Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1022

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ки. Шатунная шейка со щеками образует кривошип (или колено) вала. Расположение кривошипов обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов поршня в различ- ных цилиндрах.
Коленчатые валы штампуют из стали или отливают из высокопрочного магниевого чугуна. Шейки выполняются полыми для уменьшения центробежных сил и использу- ются как грязеуловители для моторного масла. Шейки ко- ленчатого вала шлифуют и полируют, поверхность закали- вается токами высокой частоты. Щеки вала имеют сверле- ния для подвода масла к трущимся поверхностям корен- ных и шатунных шеек коленчатого вала.
Коленчатые валы, у которых каждая шатунная шейка имеет с двух сторон коренные шейки, называются полно- опорными.
Продольное перемещение коленчатого вала при его теп- ловом расширении ограничивается упорными сталебаббито- выми шайбами, которые устанавливаются по обе стороны
Рис. 7. Коленчатый вал
26
первого коренного подшипника или четырьмя сталеалюми- ниевыми полукольцами, установленными в вытачке задней коренной опоры вала.
Для предотвращения утечки масла на концах коленчато- го вала устанавливаются маслоотражатели и сальники. Пре- дусматриваются также маслосгонные спиральные канавки и маслоотражательный буртик.
Вкладыши коренных подшипников имеют такую же кон- струкцию, как и вкладыши шатунных подшипников. У дви- гателей с блоками, выполненными из алюминиевых спла- вов, крышки коренных подшипников выполняют из чугуна для предотвращения заклинивания коленчатого вала при низких температурах.
Крышки коренных подшипников растачивают совмест- но с блоком цилиндров и при сборке двигателя их устанав- ливают только на свои места, не меняя положения.
Маховик служит для уменьшения неравномерности ра- боты двигателя, вывода поршней из мертвых точек, облег- чения пуска двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места.
Маховик представляет собой массивный диск, отлитый из чугуна, на обод которого напрессован стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вала стар- тером при пуске двигателя. Для исключения нарушения ус- тановочной балансировки маховик крепится болтами к флан- цу коленчатого вала на несимметрично расположенных штифтах.
Поддон картера является резервуаром для моторного масла и предохраняет картер двигателя от попадания пыли и грязи.
Поддон штампуют из листовой стали или отливают из алюминиевых сплавов. Для герметизации плоскости разъе- ма между картером и поддоном устанавливают пробковые или маслобензостойкие прокладки. Поддон крепится болта- ми или шпильками.
27


Крепление двигателя к раме или несущему кузову дол- жно быть надежным и амортизировать толчки, возникаю- щие при работе двигателя и движении автомобиля. В каче- стве опор применяют специальные кронштейны (лапы), под которые устанавливают одну или две резиновые подушки или пружины. Двигатели могут быть закреплены на раме в трех или четырех точках. Часто для фиксации двигателя используются тяги или скобы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Для чего служит кривошипно-шатунный механизм?
2. Из каких основных деталей состоит кривошипно-шатун-
ный механизм?
3. Назвать основные детали поршневой группы и описать их
устройство.
4. Как устроены шатун и коленчатый вал ?
5. Каким образом осуществляется крепление двигателя на
автомобиле?
Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм служит для своевре- менного впуска в камеры сгорания горючей смеси (карбюра- торные и газосмесительные двигатели) или воздуха (дизель- ные двигатели) и выпуска из них отработавших газов.
Газораспределительные механизмы различают по рас- положению клапанов в двигателе. Они могут быть с верх- ним (в головке цилиндров) и нижним (в блоке цилиндров) расположением клапанов. Наиболее распространен газораспределительный механизм с верхним расположени- ем клапанов, что облегчает доступ к клапанам для их об-
28
служивания, позволяет получить компактную камеру сгора- ния и обеспечить лучшее наполнение ее горючей смесью или воздухом.
Газораспределительный механизм (рис. 8) состоит из:
• распределительного вала;
• механизма привода распределительного вала;
• клапанного механизма.
Работу газораспределительного механизма рассмотрим на примере двигателя с V-образным расположением цилин- дров.
Распределительный вал находится в «развале» блока дви- гателя, то есть между его правым и левым рядами цилинд- ров, и приводится во вращение от коленчатого вала через блок распределительных шестерен. При цепном или ремен-
Рис. 8. Газораспределительный механизм V-образного двигателя
с верхним расположением клапанов
29
ном приводе вращение распределительного вала осуществ- ляется с помощью соответственно цепной или зубчатой ре- менной передачи (рис. 9).
При вращении распределительного вала кулачок набега- ет на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верх- ний конец штанги надавливает на регулировочный винт, установленный во внутреннем плече коромысла. Коромыс- ло, проворачиваясь на своей оси, наружным плечом нажи- мает на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного клапана в головке цилиндров строго в соот- ветствии с фазами газораспределения и порядком работы цилиндров.
Под фазами газораспределения понимают моменты на- чала открытия и конца закрытия клапанов, которые выра- жаются в градусах угла поворота коленчатого вала относи- тельно мертвых точек. Фазы газораспределения подбира- ют опытным путем в зависимости от числа оборотов дви- гателя и конструкции впускных и выпускных патрубков.
Заводы-изготовители указывают фазы газораспределения для своих двигателей в виде таблиц или диаграмм.
Правильность установки газораспределительного меха- низма определяется по установочным меткам, которые рас- полагаются на распределительных шестернях или привод- ном шкиве блока цилиндров двигателя.
Отклонение при установке фаз приводит к выходу из строя клапанов или двигателя в целом. Постоянство фаз га- зораспределения сохраняется только при соблюдении рег- ламентируемого теплового зазора в клапанном механизме данной модели двигателя. Нарушение величины этого зазо- ра приводит к ускоренному износу клапанного механизма и потери мощности двигателя.
Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называется порядком работы цилин-
дров двигателя, который зависит от расположения цилинд-
30


Рис. 9. Цепной привод газораспределительного механизма с верх-
ним расположением распределительного вала:
1 — коленчатый вал; 2 — ведущая звездочка; 3 — цепь; 4 — баш-
мак натяжного устройства; 5 — натяжное устройство; 6 — ведомая
звездочка; 7 — распределительный вал; 8 — рычаг привода клапа-
на; 9 — клапаны; 10 — втулка регулировочного болта; 11 — регули-
ровочный болт; 12 — успокоитель цепи; 13 — звездочка привода
масляного насоса и прерывателя-распределителя
31
ров и конструктивного исполнения коленчатого и распреде- лительного валов.
У четырехцилиндровых однорядных двигателей такты чередуются через 180° и порядок работы цилиндров может
В V-образных восьмицилиндровых четырехтактных дви- гателях шатунные шейки коленчатого вала располагаются под углом 90°, и при угле развала двигателя 90° одноимен- ные такты будут перекрываться в левом ряду цилиндров по отношению к правому ряду на 90° или 1/4 оборота коленча- того вала (см. приложение). Эти двигатели имеют следую- щий порядок работы цилиндров: 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 —
7—8 (рис.10).
Знание порядка работы цилиндров необходимо для пра-
Рис. 10. Схема порядка работы цилиндров 4-тактного восьмици-
линдрового V-образного двигателя
быть 1—3 — 4—2 (АЗЛК, ВАЗ) или 1—2—4—3 (ГАЗ).
32
вильного подсоединения проводов к свечам зажигания кар- бюраторных двигателей или трубопроводов высокого давле- ния дизельных двигателей, а также при регулировке тепло- вых зазоров клапанного механизма.
ДЕТАЛИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Распределительный вал служит для открытия и закры- тия клапанов газораспределительного механизма в опреде- ленной последовательности согласно с порядком работы цилиндров двигателя.
Распределительные валы отковывают из стали с после- дующей цементацией и закаливанием токами высокой час- тоты. На некоторых двигателях валы отливают из высоко- прочного чугуна. В этих случаях поверхность кулачков и шеек вала отбеливается и затем шлифуется. Для уменьшения тре- ния между шейками и опорами в отверстия запрессовывают стальные, покрытые антифрикционным слоем, или метал- локерамические втулки.
Между опорными шейками распределительного вала рас- полагаются кулачки, по два на каждый цилиндр, — впускной и выпускной. Помимо этого на валу крепится шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя и имеется эксцентрик для привода топливного насоса.
Шестерни распределительных валов изготовляют из чу- гуна или текстолита, приводную распределительную шес- терню коленчатого вала — из стали. Зубья у шестерен ко- сые, что вызывает осевое перемещение вала. Для предуп- реждения осевого смещения предусмотрен упорный фланец, который закреплен на блоке цилиндров между торцом пере- дней опорной шейки вала и ступицей распределительной ше- стерни (рис. 11).
В четырехтактных двигателях рабочий процесс происхо- дит за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала.
Это возможно, если распределительный вал за это время
33


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Рис. 11. Устройство для ограничения осевого и смещения распре-
делительного вала
сделает в два раза меньшее число оборотов. Поэтому диа- метр шестерни, установленной на распределительном валу, делают в два раза большим, чем диаметр шестерни коленча- того вала.
Для правильной работы двигателя кривошипы коленча- того вала и кулачки распределительного вала должны нахо- диться в строго определенном положении относительно друг друга. Поэтому при сборке двигателя распределительные шестерни вводятся в зацепление по имеющимся на их зубь- ях меткам: одной — на зубе шестерни коленчатого вала, а другой — между двумя зубьями шестерни распреде- лительного вала. На двигателях, имеющих блок распреде- лительных шестерен, установка их производится также по меткам (рис. 12).
Толкатели передают усилие от кулачков распредели- тельного вала к штангам. Изготовляют их из чугуна и ста-
34

Рис. 12. Совмещение меток распределительных шестерен
ли. Толкатели бывают цилиндрическими, грибовидными или роликовыми и имеют сферические углубления, в ко- торые входят нижние концы штанг. Перемещаются тол- катели в направляющих, выполненных в блоке цилинд- ров, либо в прикрепленных к нему специальных корпу- сах. Для предотвращения неравномерности износа их ра- бочих поверхностей толкатели все время провертываются вокруг своих осей за счет выпуклой поверхности их ниж- ней головки и скошенной поверхности кулачка распреде- лительного вала.
35

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполняются в виде полых цилиндрических стержней из стали с закаленными наконечниками или в виде дюралюми- ниевых трубок с запрессованными с обеих сторон сфериче- скими стальными наконечниками. Штанга упирается с од- ной стороны в углубление толкателя, а с другой — в сфери- ческую поверхность регулировочного винта коромысла.
Коромысло передает усилие от штанги к клапану. Вы- полняют его в виде двуплечего рычага, посаженного на ось.
Плечо коромысла со стороны клапана длиннее, чем со сто- роны штанги-толкателя, что позволяет уменьшить высоту подъема штанги толкателя. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт с контргайкой для установки теплового зазора в клапанном механизме. Для уменьшения трения коромысла об ось в отверстие запрессовывается брон- зовая втулка. Устанавливают коромысла на полых стальных осях, которые бывают общими для всех цилиндров или изготовляются отдельно для каждого цилиндра. Оси закреп- ляются в стойках на головке цилиндров двигателя. От про- дольного перемещения коромысло удерживается при помо- щи цилиндрических пружин.
Клапаны служат для периодического открытия и закры- тия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимос- ти от положения поршня в цилиндре и от порядка работы двигателя.
Клапан (рис. 13) состоит из тарельчатой плоской голов- ки и стержня. Головка имеет узкую рабочую кромку — фас- ку, скошенную под углом 45 или 30°. Диаметр головки впус- кного клапана больше, чем выпускного, что обеспечивает более быстрое заполнение камеры сгорания цилиндра заря- дом горючей смеси.
Впускные клапаны изготовляют из хромистой стали; выпускные клапаны или их головки — из жаростойкой ста- ли. Седла клапанов запрессованы в головку или блок ци- линдров и изготовляются из жаропрочного чугуна. На фаску
36