Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений. Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь обнаруживать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскрывать противоречия и непоследовательность в их высказываниях.
Закон исключенного третьего предписывает:
«Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ведется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом: «Человек не может быть одновременно как здоровым, гак и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает. Соблюдение закона исключенного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дискуссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях. Выполнение требований закона исключенного третьего приучает оратора к последовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызывающие двойного истолкования.
Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обоснованные выводы, а выводы необоснованные относит к числу недопустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит выступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (истинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, является логически недопустимым.
Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъявляемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных утверждений, декларативность, наличие общих фраз и положений.
Основываясь на логических законах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. А это означает, что: речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рассуждения, двусмысленные замечания и необоснованно перескакивать с одной мысли на другую;
речь оратора должна быть последовательной, без противоречивых высказываний. Вся логика речи используется для утверждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения;
речь выступающего должна быть обоснована доказательствами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.
Только при соблюдении этих правил оратор сможет правильно и грамотно построить свое выступление и донести знания до слушателей, привести их к логическим выводам и заставить силой своего убеждения принять эти выводы.
Опираясь на законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, на правила оперирования понятиями и суждениями, используя различные виды умозаключений и доказательств, оратор добивается точных формулировок, последовательности в изложении материала, непротиворечивости выводов, строгой аргументации выдвинутых положений. Однако подчеркивая важное значение формальной логики в риторике, необходимо сказать и о том, что логические основы устной речи не ограничиваются принципами формальной логики. Ведь формальная логика - наука о выводном знании; она изучает законы правильной связи мыслей в процессе рассуждения, выясняет условия выведения новых знаний из знаний, установленных и проверенных. Ее задача состоит в том, чтобы определить условия получения истинных выводов из истинных посылок на основании правильного применения к ним законов. Логика — это инструмент, помогающий оратору доказывать выдвинутые тезисы, убеждать аудиторию, делать свои мысли ясными, четкими, стройными. Пренебрежение логикой, ее законами так или иначе резко отражается на содержании речи, затрудняет ее восприятие. В этом смысле принято говорить о логической культуре речи, включающей в себя понятие о логико-композиционном оформлении речи, о методах изложения материала и способах аргументации.
Логическая культура речи- это смысловая стройность, ясность и строго мотивированная последовательность, развернутая ораторская мысль посредством звучащего слова, умелое владение законами мышления и его формами, что находит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления. Законы формальной логики в речи оратора подчинены научному методу познания логики диалектической, требующей конкретно-исторического подхода к любому явлению и предмету, развития мысли от явления к сущности первого порядка, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному, от анализа к синтезу, от общего к особому и отдельному.
Главный принцип диалектической логики - всестороннее, конкретное рассмотрение предметов и явлений в их развитии с использованием критериев практики.
Логическая культура оратора проявляется прежде всего в рациональной организации информации, содержащейся в его выступлениях. Это выражается в четком изложении основных идей, в конструировании относительно самостоятельных информационных блоков, последовательном и внутренне согласованном их изложении, умелой расстановке логических акцентов в процессе выступления. Успех публичной речи во многом зависит от умения ее построить. Четкая композиция - логическая структура, которая способствует сознательному и активному восприятию темы, и, наоборот, слишком усложненная или расплывчатая композиция рассеивает внимание слушающих, действует на них де-мобилизующе.
Оратор строит свое выступление, заботясь о единстве трех его композиционных частей: вступления, главной части и заключения. Эти части публичного выступления подчинены цели речи, и это рождает нечто стройное, живое и органичное, о чем древнегреческий философ Платон писал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
Задача вступления — подготовить аудиторию к восприятию темы, связав его с уже известными понятиями, положениями, с темой предыдущего выступления, пробудить интерес, завладеть вниманием присутствующих. Вступительной части речи вредит растянутость, усложненность при определении цели выступления -все то, что может оттолкнуть слушателей, возвести невидимый барьер между ними и выступающими. Вступление должно быть «упругим», отличаться краткостью, простотой, естественностью и быть занимательным,
если позволяет тема и обстановка, в которой произносится речь.
Главная часть - самая большая и самая ответственная в публичной речи. Подведя аудиторию к восприятию темы, оратор должен переключить ее внимание на существо излагаемого вопроса и постоянно следить, чтобы аудитория «шла» за ним. Для достижения этой цели оратор тщательно продумывает методы логической организации материала, помогающие ему четко построить главную часть речи. К этим методам относятся индукция, дедукция, аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Индуктивный метод побуждает аудиторию проделать путь познания общего через частное. Достоинства этого метода отмечал еще Аристотель: «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Аудиторию с невысокой общеобразовательной подготовкой лучше всего вести к научным выводам через простые, жизненные, впечатляющие факты. При дедуктивном методе рассуждения оратор ведет своих слушателей к познанию истины от общего положения к частным случаям его проявления. К этому методу прибегают в случае необходимости разъяснить сложный, малоизвестный вопрос в хорошо подготовленной аудитории.
Если выступление касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологии событий, содержание предпочтительнее подать в историческом плане.
Заключение способствует осмысливанию всего сказанного, уяснению выводов, вытекающих из произнесенной речи, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью. Здесь уместно вспомнить немецкую пословицу: «Конец содержит краткий смысл длинной речи»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
А. О. Маковельский – “История логики”. -
В. И. Аннушкин – “Риторика. Вводный курс”. -
“Взаимосвязь логики с риторикой” - https://vuzlit.com/1515958/vzaimosvyaz_logiki_ritorikoy -
“Связь риторики с другими науками” - https://self.wikireading.ru/79883 -
“Взаимосвязь логики с другими науками: логика и риторика” - https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00064588_0.html