Файл: визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому грамотно организованное предъявление наглядного материала – это огромное искусство.
Во-первых, необходимо раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном материале; переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее; чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет; следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.
Во-вторых, необходимо помнить о возрастных и индивидуально-типологических особенностях детей, так как возрастное несоответствие может свести на нет все положительные стороны наглядности.
Одной из психологических опор наглядности является подражание, а одним из механизмов подражания служит игра. Поэтому, чем моложе учащийся, тем в большей мере наглядность обучения должна быть связана с игрой, особенно при обучении устной речи.
Итак, информация, извлекаемая учащимися из чувственно-наглядного материала, обусловлена соотношением особенностей этого материала с возрастом учащихся как показателем их умственного развития.
В данном случае в это соотношение можно включить еще два элемента:
-
степень владения иностранным языком и особенность его соответствия родному языку учащихся во всех его аспектах (фонетическом, грамматическом, лексическом, стилистическом, лингвострановедческом); -
индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности учащихся и их психических процессов (тип восприятия, внимания, памяти).
Из детской и педагогической психологии известно, что можно выделить четыре типа учащихся в соответствии с ведущим видом нервной деятельности:
-
дети, более восприимчивые к звучащим воздействиям; -
дети, лучше воспринимающие зрительные впечатления; -
третья группа объединяет детей, для которых главную роль играют моторные впечатления; -
учащиеся, имеющие смешанный тип восприятия и памяти.
В равной мере известно, что учащиеся обладают различной направленностью их внимания, в частности, одни из них, прежде всего, схватывают целостное впечатление от объектов, а другие предпочитают аналитический путь распознания (от частного к целому).
Все эти психологические особенности, закономерности развития ребенка находят свое отражение в разнообразии видов наглядности обучения, которыми обладает сегодня современная педагогическая наука.
Когда-то наглядность обучения иностранному языку носила исключительно предметный характер (например, вводя новое слово, учитель показывал изображаемый им предмет или его образ). Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например, учащимся предлагалось промаркировать схематическое изображение структур или синтаксических конструкций какого-либо предложения.
В заключении необходимо отметить, что наглядность при обучении иностранному языку выступает как специально организованный, целенаправленный показ учебного материала, который позволяет увидеть общее через частное, идеальное через материальное, языковой закон через языковое действие.
Теперь мы видим, что, с одной стороны, применение средств зрительной наглядности состоит в том, чтобы напомнить обучающимся об уже известных понятиях, явлениях его родного языка и культуры; с другой – зрительная наглядность может познакомить иностранца с фактами, отсутствующими в его национальном контексте. Взаимное согласование вербального и визуального рядов, т.е. непреложное условие проведения в жизнь их дополнительности, может только повысить страноведческую отдачу учебного материала.
2.2. Изучение уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и использования социальных сервисов среди учащихся школы.
Каждый ребенок поистине уникален, обладает своим неповторимым характером, проявляет повышенный интерес к различным предметам и играм. Часто, для того, чтобы отыскать наиболее оптимальный метод воспитания и развития своего чада, родителям и учителям нужно больше знать о нем, его интересах и особенностях. Даже если дети растут и развиваются в одной семье, их способности могут проявляться в разной мере: один больше любит музыку и легко учит стихи, другой – обожает головоломки и ребусы, но совершенно не способен запомнить нотную грамоту. Логично, каждый ребенок требует особенного подхода, но для начала, важно определиться: кто именно ваш ребенок?
Многие медики и психологи утверждают, что у каждого человека обязательно преобладает один метод восприятия: слуховой, осязательный или зрительный. Дети – наилучший показатель этого. Именно поэтому при выборе методики развития каждого малыша опытные педагоги для начала проводят простые тесты, чтобы определить, визуал, аудиал или кинестетик их будущий ученик.
Мы предложили ученикам определить свой тип – визуал, аудиал, кинестетик; тест содержал несколько вопросов, которые с большой долей вероятности помогут учителям с выбором последующей программы развития.
-
Ребенок кинестетик.
Канал восприятия: телесные ощущения.
Ребенок кинестетик всегда очень подвижен и неусидчив. Такие учащиеся часто круглыми сутками бегают, прыгают и могут довольствоваться коротким отдыхом, при этом рано начинают интересоваться взрослой жизнью и стараются с первых лет помогать родителям по дому «делать взрослую работу». Не стоит отказывать ему в таком удовольствии – в процессе ученик быстро обучается и познает много нового.
-
Ребенок визуал.
Канал восприятия: зрение.
Ребенок визуал хорошо воспринимает и усваивает информацию, соотвественно, визуально, любят рассматривать картинки и карточки с различными изображениями, проявляет интерес у буквам и знакам с самого маленького возраста. Объяснять что-либо такому ребенку стоит на наглядном примере, обязательно показывая предмет разговора.
Спорт и искусство – стезя отнюдь не визуала, поэтому насильно заставлять малыша заниматься не любимым делом не рекомендуется.
-
Ребенок аудиал.
Канал восприятия: слух.
Аудиалы обожают слушать, очень внимательны и способны улавливать и запоминать различные звуки. Педагоги рекомендуют больше и чаще читать ребенку аудиалу сказки, занимать его всевозможными домашними спектаклями. Дети аудиалы редко проявляют интерес к рабочим специальностям и больше тяготеют к пению, театральной и актерской деятельности.
Результаты психологического тестирования «Мой тип». (Приложение № 1)
Диаграмма № 1.
Результаты опроса «Знание и использование приемов визуализации» среди учащихся школы и учителей.
1) Нужны ли вам видео уроки?
Диаграмма № 2.
2) Помогают ли вам они?
Диаграмма № 3.
Вывод:
Обобщая теоритическую и практическую стороны исследования можно сделать следующие выводы:
-
приемы визуализации практически безграничны; -
их возможности очень широки; -
можно визуализировать использование коммуникативных технологий, пошагово объяснять и показывать идеи разработок, со схемами и примерами.
Ученик заинтересован в получении визуализированной и озвученной информации, это лучше, чем читать голый текст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внедрение приемов визуализации при обучении иностранному языку является залогом оздоровления современной методики преподавания английского языка в средней школе.
Сфера применения описательной техники картинки обширна и затрагивает различные этапы педагогического действия: этап введения, отработки, закрепления и контроля изучаемого материала. Универсальность описываемых приемов визуализации не исключает некоторые трудности при их использовании в современной российской школе. Однако опытное обучение показало его состоятельность как приема формирования коммуникативной компетенции.
Среди положительных характеристик были отмечены:
-
формирование положительной мотивации учения; -
гибкость подачи нового материала; -
оперативность подачи нового материала; -
максимальная совместимость с традиционными формами работы по обработке лингвострановедческого материала.
В процессе нашего исследования мы:
-
изучили разнообразную психологическую, дидактическую, лингвистическую, методическую литературу отечественных и зарубежных авторов; -
провели психологические тестирования, которые позволили проследить на практическом материале реализацию принципов преподавания английского языка с помощью приемов визуализации, как средства формирования коммуникативной компетенции; -
с учетом выявленных результатов была разработано мультимедийное приложение с серией видео роликов к урокам английского языка.
С позиции проделанной работы мы пришли к заключению, что:
1) с точки зрения современных тенденций в методике преподавания иностранного языка текст рассматривается как основная коммуникативная единица, носитель языковых и общих знаний о мире, а работа с ним – как способ формирования «тезауруса» личности, отражающего языковую и глобальную картину мира носителя языка;
2) рассмотренные приемы визуализации и структурирования информации представляют собой универсальные техники, позволяющие активно усваивать учебный материал разной языковой сложности.
Мы считаем, что изучаемая проблема представляет бесспорный интерес, как для учащихся, так и для учителей – практиков, затрагивая широкий круг психологических, дидактических, лингвистических, методических вопросов и предоставляя богатый материал для дальнейшего изучения.
Библиография
1. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях, М.: Народное образование, 2010 г.
2. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия “Информатика и информатизация образования” № 1 – М.: МГПУ, 2003., с. 102-106.
3. Карасева И.В. Основы программирования учебно-исследовательской деятельности студентов // Научно-методическое обеспечение управления качеством высшего профессионального образования: – Волгоград: ВГСХА, 2006. – 0,2 п.л.
4. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова // Иностранные языки в школе. – 2000 - № 5.
5. В.А. Лингвострановедческий аспект в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников// Иностранные языки в школе. – 1993.- № 1.
6. Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе. - 1993. – № 2.
7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: 1990.
8. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3455/
9. http://www.ysnex.ru/visualization.php
10. http://www.sunhome.ru/magic/12010
11. http://www.forum-grad.ru/forum261/thread11868.html
12. http://www.youtube.com/watch?v=Qsg7y2nH4xk
13. http://www.youtube.com/watch?v=CYC-IPEsNyo&feature=related
Приложение 1.
Тест «Визуал, аудиал, кинестетик?»
1. Какая одежда вам больше нравится?
А) с различными украшениями и деталями,
Б) что-то люблю, что-то нет - неизвестно почему,
В) нравится практически все, лишь бы была удобной.
2. Заметит ли вы, если кто – то переложит ваши вещи в комнате?
А) не придам значения,
Б) да, и мне это не понравится,
В) не всегда, чаще всего мое внимание рассеяно,
3. Какие игрушки вы предпочитаете?
А) вещи (мамины кастрюли, папины инструменты и т.д.),
Б) конструкторы,
В) музыкальные,
4. С самого раннего возраста вы умеете:
А) напевать разные мелодии, издавать неожиданные звуки,
Б) строить дома из подручных средств, складывать пирамиды из кастрюль или подушек,
В) интересоваться буквами и знаками.
5. Как вас удается успокоить?
А) рассказом интересной истории,
Б) придумав что-либо оригинальное и неожиданно (например, построить дом из стульев и одеяла),
В) просто разговором,
6. Когда вы счастливы, что вы делаете?
А) прыгаю и бегаю,
Б) выражаю свою радость словами,
В) пою.
Приложение 2.
Примеры ментальных карт по теме «Олимпийские Игры».