовлетворение от его выполнения».
    3. «Закон ассоциативного сдвига»: при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию. 4. «Закон эффекта» заключается в том, что действие, совершаемое с удовольствием (подкреплением), усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие - ослабляет.
    5. «Закон использования»: акты или ассоциации, которые используются (упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются.
    6. «Закон частоты»: при прочих равных условиях, чем чаще акт повторяется, тем более быстро происходит научение этому акту.
Проблемный ящик Торндайка. «Научение путём проб и ошибок и случайного успеха».

Учение И.П. Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания».
Дж. Уотсон
Дж. Уотсон, в 1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста».
Задача — изучение поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.
Цель — создание средств для контроля над поведением.
Механизм поведения — связь между стимулом и реакцией (знаменитое S —» R).
Сознание — также поведение, только внутреннее, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление — это речь минус звук). В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, т.е. выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. Эксперимент Уотсона
Эксперимент по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемый — сын сотрудницы Уотсона — Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве. Последователи Уотсона смягчили безапелляционный характер его концепции: Э. Газри ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции.
Б. Скиннер разделил классический (пассивный) рефлекс И.П. Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения.
Подкрепление — необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо.


К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление.
Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

Теория Б. Скиннера
Эксперимент Скиннера
В начале XX века Скиннер проводил эксперименты с голубями, используя ящик Скиннера (ящик, который изобрел Скиннер, где мог спокойно находиться голубь и куда периодически поступал корм).
Во время эксперимента голодного голубя помещали в клетку. Через одинаковые промежутки времени ему выдавалась порция еды — то есть подкрепление не было как-либо связано с поведением голубя. Однако через некоторое время голубь начинал выполнять какое-то действие, которое он по чистой случайности совершал перед появлением корма. Один из голубей махал крылом, другой ходил по кругу, ещё один тыкал клювом в один из верхних углов ящика — в ожидании, что корм выдаётся как награда за выполнение некоего действия, голуби стали повторять то действие, которое, как они считали, вызывало подкрепление. Необихевиоризм
В начале 1930-х гг. — попытки расширить предмет бихевиоризма за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений — необихевиоризм.
Э. Толмен ввел понятие «промежуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания.
Поведение по Толмену: функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста.
Эксперимент Толмена
Толмен также ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса,
изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами, она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо — налево — налево — направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений. Теория социального научения А. Бандуры
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Эксперимент с куклой Бобо
Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослых (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, усилилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, смотревших фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась. Бандура выделил диаду "стимул — реакция" и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:
1) внимание к действию модели;

2) память о воздействиях модели;
3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;
4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.