Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1033
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шум шестерен при включении передач происходит из-за поломки или неправильной регулировки сцепления, неуме- лого включения его.
Шум шестерен при движении автомобиля вызывается отсутствием смазки, большим износом шестерен или под- шипников.
Одновременное включение двух передач происходит в ре- зультате износа шариков или стержня замков.
Затрудненное включение передач может возникнуть из- за засорения или коррозии отверстий под ползуны, заедания шариков в каналах фиксаторов, износа подшипников и сту- пиц шестерен. Необходимо прочистить отверстия под пол- зуны и фиксаторы, остальные неисправности устраняются восстановлением или заменой изношенных деталей.
Подтекание масла из коробки передач и раздаточной коробки является следствием повреждения уплотнительных прокладок, износа сальников или образования трещины в корпусе коробки.
Основные работы по ТО коробки передач и раздаточ-
ной коробки:
• ЕО. Проверить работу коробки передач при движении автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости подтянуть) крепление коробки передач, долить масло до уровня.
Проверить работу коробки передач.
• ТО-2. Провести тщательный осмотр коробки передач.
Проверить (и при необходимости подтянуть) крепле- ние коробки передач к картеру сцепления и крышки картера коробки передач; крышки подшипников ведо- мого и промежуточного валов. Заменить масло в кар- тере коробки передач (по графику смазки).
Ремонт коробки передач. Картеры коробки передач мо- гут иметь основные дефекты:
• обломы и трещины корпуса;
493
• износ отверстий под подшипники и под шейки блока зубчатых колес заднего хода;
• износ внутренней торцевой поверхности бобышек под блок зубчатых колес заднего хода.
Трещины, не проходящие через отверстия под подшип- ники оси блока зубчатых колес заднего хода, заваривают дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или трещин картер бракуют. Изношенные отверстия под подшип- ники восстанавливают гальваническим натиранием или по- становкой втулок с буртиком. Соосные отверстия раста- чивают с одной установки до размера по рабочему чертежу.
Изношенные торцевые поверхности бобышек, подблок зуб- чатых колес заднего хода фрезеруют. Валы коробок передач подвергают ремонту при износе посадочных шеек и под под- шипники. Изношенные посадочные шейки восстанавлива- ют вибродуговой наплавкой или хромированием с последу- ющим шлифованием до размера по рабочему чертежу. При износе зубьев по толщине более предельного и при выкра- шивании рабочей поверхности зубьев деталь бракуют. Изно- шенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса в среде углекислого газа или электродуговой наплавкой. Затем вал протачивают до требуемого размера.
Сборку коробок передач осуществляют с учетом общих правил выполнения сборочных работ. Особенностями основ- ных операций сборки узлов коробок передач являются уста- новка подшипников на шейки валов и сборка зубчатых пар.
Испытание коробок передач проводят для осуществле- ния приработки трущихся поверхностей и проверки работы зубчатых пар на всех передачах, легкости включения и от- сутствия самопроизвольного их включения. Для испытания коробок передач под нагрузкой применяют стенды с замкну- тым силовым контуром или стенды с электрическим, меха- ническим или гидравлическим тормозом.
494
Карданная и главная передачи,
дифференциал и полуоси
В карданной передаче возможны:
• износ подшипников и крестовин кардана;
• износ скользящей шлицевой муфты;
• изгиб или скручивание карданного вала.
Признаком неисправности карданной передачи являют- ся рывки и удары при трогании автомобиля с места или при переключении передач на ходу. Биение вала при вращении свидетельствует о том, что вал погнут. Неисправности кар- данной передачи устраняют восстановлением или заменой изношенных деталей. Погнутый вал можно править.
В главной передаче и дифференциале возможны:
• износ крестовины дифференциала и подшипников;
• износ или повреждение сальников;
• подтекание масла в соединениях картера заднего мос- та.
Неисправности главной передачи проявляются значитель- ным шумом в картере заднего моста при движении автомо- биля. Небольшие зазоры в подшипниках и между зубьями главной передачи устраняют регулировкой. При больших износах деталей главной передачи и дифференциала они подлежат обязательной замене.
В полуосях возможно:
• их скручивание;
• износ шлицов;
• ослабление крепления гаек фланца полуоси к ступице;
• обрыв шпилек.
Износ сальников полуосей приводит к попаданию смаз- ки в тормозные барабаны и отказу работы тормозных меха-
495
низмов, поэтому изношенные сальники в обязательном по- рядке необходимо заменить.
Основные работы по ТО карданной и главной передач
и дифференциала:
• ЕО. Проверить работу карданной и главной передач при движении автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости закрепить) фланцы карданных сочленений и полуосей. Закрепить крышки картера главной передачи. Проверить уровень масла в картере главной передачи и при необходимос- ти долить. Смазать карданные сочленения и подвес- ной подшипник (по графику смазки).
• ТО-2. Проверить наличие люфта в карданных сочле- нениях, закрепить фланцы полуосей, карданов и опор- ный подшипник к раме. Смазать шлицевую муфту карданной передачи (по графику смазки). Проверить герметичность соединений главной передачи. Уровень масла в картере ведущего моста проверяют после 3000 км пробега. Уровень масла должен быть у кромки на- ливного отверстия. Масло меняют по графику смазки и при изменении сезона работы автомобиля.
Ремонт карданной и главной передач, дифференциала
и полуосей.
В карданных передачах в процессе эксплуатации автомо- биля изнашиваются шипы крестовин карданных валов по длине и диаметру. Износ торцов шипов крестовин опреде- ляют измерением расстояния между ними. При размере мень- ше допустимого крестовины бракуют. Износ шипов по диа- метру устраняют наплавкой в среде углекислого газа с по- следующим шлифованием до размера по рабочему чертежу.
При износе отверстий в вилке под подшипники, обломах или при наличии трещин на вилках карданного вала она подле- жит замене. Вилки к трубе приваривают электродуговой свар- кой под слоем флюса или в среде углекислого газа. Погну-
496
Основные работы по ТО карданной и главной передач
и дифференциала:
• ЕО. Проверить работу карданной и главной передач при движении автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости закрепить) фланцы карданных сочленений и полуосей. Закрепить крышки картера главной передачи. Проверить уровень масла в картере главной передачи и при необходимос- ти долить. Смазать карданные сочленения и подвес- ной подшипник (по графику смазки).
• ТО-2. Проверить наличие люфта в карданных сочле- нениях, закрепить фланцы полуосей, карданов и опор- ный подшипник к раме. Смазать шлицевую муфту карданной передачи (по графику смазки). Проверить герметичность соединений главной передачи. Уровень масла в картере ведущего моста проверяют после 3000 км пробега. Уровень масла должен быть у кромки на- ливного отверстия. Масло меняют по графику смазки и при изменении сезона работы автомобиля.
Ремонт карданной и главной передач, дифференциала
и полуосей.
В карданных передачах в процессе эксплуатации автомо- биля изнашиваются шипы крестовин карданных валов по длине и диаметру. Износ торцов шипов крестовин опреде- ляют измерением расстояния между ними. При размере мень- ше допустимого крестовины бракуют. Износ шипов по диа- метру устраняют наплавкой в среде углекислого газа с по- следующим шлифованием до размера по рабочему чертежу.
При износе отверстий в вилке под подшипники, обломах или при наличии трещин на вилках карданного вала она подле- жит замене. Вилки к трубе приваривают электродуговой свар- кой под слоем флюса или в среде углекислого газа. Погну-
496
тость вала определяется измерением радиального биения при установке в приспособлении по диаметру и торцу в вилках по всей длине. При невозможности устранения дефекта тру- бу заменяют новой.
Сборку карданной передачи выполняют в два этапа: вна- чале собирают узлы, а затем проводят сборку передачи. После сборки карданные валы подвергают динамической баланси- ровке на станке.
Картер главной передачи в зависимости от размеров
дефектов бракуют или восстанавливают. Трещины и обло- мы фланца крепления к картеру заднего моста, распростра- ненные менее чем на половину отверстия под болты крепле- ния, устраняют электродуговой сваркой. При любых других обломах картер бракуют. Изношенные отверстия под гнезда подшипников допускают обработку под два ремонтных раз- мера.
Возможно их восстановление вибродуговой наплавкой или гальваническим натиранием с последующей обработкой до размера по рабочему чертежу. При повреждении резьбы под гайку подшипника дифференциала резьбовое отверстие растачивают и нарезают ремонтную резьбу.
Чашки коробки дифференциала при наличии на них тре-
щин бракуют. При задирах, рисках или износе торца под шайбу шестерни полуоси и сферической поверхности под шайбы эти поверхности обрабатывают под ремонтные раз- меры, компенсируя изменение размеров при сборке шайба- ми. При износе отверстий под стяжные болты и под шипы крестовины сверлят новые отверстия в промежутке между старыми. Износ шейки под роликовый подшипник устраня- ют хромированием или вибродуговой наплавкой с последу- ющей шлифовкой шейки до размера по рабочему чертежу.
Полуоси ведущих мостов могут иметь следующие основ- ные дефекты:
• погнутость полуоси или фланца;
497
Сборку карданной передачи выполняют в два этапа: вна- чале собирают узлы, а затем проводят сборку передачи. После сборки карданные валы подвергают динамической баланси- ровке на станке.
Картер главной передачи в зависимости от размеров
дефектов бракуют или восстанавливают. Трещины и обло- мы фланца крепления к картеру заднего моста, распростра- ненные менее чем на половину отверстия под болты крепле- ния, устраняют электродуговой сваркой. При любых других обломах картер бракуют. Изношенные отверстия под гнезда подшипников допускают обработку под два ремонтных раз- мера.
Возможно их восстановление вибродуговой наплавкой или гальваническим натиранием с последующей обработкой до размера по рабочему чертежу. При повреждении резьбы под гайку подшипника дифференциала резьбовое отверстие растачивают и нарезают ремонтную резьбу.
Чашки коробки дифференциала при наличии на них тре-
щин бракуют. При задирах, рисках или износе торца под шайбу шестерни полуоси и сферической поверхности под шайбы эти поверхности обрабатывают под ремонтные раз- меры, компенсируя изменение размеров при сборке шайба- ми. При износе отверстий под стяжные болты и под шипы крестовины сверлят новые отверстия в промежутке между старыми. Износ шейки под роликовый подшипник устраня- ют хромированием или вибродуговой наплавкой с последу- ющей шлифовкой шейки до размера по рабочему чертежу.
Полуоси ведущих мостов могут иметь следующие основ- ные дефекты:
• погнутость полуоси или фланца;
497
• износ отверстий под разжимные втулки;
• износ шлицев по толщине.
При наличии обломов или трещин, а также скручивания полуось бракуют. Погнутость полуоси определяют после установки ее в центрах при помощи индикаторной головки.
Погнутые полуоси правят на прессе. Износ отверстий устра- няют заваркой с последующим сверлением сквозного отвер- стия до необходимого размера по рабочему чертежу. Изно- шенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса с продольным наложением швов. После про- тачивания диаметров и фрезерования шлиц выполняют не- обходимую термообработку и доводочные операции.
Ступицы колес при наличии трещин на любых поверх- ностях, кроме ребер, бракуют. Трещины на ребрах устраня- ют электродуговой сваркой. Износы отверстий под подшип- ники и наружный сальник устраняют вибродуговой наплав- кой или постановкой ремонтной втулки.
Сборку заднего моста выполняют по общим правилам.
Однако особое внимание уделяют операциям комплектова- ния и регулировки затяжки подшипников и зацепления зуб- чатой пары главной передачи. После сборки редуктор испы- тывают на стенде, позволяющем создавать нагрузки на зуб- чатую пару и изменять частоту вращения конической шес- терни главной передачи. При испытании главной передачи не допускают повышенный неравномерный шум и стук зуб- чатой пары, заедание дифференциала, подтекание смазоч- ного материала через сальники и уплотнения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие могут возникнуть неисправности в работе механиз-
ма сцепления ?
2. Какие основные виды работ включаются при техническом
обслуживании сцепления ?
498
3. Какие виды неисправностей характерны для коробок пере-
дач и раздаточных коробок ?
4. Назовите основные виды работ по техническому обслужи-
ванию коробки передач и раздаточной коробки.
5. Какие неисправности характерны для карданной переда-
чи?
6. Как проявляются неисправности главной передачи?
7. Какие основные виды работ проводятся при техническом
обслуживании карданной и главной передачи, дифференциа-
ла?
499
Г л а в а 6
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ХОДОВОЙ ЧАСТИ
В результате перегрузки и неосторожной езды рама ав- томобиля может деформироваться, могут появиться трещи- ны и расшататься заклепки. К основным неисправностям пе- редней и задней осей относятся:
• погнутость передней оси;
• износ шкворней и шкворневых втулок;
• неправильная регулировка или износ подшипников;
• поломка подшипников и разработка посадочных мест подшипников;
• срыв резьбы шпилек полуосей.
В результате длительной работы листы рессоры час- тично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки, ломаются листы рессор. Движение автомобиля с поломан- ной рессорой приводит к перекосу моста и затруднению управления. В амортизаторах изнашиваются сальники, шаровые соединения, клапаны и пружины. В результате работа амортизатора резко ухудшается. При неосторож- ной езде в колесах могут быть погнуты диски. При неза-
500
тянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления изнашиваются и диски приходят в негодность.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37
Основные работы по ТО ходовой части
• ЕО. Проверить путем осмотра состояние рамы, рес- сор, подрессорников, амортизаторов, колес.
• ТО-1. Проверить (и если нужно отрегулировать) под- шипники ступиц колес; проверить (и если нужно за- крепить) стремянки, пальцы рессор и шкворни пово- ротных цапф. Проверить состояние передней подвес- ки автомобиля.
• ТО-2. Проверить путем осмотра состояние балки пе- реднего моста. Проверить (и если нужно отрегули- ровать) схождение передних колес. При интенсив- ном износе шин проверить углы наклона шкворней и угол поворота передних колес. Проверить, нет ли перекоса переднего и заднего мостов (визуально).
Проверить состояние рамы и буксирного устройства, состояние рессор, закрепить хомутики рессор, стре- мянки, пальцы рессор. Проверить состояние амор- тизаторов, дисков и ободьев колес. Смазать (по гра- фику смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состо- яние подшипников и, заменив смазку, отрегулиро- вать подшипники колес.
Регулировка подшипников передних колес осуществля- ется в следующей последовательности: поднимают и уста- навливают на козлы переднюю ось; снимают колесо; от- вертывают колпак; расшплинтовывают и отвертывают гай- ки; снимают ступицы; промывают и осматривают подшип-
501
ники (при наличии трещин или значительного износа под- шипники заменяют), наполняют ступицу смазкой и уста- навливают на место; устанавливают шайбу и завертывают гайку до отказа, а затем отвертывают на 1/8 оборота. Коле- со должно вращаться свободно, без заедания и не иметь люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают колпак.
Регулировка подшипников задних колес осуществляется в той же последовательности за исключением того, что вме- сто колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вы- нуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвер- нуть контргайку и вынуть стопорную шайбу.
Схождение колес проверяют при помощи линейки или на стенде. Для проверки схождения колес линейкой авто- мобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Ли- нейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси колес и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, уста- новились на той же высоте спереди оси, и опять произво- дят измерения. Цифра, указывающая разницу между пер- вым и вторым замерами, и характеризует величину схож- дения колес.
Ремонт узлов ходовой части автомобиля
Дефектами балки переднего моста являются ее изгиб и скручивание. Изнашиваются площадки под рессоры; бобыш- ки и отверстия под шкворень, под стопор шкворня и стре- мянки крепления; под центрирующие выступы рессор. При наличии трещин и отколов балку бракуют. На изгиб и скру-
502
Регулировка подшипников задних колес осуществляется в той же последовательности за исключением того, что вме- сто колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вы- нуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвер- нуть контргайку и вынуть стопорную шайбу.
Схождение колес проверяют при помощи линейки или на стенде. Для проверки схождения колес линейкой авто- мобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Ли- нейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси колес и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, уста- новились на той же высоте спереди оси, и опять произво- дят измерения. Цифра, указывающая разницу между пер- вым и вторым замерами, и характеризует величину схож- дения колес.
Ремонт узлов ходовой части автомобиля
Дефектами балки переднего моста являются ее изгиб и скручивание. Изнашиваются площадки под рессоры; бобыш- ки и отверстия под шкворень, под стопор шкворня и стре- мянки крепления; под центрирующие выступы рессор. При наличии трещин и отколов балку бракуют. На изгиб и скру-
502