Файл: Роль логики и ее категорий в риторике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений. Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь обнаружи­вать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскры­вать противоречия и непоследовательность в их высказываниях.

Закон исключенного третьего предписывает:

«Из двух противоречащих суждений одно должно быть истин­ным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ве­дется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом: «Человек не может быть одновременно как здоровым, гак и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает. Соблюдение закона исключен­ного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дис­куссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях. Выполнение тре­бований закона исключенного третьего приучает оратора к по­следовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызы­вающие двойного истолкования.

Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Лю­бая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убе­дительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обосно­ванные выводы, а выводы необоснованные относит к числу не­допустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит вы­ступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (ис­тинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, яв­ляется логически недопустимым.

Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъ­являемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных ут­верждений, декларативность, наличие общих фраз и положений.


Основываясь на логических законах тождества, противоре­чия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. А это озна­чает, что: речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рас­суждения, двусмысленные замечания и необоснованно переска­кивать с одной мысли на другую;

речь оратора должна быть последовательной, без противо­речивых высказываний. Вся логика речи используется для ут­верждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения;

речь выступающего должна быть обоснована доказательст­вами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.

Только при соблюдении этих правил оратор сможет правиль­но и грамотно построить свое выступление и донести знания до слушателей, привести их к логическим выводам и заставить си­лой своего убеждения принять эти выводы.

Опираясь на законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, на правила оперирования по­нятиями и суждениями, используя различные виды умозаключе­ний и доказательств, оратор добивается точных формулировок, последовательности в изложении материала, непротиворечивости выводов, строгой аргументации выдвинутых положений. Однако подчеркивая важное значение формальной логики в риторике, необходимо сказать и о том, что логические основы устной речи не ограничиваются принципами формальной логики. Ведь фор­мальная логика - наука о выводном знании; она изучает законы правильной связи мыслей в процессе рассуждения, выясняет ус­ловия выведения новых знаний из знаний, установленных и про­веренных. Ее задача состоит в том, чтобы определить условия получения истинных выводов из истинных посылок на основа­нии правильного применения к ним законов. Логика — это инст­румент, помогающий оратору доказывать выдвинутые тезисы, убеждать аудиторию, делать свои мысли ясными, четкими, стройными. Пренебрежение логикой, ее законами так или иначе резко отражается на содержании речи, затрудняет ее восприятие. В этом смысле принято говорить о логической культуре речи, включающей в себя понятие о логико-композиционном оформ­лении речи, о методах изложения материала и способах аргументации.



Логическая культура речи- это смысловая строй­ность, ясность и строго мотивированная последовательность, развернутая ораторская мысль посредством звучащего слова, умелое владение законами мышления и его формами, что нахо­дит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления. Законы формальной логики в речи оратора подчи­нены научному методу познания логики диалектической, тре­бующей конкретно-исторического подхода к любому явлению и предмету, развития мысли от явления к сущности первого по­рядка, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному, от анализа к синтезу, от общего к особому и отдельному.

Главный принцип диалектической логики - всестороннее, конкретное рассмотрение предметов и явлений в их развитии с использованием критериев практики.

Логическая культура оратора проявляется прежде всего в ра­циональной организации информации, содержащейся в его вы­ступлениях. Это выражается в четком изложении основных идей, в конструировании относительно самостоятельных информаци­онных блоков, последовательном и внутренне согласованном их изложении, умелой расстановке логических акцентов в процессе выступления. Успех публичной речи во многом зависит от уме­ния ее построить. Четкая композиция - логическая структура, ко­торая способствует сознательному и активному восприятию темы, и, наоборот, слишком усложненная или расплывчатая ком­позиция рассеивает внимание слушающих, действует на них де-мобилизующе.

Оратор строит свое выступление, заботясь о единстве трех его композиционных частей: вступления, главной части и заклю­чения. Эти части публичного выступления подчинены цели речи, и это рождает нечто стройное, живое и органичное, о чем древне­греческий философ Платон писал: «Всякая речь должна быть со­ставлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с го­ловой и ногами, причем туловище и конечности должны подхо­дить друг к другу и соответствовать целому».

Задача вступления — подготовить аудиторию к восприятию темы, связав его с уже известными понятиями, положениями, с темой предыдущего выступления, пробудить интерес, завладеть вниманием присутствующих. Вступительной части речи вредит растянутость, усложненность при определении цели выступления -все то, что может оттолкнуть слушателей, возвести невидимый барьер между ними и выступающими. Вступление должно быть «упругим», отличаться краткостью, простотой, естественностью и быть занимательным,
если позволяет тема и обстановка, в ко­торой произносится речь.

Главная часть - самая большая и самая ответственная в пуб­личной речи. Подведя аудиторию к восприятию темы, оратор должен переключить ее внимание на существо излагаемого во­проса и постоянно следить, чтобы аудитория «шла» за ним. Для достижения этой цели оратор тщательно продумывает методы логической организации материала, помогающие ему четко по­строить главную часть речи. К этим методам относятся индук­ция, дедукция, аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагиро­вание, обобщение.

Индуктивный метод побуждает аудиторию проделать путь познания общего через частное. Достоинства этого метода отмечал еще Аристотель: «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Аудиторию с невысокой общеобразовательной подготовкой лучше всего вести к научным выводам через простые, жизнен­ные, впечатляющие факты. При дедуктивном методе рассуждения оратор ведет своих слушателей к познанию истины от общего положения к частным случаям его проявления. К этому методу прибегают в случае необходимости разъяснить сложный, малоизвестный вопрос в хорошо подготовленной аудитории.

Если выступление касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологии событий, содержание предпочтительнее подать в историческом плане.

Заключение способствует осмысливанию всего сказанного, уяснению выводов, вытекающих из произнесенной речи, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью. Здесь уместно вспомнить немецкую пословицу: «Конец содержит краткий смысл длинной речи»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. А. О. Маковельский – “История логики”.

  2. В. И. Аннушкин – “Риторика. Вводный курс”.

  3. “Взаимосвязь логики с риторикой” - https://vuzlit.com/1515958/vzaimosvyaz_logiki_ritorikoy

  4. “Связь риторики с другими науками” - https://self.wikireading.ru/79883

  5. “Взаимосвязь логики с другими науками: логика и риторика” - https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00064588_0.html