Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1034
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Наибо- лее точную и достоверную информацию об электрических процессах, протекающих в цепях системы зажигания, мож- но получить при использовании специальных диагностичес- ких стендов с осциллографами, применение которых позво- ляет достаточно просто и быстро определить работоспособ- ность элементов системы зажигания по осциллограммам.
Для этого подключают осциллограф к цепям низкого (клем- ма первичной обмотки катушки зажигания) и высокого (клем- ма вторичной обмотки катушки зажигания) напряжения. На типовых осциллограммах системы зажигания можно выде- лить следующие характерные участки (рис. 195):
Рис. 195. Типовые осциллограммы цепей системы зажигания:
а — цепи низкого напряжения; б — цепи высокого напряжения
А — участок длительности горения дуги между электро- дами свечи зажигания. Мощность искры (амплитуда кри- вой) и время горения дуги (протяженность участка кривой) зависят от состояния контактов прерывателя и зазора между ними;
Б — участок рассеяния остаточной энергии катушки за- жигания. Характер кривой на этом участке определяет ис- правность колебательного контура катушки зажигания и кон- денсатора;
В — участок времени от момента прекращения колеба- ний до замыкания контактов;
Г — участок угла замкнутого состояния контактов.
Оценку системы зажигания осуществляют, сравнивая полученную форму кривой с эталонной.
483
При отсутствии специального стенда с осциллографом проверка цепей контактной системы может быть выполнена с использованием индикатора (контактной лампы) в следу- ющей последовательности.
Для проверки исправности цепи низкого напряжения следует присоединить один провод индикатора к корпусу автомобиля («к массе»), а другой — последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерыва- теля) к входной и выходной клеммам выключателя зажига- ния, входной и выходной клеммам катушки и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение кон- такта или обрыв будет на том участке цепи, в начале кото- рого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выходной клемме катушки за- жигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указывать и на неисправность изо- ляции подвижного контакта (замыкание контакта на «мас- су»). В этом случае необходимо заменить контактную группу прерывателя.
Для проверки исправности цепи высокого напряжения
(при исправной цепи низкого напряжения) необходимо снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала пол- ностью соединить контакты прерывателя и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распредели- теля. Затем включить зажигание и, держа конец провода на расстоянии 4...5 мм от «массы», пальцем размыкать контак- ты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свиде- тельствует о наличии неисправности в цепи высокого напря- жения или неисправности конденсатора. Для окончательно- го выявления причины необходимо заменить конденсатор заведомо исправным и повторить проверку; если искры нет, заменить катушку зажигания.
Проверка исправности конденсатора производится сле- дующим образом. Отсоединить провод конденсатора от клем- мы прерывателя, после чего, поставив контакты прерывате- ля на полное смыкание, включить зажигание и рукой раз- мыкать контакты, между которыми должно наблюдаться
484
сильное искрение. После этого провод конденсатора следует снова присоединить к клемме и размыкать контакты. Если искрение уменьшается, конденсатор исправен, в противном случае его необходимо заменить.
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших их строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммута- тора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов — крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Приработка и испытание двигателя после
ремонта
Приработка — это процесс изменения макро- и микро- геометрии, а также физико-механических свойств трущих- ся поверхностей деталей механизма или агрегата с целью подготовки его к восприятию эксплуатационных нагрузок.
Приработка является заключительным этапом ремонта дви- гателя. На крупных ремонтных предприятиях, выполняю- щих капитальный ремонт двигателей, их приработка и ис- пытание после ремонта осуществляется на специальных ис- пытательных стендах в три стадии: холодная приработка, когда коленчатый вал двигателя принудительно приводит- ся во вращение внешним источником энергии (обычно элек- тродвигателем); горячая обкатка без нагрузки, когда обка- тываемый двигатель работает самостоятельно; горячая при- работка с нагрузкой, когда двигатель работает, преодоле- вая сопротивление нагрузочного тормозного устройства
(электродвигатель, работающий в режиме генератора или гидротормоз).
Холодная приработка двигателя производится на испы- тательном стенде, оборудованном системой принудительной циркуляции масла с его подогревом. Холодная приработка
485
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших их строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммута- тора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов — крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Приработка и испытание двигателя после
ремонта
Приработка — это процесс изменения макро- и микро- геометрии, а также физико-механических свойств трущих- ся поверхностей деталей механизма или агрегата с целью подготовки его к восприятию эксплуатационных нагрузок.
Приработка является заключительным этапом ремонта дви- гателя. На крупных ремонтных предприятиях, выполняю- щих капитальный ремонт двигателей, их приработка и ис- пытание после ремонта осуществляется на специальных ис- пытательных стендах в три стадии: холодная приработка, когда коленчатый вал двигателя принудительно приводит- ся во вращение внешним источником энергии (обычно элек- тродвигателем); горячая обкатка без нагрузки, когда обка- тываемый двигатель работает самостоятельно; горячая при- работка с нагрузкой, когда двигатель работает, преодоле- вая сопротивление нагрузочного тормозного устройства
(электродвигатель, работающий в режиме генератора или гидротормоз).
Холодная приработка двигателя производится на испы- тательном стенде, оборудованном системой принудительной циркуляции масла с его подогревом. Холодная приработка
485
производится при малых оборотах коленчатого вала в тече- ние часа: 30 мин при частоте 450...500 мин
–1
и 30 мин с по- степенным увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя до 900...950 мин
–1
После окончания холодной приработки отсоединяют от двигателя систему принудительной циркуляции масла, за- ливают масло в картер двигателя до нормального уровня и производят горячую приработку (обкатку).
Горячая обкатка двигателя без нагрузки (на холостом ходу) производится в течение 50...60 мин при постоянном увеличении частоты вращения коленчатого вала от 900 до
1500...1600 мин
–1
и более в зависимости от марки двигателя.
При этом проверяют подтекание охлаждающей жидкости, топлива и масла через соединения трубопроводов и проклад- ки, давление масла в смазочной системе, наличие стуков и шумов в работе двигателя. При выявлении неисправностей двигатель останавливают, производят их устранение, а за- тем продолжают обкатку. Рекомендуемые режимы горячей приработки двигателей приведены в табл. 5.
Т а б л и ц а 5
Режим горячей обкатки двигателей без нагрузки
Модель
двигателя
Циклы обкатки
1
1
2
3
4
5
6
ВАЗ-2108
750...800/2
1000/3
1500/4
2000/5
ВАЗ-2105,
-2106
ΒΑ3-2105,
-2106
800/15
2000/15
2600/15
—
МеМЗ-245
МеМЗ-245 900...1100/5 1900...2100/5 2900...3100/5 3900...4100/5
4100...4500/5
У3AM-331,
-412
УЗАМ-331,
-412
950...1050/15 1400... 1500/5 1900...2000/5 2400...2500/5 2900...3000/5
1
В числителе указана частота вращения коленчатого вала двигателя
(мин
1
), в знаменателе — время обкатки (мин).
486
–1
и 30 мин с по- степенным увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя до 900...950 мин
–1
После окончания холодной приработки отсоединяют от двигателя систему принудительной циркуляции масла, за- ливают масло в картер двигателя до нормального уровня и производят горячую приработку (обкатку).
Горячая обкатка двигателя без нагрузки (на холостом ходу) производится в течение 50...60 мин при постоянном увеличении частоты вращения коленчатого вала от 900 до
1500...1600 мин
–1
и более в зависимости от марки двигателя.
При этом проверяют подтекание охлаждающей жидкости, топлива и масла через соединения трубопроводов и проклад- ки, давление масла в смазочной системе, наличие стуков и шумов в работе двигателя. При выявлении неисправностей двигатель останавливают, производят их устранение, а за- тем продолжают обкатку. Рекомендуемые режимы горячей приработки двигателей приведены в табл. 5.
Т а б л и ц а 5
Режим горячей обкатки двигателей без нагрузки
Модель
двигателя
Циклы обкатки
1
1
2
3
4
5
6
ВАЗ-2108
750...800/2
1000/3
1500/4
2000/5
ВАЗ-2105,
-2106
ΒΑ3-2105,
-2106
800/15
2000/15
2600/15
—
МеМЗ-245
МеМЗ-245 900...1100/5 1900...2100/5 2900...3100/5 3900...4100/5
4100...4500/5
У3AM-331,
-412
УЗАМ-331,
-412
950...1050/15 1400... 1500/5 1900...2000/5 2400...2500/5 2900...3000/5
1
В числителе указана частота вращения коленчатого вала двигателя
(мин
1
), в знаменателе — время обкатки (мин).
486
Горячая приработка двигателя под нагрузкой произво- дится с дальнейшим постепенным увеличением оборотов, а также нагрузки на двигатель в соответствии с рекомендуе- мыми для данного двигателя режимами обкатки, с помо- щью специального нагрузочного устройства при такой при- работке постоянно увеличивают тормозной момент, и соот- ветственно возрастает развиваемая двигателем мощность.
При отсутствии специального испытательного стенда отремонтированный двигатель можно обкатать после его установки на автомобиль.
Обкатка двигателя на автомобиле производится снача- ла на холостом ходу в соответствии с приведенными выше рекомендациями по горячей обкатке двигателя без нагруз- ки. А затем двигатель обкатывается на пробеге 5000 км с соблюдением рекомендуемых в инструкции по эксплуата- ции максимальных скоростей движения на каждой переда- че.
Необходимо учитывать, что после ремонта двигатель имеет повышенное сопротивление вращению, поэтому в те- чение его обкатки не рекомендуется доводить его работу до максимальных режимов. В обкаточный период необходимо более часто, чем при обычной эксплуатации, проверять от- сутствие подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла, наличие посторонних шумов, а также контролиро- вать давление масла и температуру охлаждающей жидкости и оперативно устранять выявленные неисправности.
Замена масла в двигателе после ремонта осуществляется в более короткие сроки — первая замена производится через
1000...2000 км пробега, а далее — в соответствии с рекомен- дацией инструкции по эксплуатации данного автомобиля.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 37
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что позволяет оценить диагностирование двигателя и ка-
кие при этом снимают показатели и параметры ?
487
2. Перечислить порядок операций, необходимых для снятия
двигателя с автомобиля.
3. Объяснить, с какой целью проверяют и подтягивают бол-
ты крепления головок цилиндров.
4. Назвать детали, техническое состояние которых влияет
на величину компрессии.
5. Объяснить, с какой целью регулируются тепловые зазоры
газораспределительного механизма.
6. Назвать возможные неисправности системы охлаждения
и перечислитеь их характерные признаки, способы обнару-
жения и устранения.
7. Каким должно быть давление масла в прогретом двига-
теле при номинальной и минимальной частотах вращения
коленчатого вала ?
8. Рассказать о способах обнаружения и устранения неис-
правностей в системе смазки.
9. Назвать наиболее вероятные причины неисправности кар-
бюраторов.
10. Какие параметры измеряют при диагностике приборов пи-
тания?
11. Перечислить объем работ по обслуживанию приборов по-
дачи топлива, выполняемых при ЕО, ТО-1, ТО-2, СО.
12. Перечислить основные неисправности системы зажигания.
13. Перечислить основные параметры, проверяемые при опре-
делении технического состояния системы зажигания.
14. Назвать три стадии приработки и испытания двигателей
после капитального ремонта.
488
Г л а в а 5
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОНТ ТРАНСМИССИЙ
Перегрузка механизмов во время работы, плохая смазка приводят к поломкам и неисправностям агрегатов трансмис- сии, выводящим из строя автомобиль.
Сцепление
В механизме сцепления могут возникнуть неисправнос- ти:
• неполное включение (сцепление пробуксовывает);
• неполное выключение (сцепление ведет);
• резкое включение сцепления.
Сцепление пробуксовывает, крутящий момент от вала двигателя не полностью передается на ведущие колеса. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя скорость автомобиля увеличивается очень медленно (иногда автомобиль двигается рывками). Пробуксовывание сцепле- ния вызывают:
• отсутствие зазора между подшипником муфты и ры-
489
чагами включения при отпущенной педали сцепления, вследствие чего ведущий диск не полностью прижи- мается к ведомому. Для устранения этой неисправно- сти необходимо проверить и отрегулировать свобод- ный ход педали сцепления;
• замасливание дисков сцепления. Для устранения этой неисправности сцепление нужно разобрать, тщатель- но промыть, а фрикционные накладки зачистить сталь- ной щеткой;
• износ фрикционных накладок. Неисправность устра- няется регулировкой свободного хода педали сцепле- ния (при большом износе накладок их необходимо за- менить новыми);
• поломка или ослабление нажимных пружин — пру- жины необходимо заменить.
Сцепление не полностью выключается. Признаком та- кой неисправности является включение передачи, сопровож- дающееся скрежетом шестерен коробки передач. Причины возникновения данной неисправности:
• большой зазор между упорным подшипником муфты выключения и внутренними концами рычажков вы- ключения (устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления);
• перекос или коробление ведомых дисков — устраня- ется заменой поврежденных дисков;
• обрыв фрикционных накладок — сцепление необходи- мо разобрать и заменить накладки;
• перекос нажимного диска (ведущий диск частично продолжает прижиматься к ведомому) необходимо отрегулировать положение рычагов выключения сцеп- ления.
Сцепление резко включается. Такая неисправность мо- жет возникнуть в случае заедания муфты выключения на
490
• замасливание дисков сцепления. Для устранения этой неисправности сцепление нужно разобрать, тщатель- но промыть, а фрикционные накладки зачистить сталь- ной щеткой;
• износ фрикционных накладок. Неисправность устра- няется регулировкой свободного хода педали сцепле- ния (при большом износе накладок их необходимо за- менить новыми);
• поломка или ослабление нажимных пружин — пру- жины необходимо заменить.
Сцепление не полностью выключается. Признаком та- кой неисправности является включение передачи, сопровож- дающееся скрежетом шестерен коробки передач. Причины возникновения данной неисправности:
• большой зазор между упорным подшипником муфты выключения и внутренними концами рычажков вы- ключения (устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления);
• перекос или коробление ведомых дисков — устраня- ется заменой поврежденных дисков;
• обрыв фрикционных накладок — сцепление необходи- мо разобрать и заменить накладки;
• перекос нажимного диска (ведущий диск частично продолжает прижиматься к ведомому) необходимо отрегулировать положение рычагов выключения сцеп- ления.
Сцепление резко включается. Такая неисправность мо- жет возникнуть в случае заедания муфты выключения на
490
направляющей втулке или вследствие образования трещин на ведущих дисках. Для устранения указанных неисправно- стей требуется замена соответствующих деталей.
Основные работы по ТО сцепления:
• ЕО. Проверить действие механизма сцепления путем трогания с места и переключения передач при движе- нии.
• ТО-1. Проверить свободный ход педали (и, если нуж- но, отрегулировать его), состояние и крепление оттяж- ной пружины. Смазать (по графику смазки) валик пе- дали сцепления и подшипник муфты выключения сцепления. Проверить работу сцепления.
Ремонт деталей и узлов механизма сцепления. При ре- монте картер сцепления с блоком цилиндров не разъединя- ют, чтобы не нарушить соосность центрирующего отверстия относительно коренных опор коленчатого вала.
При наличии трещины, проходящей через центрирую- щее отверстие или более чем через одно отверстие крепле- ния коробки передач, а также трещины, захватывающие бо- лее половины периметра сечения лап, деталь бракуют. Не- большие трещины и обломы на нагруженных поверхностях устраняют электродуговой сваркой, а на поверхностях, не несущих нагрузок, — синтетическими материалами на осно- ве эпоксидных смол. Изношенные отверстия увеличивают по диаметру, запрессовывают втулку и развертывают ее до рабочего размера. Износ отверстия под стартер устраняют постановкой дополнительной ремонтной детали или наплав- кой с последующей расточкой отверстия под размер. Базо- выми размерами при расточке служат диаметры коренных опор коленчатого вала в блоке цилиндров.
При ремонте ведомые диски разбирают полностью. При- клепанные накладки при необходимости разъединяют, вы- сверливая наклепки или срезая накладки на станке. После восстановления или замены отдельных деталей ведомый диск
491
Основные работы по ТО сцепления:
• ЕО. Проверить действие механизма сцепления путем трогания с места и переключения передач при движе- нии.
• ТО-1. Проверить свободный ход педали (и, если нуж- но, отрегулировать его), состояние и крепление оттяж- ной пружины. Смазать (по графику смазки) валик пе- дали сцепления и подшипник муфты выключения сцепления. Проверить работу сцепления.
Ремонт деталей и узлов механизма сцепления. При ре- монте картер сцепления с блоком цилиндров не разъединя- ют, чтобы не нарушить соосность центрирующего отверстия относительно коренных опор коленчатого вала.
При наличии трещины, проходящей через центрирую- щее отверстие или более чем через одно отверстие крепле- ния коробки передач, а также трещины, захватывающие бо- лее половины периметра сечения лап, деталь бракуют. Не- большие трещины и обломы на нагруженных поверхностях устраняют электродуговой сваркой, а на поверхностях, не несущих нагрузок, — синтетическими материалами на осно- ве эпоксидных смол. Изношенные отверстия увеличивают по диаметру, запрессовывают втулку и развертывают ее до рабочего размера. Износ отверстия под стартер устраняют постановкой дополнительной ремонтной детали или наплав- кой с последующей расточкой отверстия под размер. Базо- выми размерами при расточке служат диаметры коренных опор коленчатого вала в блоке цилиндров.
При ремонте ведомые диски разбирают полностью. При- клепанные накладки при необходимости разъединяют, вы- сверливая наклепки или срезая накладки на станке. После восстановления или замены отдельных деталей ведомый диск
491
собирают, приклепывают или приклеивают к нему фрикци- онные накладки. После сборки диски балансируют. Неурав- новешенность устраняют креплением на диск не более трех грузиков.
Сборке сцепления предшествует комплектация деталей сцепления по размеру отверстий в вилке и нажимном диске под палец и пальцев по диаметру. Контроль положения ры- чагов относительно нажимного диска осуществляют при помощи индикаторного устройства. Нажимной диск в сборе с кожухом сцепления подвергают статической балансиров- ке.
Коробка передач и раздаточная коробка
Могут возникать ряд неисправностей:
• выкрашивание или поломка зубьев шестерен;
• самопроизвольное выключение передач;
• шум шестерен при работе;
• одновременное включение двух передач;
• затрудненное включение передач.
Выкрашивание и поломка зубьев шестерен происходит в результате резкого трогания с места груженого автомобиля, при неумелом включении передач и при неисправном сцеп- лении — требует восстановления или замены изношенных деталей. Работа коробки передач с поломанными зубьями недопустима, так как это приведет к разрушению всей ко- робки.
Самопроизвольное выключение передач возникает вслед- ствие неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синх- ронизатора, неполного зацепления шестерен и износа фик- саторов — требует восстановления или замены изношенных деталей.
492
Сборке сцепления предшествует комплектация деталей сцепления по размеру отверстий в вилке и нажимном диске под палец и пальцев по диаметру. Контроль положения ры- чагов относительно нажимного диска осуществляют при помощи индикаторного устройства. Нажимной диск в сборе с кожухом сцепления подвергают статической балансиров- ке.
Коробка передач и раздаточная коробка
Могут возникать ряд неисправностей:
• выкрашивание или поломка зубьев шестерен;
• самопроизвольное выключение передач;
• шум шестерен при работе;
• одновременное включение двух передач;
• затрудненное включение передач.
Выкрашивание и поломка зубьев шестерен происходит в результате резкого трогания с места груженого автомобиля, при неумелом включении передач и при неисправном сцеп- лении — требует восстановления или замены изношенных деталей. Работа коробки передач с поломанными зубьями недопустима, так как это приведет к разрушению всей ко- робки.
Самопроизвольное выключение передач возникает вслед- ствие неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синх- ронизатора, неполного зацепления шестерен и износа фик- саторов — требует восстановления или замены изношенных деталей.
492