Файл: визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2.2. Ментальные карты.

Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы:

  • "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей,

  • оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".

Ментальные карты (в оригинале Mind maps®) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как "Интеллект-карты" и "Карты ума".

Роль ментальных карт в обучении:

  • наглядное представление информации,

  • обобщение и систематизация больших объемов информации,

  • представление информации в виде конспекта, опорный схемы, которые могут быть использованы на этапе решения задач.

Как составить ментальную карту?

1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3.

2. При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета).

3. Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок.

4. От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.

5. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.

6. Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.

7. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.

Пример ментальной карты № 1.




Пример ментальной карты № 2.



1.2.3. Причинные диаграммы.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.


Применение схем:

  • Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.

  • В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Этапы работы с диаграммой Исикавы:

1. Сбор всех факторов, причин, каким-либо образом влияющих на исследуемый результат.

2. Группировка факторов по смысловым и причинно - следственным блокам.

3. Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.

4. Анализ получившейся картины.

5. “Отбрасывание” факторов, на которые мы не можем влиять.

6. Игнорирование малозначащих и непринципиальных факторов.

Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для отбора факторов и нацеливания на наиболее важные, приводящие к конкретному результату причины, поддающиеся управлению.

Процедура составления схемы:

1. На широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;

2. От главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»;

3. Добавить дополнительные «косточки»;

4. Идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная информация находится в голове рыбы.

1.3. Подбор и анализ материала в области применения сервисов

визуализации опыта для учебной деятельности.

Роль визуализации в обучении.

Информация является связующим звеном между обучающим и
обучающимся. Именно способ восприятия учебного содержания должен
послужить основанием выбора технологического приема активизации
познавательной деятельности обучающихся. Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Необходимо отметить, что через зрительное восприятие человек значительно быстрее запоминает любую информацию.

При визуализации учебного материала следует учитывать, что наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ большей «емкости», уплотняя тем самым информацию. Визуализация помогает нам:



• Поддержать познавательную деятельность;

• Увидеть ранее скрытый смысл;

• Изменить перспективу видения и найти новую точку зрения;

• Запомнить информацию;

• Увидеть и установить новые связи между событиями и объектами.
Важным аспектом использования визуальных учебных материалов является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации. Технологические приемы визуализации ориентированы на то, чтобы обеспечить более образное, наглядное представление информации.

Сервисы визуализации опыта.

С развитием интернет – технологий, у вас появилась новая возможность - вебинары. Это тот же семинар, но не нужно никуда ехать, и даже платить деньги. Есть много сервисов с большим количеством бесплатных вебинаров. Я остановлюсь на сервисе Geniroom. Это простые технологии для проведения онлайн трансляций в интернете. Используя его инструменты, вы можете проводить вебинары, презентации, обучающие курсы, можете транслировать видео с мобильных устройств. Наконец, live-видео - это развлечение и новый формат онлайн-активности - вы можете размещать плейер на своих страницах социальных сетей или в блогах. Платформа Geniroom интерактивна и позволяет объединить в реальном времени live-видео, чат, фотографии, презентации, файлы, демонстрацию рабочего стола, и все это, как никогда, просто и удобно - одни плейер для всего сразу, один плейер и для просмотра и для проведения.

Сервис доступен бесплатно, но так же предлагается в расширенной версии с дополнительными платными опциями.

Примеры использования Видео - Tpaнсляции.

При помощи Geniroom вы легко можете осуществить видео-трансляцию любого события в прямом эфире. Видео – плейер Geniroom позволит без труда разместить трансляцию на вашем собственном сайте. После проведения трансляции, она будет доступна для просмотра в записи.

Вебинары.

Проведение вебинара на Geniroom во многом проще и удобнее, чем на
специализированных ресурсах. Здесь не требуется устанавливать дополнительное ПО, а видео-плейер для просмотра вебинара не сложнее привычного плейера для просмотра видео. Особенно полезна возможность полноценно записать вебинар: не только видео и звук, но и всю хронологию событий, в том числе сообщения в чате, показ слайдов презентации.

Шарииг видео с мобильных устройств.

Это новый тренд видео - трансляций в интернете. Теперь для передачи

качественного видео в прямом эфире не обязательно иметь комплект сложного и дорогостоящего оборудования. Сегодня многие мобильные устройства поддерживают приложения и имеют встроенную камеру, позволяющую передавать видео в очень высоком качестве. При наличии 3G-модема в таком устройстве, вы можете вести прямую трансляцию с места событий прямо па свой сайт в интернете.

Проведение презентаций.

Вы можете проводить и записывать онлайн – события, в рамках которых основной акцент будет не на видео, а на демонстрацию файлов или документов и комментарии к ним. Примером таких презентаций может быть научный или бизнес доклад, а может быть показ фотографий для друзей и знакомых.

Скринкастинг.

Скринкастинг – это быстро развивающееся явление в Интернете, однако далеко не все знают, что это такое и зачем он нужен. Где применяется. Это направление создало огромное количество информационных продуктов, направленных на обучение людей через Интернет.

Скринкаст (англ. scrccn - экран и cast корень brodcasting - вещать) - это
видеозапись с экрана монитора, так же известная как video scrccn capture (доел, видео захват экрана).

• Руководство. Скриикаст, демонстрирующий работу приложений программ
или сервиса.

• Наглядное пособие. Это, как правило, короткий скринкаст,
демонстрирующий последовательность действий пользователя приложения,
ведущих к достижению определенного эффекта.

• Скринкаст история - скринкаст, который используется как аргумент в
техническом споре о достоинствах или недостатках того или иного
средства.

• Обзор программного обеспечения. Известный жанр, который наиболее
часто реализуется в виде текста со скриншотами. Скринкаст делает его
более наглядным и динамичным.

• Анимированная доска преподавателя. Это наглядное средство,
транслирующееся одновременно нескольким учащимся.

• Скринкаст – видео. Этот жанр представляет собой сочетание
видеофрагментов и последовательностей скриншотов с экрана компьютера.

Видео снимается как без звука, так и с ним. Для съемки можно задать все
пространство экрана, его центральную часть, либо же самостоятельно отметить произвольную область экрана. Положение и размеры снимаемого участка регулируются. Тематика скринкаста может быть абсолютно любой, главное, включить фантазию и свои знания и способности.

Это даст хорошие возможности, прежде всего, педагогам для использования в обучении, особенно, если вы обучаете онлайн. Вот именно с сервисов я свой рассказ и начну. А затем расскажу об абсолютно бесплатных программах, простеньких, и не очень, которые можно использовать на своем компьютере для записи обучающих роликов.


Screencast-O-Matic - сервис для создания скринкастов в два клика.

Запись видео начинается после нажатия красной кнопки. Есть возможность записывать звуковые комментарии с микрофона или видео с веб-камеры. Есть возможность ставить запись паузу и возобновлять, но продолжительность ролика не должна превышать 15 минут. Для окончания записи нажимаем на кнопку Done и вам будет предложено сохранить ролик на сервере сервиса (требуется регистрация), на YouTube или на жесткий диск компьютера.


ГЛАВА II.

2. 1. Дидактико – методические теории использования наглядности в обучении иностранному языку.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении иностранному языку. Это явление обусловлено рядом причин:

  1. Расширение области наглядности и совершенствование ее инвентаря (появление новых ее видов);

  2. Внедрение аудио – визуальных методов обучения иностранным языкам;

  3. Программированное обучение заставило обсудить вопрос о соотношении наглядного и абстрактного в алгоритмизации процессов обучения;

  4. Выделились отдельные вопросы в сфере применения наглядности и ее ценности в обучении иностранным языкам;

  5. Стал обсуждаться вопрос об особенностях наглядности в зависимости от возрастных и индивидуально-типологических различий между обучаемыми;

  6. Поставлен вопрос о наглядности научения устной речи.

Ценность такого обучения заключается в том, что оно развивает мышление учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, которые, в свою очередь, служат лишь основой, толчком к познанию. Далее «с помощью воображения оно переходит в память, затем через обобщение единичного образуется понятие общего и, наконец, для уточнения знания о вещах достаточно понятых составляется суждение». Именно воображение развивает у ученика способность познавать сущность предметов и явлений по их «выразительным чертам». Это означает воспринять их так, чтобы они оказались особенно содержательными, т.е. стали бы конкретными, чувственно-наглядными репрезентантами законов жизни.

Психологическая особенность и ценность чувственно-наглядного преподнесения материала обучения состоит также в том, что оно мобилизует психическую активность учащихся: вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное понимание в послепроизвольное, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, т.е. облегчает весь процесс обучения.