Файл: Здравоохранения как предмет государственного регулирования 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере здравоохранения РФ

1.1 Система здравоохранения как предмет государственного регулирования

1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ

1.3 Развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе

2. Анализ регулирования системы здравоохранения на примере ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""

2.1 Характеристика деятельности ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""

2.2 Анализ организации системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""

3. Совершенствование в сфере государственного регулирования системы здравоохранения

3.1 Проблемы государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""

3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1



Система здравоохранения РФ унаследовала модель управления, разработанную Н. Семашко. До революции 1917 года медицинские услуги предоставлялись широкой сетью медицинских учреждений. В послереволюционный период была введена система Н. Семашко, на основе которой и сформировалось современное российское здравоохранение. Ключевым принципом советской системы стало обеспечение общедоступности бесплатного медицинского обслуживания по месту жительства/пребывания. Финансирование системы осуществлялось из средств налогоплательщиков и отличалось высоко централизованной моделью управления материальными и кадровыми ресурсами в соответствии с иерархией медицинских учреждений, представленных на местном, региональном, республиканском и краевом уровнях. В советское время все работники здравоохранения являлись государственными служащими, ведение частной практики было запрещено.

Основное внимание уделялось постоянному увеличению трудовых и материальных ресурсов, а также развитию ведомственной системы здравоохранения, предоставляющей услуги преимущественно сотрудникам крупных промышленных производств, представителям некоторых министерств (например, Министерства транспорта и Министерства внутренних дел) и высшему руководящему составу КПСС.

Число россиян, которых устраивает система здравоохранения в современной России, за год увеличилось с 20% до 31%. Недовольных же стало меньше: 64% в 2014 году против 77% в предыдущем. Это следует из результатов опроса, которые в среду опубликовал «Левада-центр».

Однако всего 1% считает, что за год медицина в стране стала намного качественнее. Гораздо больше уверены в обратном: качество медицинских услуг за год сильно упало (так ответили 13%). В целом улучшения заметили 17% опрошенных (в прошлом году их было 11%), а некоторые ухудшения — 17% (год назад их было 27%). 48% за последний год значительных изменений не заметили.1

По-прежнему много россиян уверены, что не смогут при необходимости получить хорошие медицинские услуги: сейчас таких 16%, но в прошлом году было 22%. В обратном убеждены всего 4% (столько же было год назад). Мнения остальных разделились: 38% считают, что хорошее медицинское обслуживание получить скорее смогут (в 2013 году - 23%) и 37% — что скорее нет (год назад так считали 45%).


Организация системы здравоохранения, существовавшая в Советский период, в настоящее время признается одной из самых прогрессивных в мире. В большей степени это достигалось при помощи больших государственных затрат. За несколько последних десятилетий замечено повышение цен на медицинские услуги во многих странах, в том числе и в России. Связано это с появлением нового медицинского оборудования, новых лекарственных препаратов, затратами на переподготовку персонала т.д. существующая система здравоохранения России, в условиях экономической реформы, оказалась неспособной эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В настоящий период времени в России возросло число проблем, связанных со здоровьем населения, что увеличивает его потребность в медицинских услугах. Из-за этого особую важность приобретает проблема разработки методологических подходов к формированию источников финансирования здравоохранения на основе анализа опыта других стран.

Идеальной модели здравоохранения не существует, и не может существовать. Любую систему здравоохранения нужно рассматривать в прямой связи с особенностями развития и функционирования отдельно взятой страны. Достоинства и недостатки каждой конкретной модели определяются с помощью комбинации различных факторов. В зависимости от определенных условий каждая из моделей имеет свои преимущества перед другими по определенным показателям. В идеальном варианте система, которая построена на принципе универсализма, предполагает предоставление каждому индивиду основных форм социальной защиты. Это значит, что определенный уровень льгот по пользованию услугами здравоохранения должен предоставляться государством бесплатно. Вмешательство государства должно быть активным в тех важных областях, где рыночные силы не способны обеспечить эффективное размещение ресурсов


1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ



Децентрализация значительно повлияла на регулирование и планирование в здравоохранении, включая создание системы ОМС в начале 1990-х годов и проведение административных реформ в начале 2000-х годов. Данные функции были распределены между основными участниками процесса: на федеральном уровне – Минздравсоцразвития России и подведомственные организации, на уровне субъектов РФ – региональные и местные органы управления здравоохранением, ФФОМС, территориальные фонды ОМС, частные СМО, осуществляющие ОМС и ДМС.

По закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями СМО2, но могут владеть до 10% акций. СМО не имеют права предоставлять населению другие виды страхования, за исключением ДМС. В случае, когда организация предоставляет как ОМС, так и ДМС, учет средств должен вестись раздельно по каждому виду страхования. СМО для обеспечения устойчивости страховой деятельности создают резервные фонды. СМО не имеют права отказать страхователю в заключении договора ОМС, который соответствует действующим условиям страхования. СМО действует на основании договора с территориальным фондом ОМС, а также заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Основные положения регулирования производителей медицинских услуг определяются на федеральном уровне – Правительством РФ и Минздравсоцразвития России. Министерство определяет номенклатуру медицинских учреждений и медицинских специальностей, определяет процедуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.

Медицинская деятельность подлежит лицензированию на основании ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности". Порядок лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности разрабатывается Минздравсоцразвития России и утверждается Правительством РФ. Лицензирование осуществляется Росздравнадзором. Лицензии выдаются сроком на пять лет.

Основные требования для получения лицензии включают: наличие материально-технической инфраструктуры и высококвалифицированного персонала (наличие медицинских сотрудников с профильным образованием определенного уровня). Так, для получения лицензии на ведение медицинской деятельности соискатель представляет следующие документы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»:


  • документы о наличии зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности по перечню планируемых работ (утвержден Правительством РФ);

  • санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности;

  • регистрационные удостоверения и сертификаты соответствия на используемую медицинскую технику;

  • документы об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники;

  • документы об образовании и документы, подтверждающие стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;

  • документы об образовании состоящих в штате и привлекаемых по договору специалистов.

В соответствии с этим постановлением по отдельным заболеваниям предлагаются рекомендуемые нормы оснащения медицинских учреждений медицинской техникой и оборудованием и рекомендуемые штатные нормативы. На сегодняшний день практически все государственные учреждения здравоохранения относятся к единой организационно-правовой форме – государственного или муниципального бюджетного учреждения здравоохранения.

В рамках системы ОМС деятельность медицинских учреждений регулируется договорами, подписываемыми со СМО, в которых определяется объем и качество предоставляемой застрахованным лицам медицинской помощи. Оказанная медицинская помощь оплачивается СМО по утвержденным территориальным фондом ОМС тарифам. В соответствии с действующим законодательством медицинские учреждения, оказывающие услуги по ОМС и ДМС, должны реализовывать программы по ДМС без ущерба для программы ОМС.

Контроль качества медицинского обслуживания осуществляют: Росздравнадзор и подведомственные ему региональные отделения, региональные и муниципальные органы власти, территориальные фонды ОМС, СМО и медицинские учреждения.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 № 905 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля над соблюдением стандартов качества медицинской помощи» Росздравнадзор выполняет государственную контрольно-надзорную функцию посредством оценки соответствия оказываемой медицинской помощи требованиям к проведению диагностических, лечебных и иных исследований и мероприятий
3, а также медикаментозного лечения при конкретных заболеваниях и состояниях, установленных стандартами медицинской помощи, а также требованиям к объемам и качеству медицинской помощи.

В соответствии с действующим законодательством Росздравнадзор и его территориальные управления с целью поведению оценки медицинской помощи используют динамические показатели, характеризующие качество оказываемой медицинской помощи. Они также осуществляют мониторинг результатов социологических исследований, а также рассматривают жалобы граждан на качество медицинского обслуживания и проводят запланированные и незапланированные проверки на отдельных объектах в соответствии с утвержденным регламентом.Региональные управления Росздравнадзора совместно с соответствующими органами управления здравоохранением регионального и муниципального уровней отвечают за соблюдение стандартов медицинской помощи на подведомственной территории посредством сбора данных и проведения проверок.

Во многих регионах страны органы управления здравоохранением разрабатывают системы контроля качества медицинской помощи, включающие в себя проведение многоуровневых экспертиз, начиная от уровня подразделения медицинского учреждения и заканчивая региональным органом управления здравоохранением и региональным управлением Росздравнадзора.

Регулирование лекарственных средств (ЛС) осуществляется в рамках Федерального закона РФ от № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Закон регулирует процедуру регистрации ЛС на всех этапах, прописанную по этапам и срокам. Максимальный срок регистрации не превышает 210 рабочих дней (60 рабочих дней – для воспроизведенных лекарственных препаратов).

Информация о регистрируемых препаратах выкладывается в Интернет для обеспечения прозрачности процесса. В соответствии с законом, при условии существования подписанного всеми сторонами соглашения о подтверждении результатов клинической экспертизы, дополнительной клинической экспертизы препарата для его государственной регистрации не потребуется, что значительно упростило приход новых ЛС на российский рынок.

Кроме того, государством взимается единовременная пошлина за регистрацию ЛС, сборы от которой поступают в федеральный бюджет. Роспотребнадзор выполняет функции государственного надзора за оборотом некачественных и поддельных ЛС и в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль (над):