Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1027
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ствие этого нормальной эксплуатации аккумуляторной бата- реи она подлежит замене.
Окисление полюсных штырей приводит к увеличению со- противления во внешней цепи и даже к прекращению тока.
Для устранения неисправности надо снять со штырей нако- нечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы до металлического блеска и укрепить последние на штырях.
После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким сло- ем технического вазелина ВТВ-1 или другой кислотостой- кой консистентной смазки.
Подтекание электролита через трещины в корпусе бака обнаруживается путем осмотра. Трещины чаще всего появ- ляются вблизи выводов батареи из-за неаккуратного демон- тажа клемм проводов, а также могут возникать при меха- нических повреждениях корпуса (обычно при авариях). Не- большую трещину в пластмассовом корпусе батареи мож- но заделать, заплавив ее куском полиэтилена при помощи паяльника, или, положив на трещину несколько слоев по- лиэтиленовой пленки, заплавить ее через лист плотной бу- маги. При значительном повреждении корпуса батарея под- лежит замене. При вынужденной временной эксплуатации батареи с трещиной необходимо периодически добавлять в неисправный отсек корпуса электролит, а не дистиллиро- ванную воду.
Заряд аккумуляторной батареи в целях обеспечения его наибольшей полноты, а также повышения срока службы ба- тареи рекомендуется производить при постоянной величине зарядного тока, численно равной 0,05 С
20
с применением спе- циальных зарядных устройств. Заряд батареи считается пол- ным, если напряжение на ее выводах остается постоянным в течение 2 ч, при этом во всех аккумуляторах должно наблю- даться бурное газовыделение («кипение»). Плотность элект- ролита после окончания заряда во всех аккумуляторах бата- реи не должна различаться более чем на 0,01 г/см
3
. При не-
524
Окисление полюсных штырей приводит к увеличению со- противления во внешней цепи и даже к прекращению тока.
Для устранения неисправности надо снять со штырей нако- нечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы до металлического блеска и укрепить последние на штырях.
После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким сло- ем технического вазелина ВТВ-1 или другой кислотостой- кой консистентной смазки.
Подтекание электролита через трещины в корпусе бака обнаруживается путем осмотра. Трещины чаще всего появ- ляются вблизи выводов батареи из-за неаккуратного демон- тажа клемм проводов, а также могут возникать при меха- нических повреждениях корпуса (обычно при авариях). Не- большую трещину в пластмассовом корпусе батареи мож- но заделать, заплавив ее куском полиэтилена при помощи паяльника, или, положив на трещину несколько слоев по- лиэтиленовой пленки, заплавить ее через лист плотной бу- маги. При значительном повреждении корпуса батарея под- лежит замене. При вынужденной временной эксплуатации батареи с трещиной необходимо периодически добавлять в неисправный отсек корпуса электролит, а не дистиллиро- ванную воду.
Заряд аккумуляторной батареи в целях обеспечения его наибольшей полноты, а также повышения срока службы ба- тареи рекомендуется производить при постоянной величине зарядного тока, численно равной 0,05 С
20
с применением спе- циальных зарядных устройств. Заряд батареи считается пол- ным, если напряжение на ее выводах остается постоянным в течение 2 ч, при этом во всех аккумуляторах должно наблю- даться бурное газовыделение («кипение»). Плотность элект- ролита после окончания заряда во всех аккумуляторах бата- реи не должна различаться более чем на 0,01 г/см
3
. При не-
524
обходимости следует произвести коррекцию плотности элек- тролита.
Восстановительный цикл заряда-разряда батареи про- водится для восстановления ее емкости, снизившейся в ре- зультате сульфатации ее пластин или загрязненности элект- ролита. Для этого из разряженной током 0,1С
20
до 10,2 В батареи нужно слить старый электролит, промыть ее дис- тиллированной водой и, залив в нее электролит понижен- ной плотности 1,1 г/см
3
, зарядить ее малым током, равным
0,02 С
20
до появления признаков окончания заряда (стабили- зация плотности электролита и ЭДС, «кипение» электроли- та). После этого слить из батареи электролит пониженной плотности, залить электролит нормальной плотности и пол- ностью зарядить батарею током 0,05 С
20
, как описано выше.
Для полного слива электролита или промывочной дистил- лированной воды батарею следует выдерживать в перевер- нутом вниз отверстиями положении каждый раз в течение
5...10 мин.
Вышеописанный восстановительный цикл целесообраз- но совместить с контрольным циклом заряда-разряда, изме- рив при разряде батареи ее фактическую емкость. Это позво- лит точно определить техническое состояние батареи и избе- жать излишней потери времени на проведение длительного восстановительного заряда в случае непригодности батареи к дальнейшему использованию (при фактической емкости менее 40%).
При заряде батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов, поэтому заряд батареи сле- дует производить в отдельном, хорошо проветриваемом по- мещении, не допуская появления в непосредственной бли- зости от батареи открытого огня или искр (например, при сварке и т.п.).
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи.
Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во мно-
525
Восстановительный цикл заряда-разряда батареи про- водится для восстановления ее емкости, снизившейся в ре- зультате сульфатации ее пластин или загрязненности элект- ролита. Для этого из разряженной током 0,1С
20
до 10,2 В батареи нужно слить старый электролит, промыть ее дис- тиллированной водой и, залив в нее электролит понижен- ной плотности 1,1 г/см
3
, зарядить ее малым током, равным
0,02 С
20
до появления признаков окончания заряда (стабили- зация плотности электролита и ЭДС, «кипение» электроли- та). После этого слить из батареи электролит пониженной плотности, залить электролит нормальной плотности и пол- ностью зарядить батарею током 0,05 С
20
, как описано выше.
Для полного слива электролита или промывочной дистил- лированной воды батарею следует выдерживать в перевер- нутом вниз отверстиями положении каждый раз в течение
5...10 мин.
Вышеописанный восстановительный цикл целесообраз- но совместить с контрольным циклом заряда-разряда, изме- рив при разряде батареи ее фактическую емкость. Это позво- лит точно определить техническое состояние батареи и избе- жать излишней потери времени на проведение длительного восстановительного заряда в случае непригодности батареи к дальнейшему использованию (при фактической емкости менее 40%).
При заряде батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов, поэтому заряд батареи сле- дует производить в отдельном, хорошо проветриваемом по- мещении, не допуская появления в непосредственной бли- зости от батареи открытого огня или искр (например, при сварке и т.п.).
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи.
Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во мно-
525
гом зависят от своевременного обслуживания и правильно- го ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. При техническом обслуживании надо проте- реть поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.
Во время заряда в результате химической реакции выде- ляются газы, значительно повышающие давление внутри ак- кумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в проб- ках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учи- тывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при открытом огне.
Необходимо периодически проверять уровень электролита и его плотность, а при необходимости производить полную проверку батареи в целях более точного определения ее со- стояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Для длительного хранения батарею необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном состоянии в сухом месте при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С, имея в виду, что чем ниже темпера- тура электролита, тем меньше саморазряд. Каждые 3 ме- сяца следует контролировать заряженность батареи по плот- ности электролита и при необходимости производить ее подзаряд.
При хранении батареи непосредственно на автомобиле следует отсоединить провода от полюсных штырей (если от- сутствует специальный выключатель). Надо помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см
3
— минус 66°С. Замерзание электролита приводит к разруше- нию и короблению пластин, появлению трещин в баке и выходу из строя аккумуляторов батареи.
При наличии белого или зеленоватого налета на выводах
526
Во время заряда в результате химической реакции выде- ляются газы, значительно повышающие давление внутри ак- кумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в проб- ках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учи- тывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при открытом огне.
Необходимо периодически проверять уровень электролита и его плотность, а при необходимости производить полную проверку батареи в целях более точного определения ее со- стояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Для длительного хранения батарею необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном состоянии в сухом месте при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С, имея в виду, что чем ниже темпера- тура электролита, тем меньше саморазряд. Каждые 3 ме- сяца следует контролировать заряженность батареи по плот- ности электролита и при необходимости производить ее подзаряд.
При хранении батареи непосредственно на автомобиле следует отсоединить провода от полюсных штырей (если от- сутствует специальный выключатель). Надо помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см
3
— минус 66°С. Замерзание электролита приводит к разруше- нию и короблению пластин, появлению трещин в баке и выходу из строя аккумуляторов батареи.
При наличии белого или зеленоватого налета на выводах
526
батареи и клеммах проводов необходимо снять клеммы и удалить налет влажной тряпкой, зачистить контакты до ме- таллического блеска металлической щеткой или шлифоваль- ной шкуркой и после установки клемм нанести на их поверх- ности тонкий слой смазки ВТВ-1 или другой кислотостой- кой консистентной смазки. При снятии клемм не следует прикладывать чрезмерных усилий или делать это при помо- щи ударов, так как это может привести к поломке ее выво- дов или появлению трещин на крышке и выходу батареи из строя. Для легкого снятия клемм с выводов следует отпус- тить стяжной болт крепления клеммы и раздвинуть ее щеч- ки при помощи отвертки.
Ремонт и техническое обслуживание
генератора
Неисправности генератора имеют следующие основные признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, понижена сила зарядного тока, не обеспечивающая необхо- димого заряда аккумуляторной батареи, либо повышена сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора работе дви- гателя определяется по контрольным приборам (контрольной лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано вы ходом из строя ремня привода генератора, неисправностью самого генератора (выходом из строя его щеточного узла, загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом электрических цепей элементов генератора), а также неисп- равностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
Определение причины отсутствия зарядного тока гене- ратора целесообразно производить в следующем порядке.
Сначала необходимо проверить состояние и натяжение рем- ня привода генератора. Затем следует проверить вольтмет-
527
Ремонт и техническое обслуживание
генератора
Неисправности генератора имеют следующие основные признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, понижена сила зарядного тока, не обеспечивающая необхо- димого заряда аккумуляторной батареи, либо повышена сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора работе дви- гателя определяется по контрольным приборам (контрольной лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано вы ходом из строя ремня привода генератора, неисправностью самого генератора (выходом из строя его щеточного узла, загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом электрических цепей элементов генератора), а также неисп- равностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
Определение причины отсутствия зарядного тока гене- ратора целесообразно производить в следующем порядке.
Сначала необходимо проверить состояние и натяжение рем- ня привода генератора. Затем следует проверить вольтмет-
527
ром или пробником с отключенными дополнительными со- противлениями регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключается к клемме «30» (или «+») ге- нератора и к «массе» с соблюдением полярности, устанавли- вается средняя частота вращения коленчатого вала двигате- ля (примерно 2000 мин
–1
) и включаются основные потреби- тели электроэнергии (дальний свет фар, отопитель, габарит- ные огни). При этом величина напряжения должна быть в пределах 13,7...14,5 В.
Если регулируемое напряжение генератора находится в указанных пределах, то генератор исправен и нужно прове- рять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном слу- чае необходимо снять щеточный узел с регулятором напря- жения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие за- еданий в щеткодержателе) и отсутствие загрязнения контакт- ных колец якоря генератора, а также надежность контактов регулятора напряжения, и снова замерить напряжение. Если это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения на заведомо исправный. Если после замены регулятора на- пряжение не восстановится, то следует снять генератор с ав- томобиля для более детальной проверки и замены вышед- ших из строя элементов.
Пониженная сила зарядного тока проявляется в недо- заряде аккумуляторной батареи на автомобиле, при этом снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженного заряд- ного тока могут быть пробуксовка ремня привода генерато- ра, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загряз- нение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и меж- дувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки статора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока.
Для определения и устранения неисправности нужно про- верить натяжение ремня привода генератора, надежность кон-
528
–1
) и включаются основные потреби- тели электроэнергии (дальний свет фар, отопитель, габарит- ные огни). При этом величина напряжения должна быть в пределах 13,7...14,5 В.
Если регулируемое напряжение генератора находится в указанных пределах, то генератор исправен и нужно прове- рять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном слу- чае необходимо снять щеточный узел с регулятором напря- жения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие за- еданий в щеткодержателе) и отсутствие загрязнения контакт- ных колец якоря генератора, а также надежность контактов регулятора напряжения, и снова замерить напряжение. Если это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения на заведомо исправный. Если после замены регулятора на- пряжение не восстановится, то следует снять генератор с ав- томобиля для более детальной проверки и замены вышед- ших из строя элементов.
Пониженная сила зарядного тока проявляется в недо- заряде аккумуляторной батареи на автомобиле, при этом снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженного заряд- ного тока могут быть пробуксовка ремня привода генерато- ра, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загряз- нение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и меж- дувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки статора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока.
Для определения и устранения неисправности нужно про- верить натяжение ремня привода генератора, надежность кон-
528
тактов проводов, снять щеточный узел и проверить загряз- ненность контактных колец, износ и отсутствие заедания ще- ток. Если после принятых мер регулируемое напряжение ге- нератора не восстановится, то генератор необходимо снять с автомобиля для проверки и замены вышедших из строя эле- ментов.
Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд аккумуляторной батареи, при этом стрелки контрольных при- боров (амперметра, вольтметра) «зашкаливают» при боль- ших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплески- вается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправ- ность регулятора напряжения либо аккумуляторной батареи.
В этом случае следует проверить регулируемое напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправный ре- гулятор напряжения либо вышедшую из строя аккумулятор- ную батарею.
Ремонт генератора состоит в проверке его технического состояния, разборке, проверке состояния его деталей и сбор- ке.
Проверка технического состояния генератора, снятого с автомобиля, производится на специальном контрольно-ис- пытательном стенде, оборудованном электроприводом, обес- печивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора в пределах от 0 до 5000 мин
–1
, вольтметром со шкалой 0...30 В, амперметром со шкалой 0...60 А, тахомет- ром и нагрузочным реостатом, рассчитанным на ток до 60 А.
Схема для проверки генератора на стенде приведена на рис. 197. Проверка на стенде заключается в определении ми- нимальной частоты вращения ротора генератора, при кото- рой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагруз- кой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируе- мого напряжения.
Проверка минимальной частоты вращения ротора про- изводится при замкнутом выключателе (5) и разомкнутых
529
Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд аккумуляторной батареи, при этом стрелки контрольных при- боров (амперметра, вольтметра) «зашкаливают» при боль- ших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплески- вается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправ- ность регулятора напряжения либо аккумуляторной батареи.
В этом случае следует проверить регулируемое напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправный ре- гулятор напряжения либо вышедшую из строя аккумулятор- ную батарею.
Ремонт генератора состоит в проверке его технического состояния, разборке, проверке состояния его деталей и сбор- ке.
Проверка технического состояния генератора, снятого с автомобиля, производится на специальном контрольно-ис- пытательном стенде, оборудованном электроприводом, обес- печивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора в пределах от 0 до 5000 мин
–1
, вольтметром со шкалой 0...30 В, амперметром со шкалой 0...60 А, тахомет- ром и нагрузочным реостатом, рассчитанным на ток до 60 А.
Схема для проверки генератора на стенде приведена на рис. 197. Проверка на стенде заключается в определении ми- нимальной частоты вращения ротора генератора, при кото- рой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагруз- кой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируе- мого напряжения.
Проверка минимальной частоты вращения ротора про- изводится при замкнутом выключателе (5) и разомкнутых
529
Рис. 197. Электрическая схема для проверки генератора:
1 — электродвигатель стенда; 2 и 10 — вольтметры; 3, 5, 6 и 8 —
выключатели; 4 и 9 — реостаты; 7 — аккумуляторная батарея; 11 —
амперметр; 12 — генератор; 13 — тахометр
выключателях (3) и (6). Питание обмоток возбуждения гене- ратора осуществляется от источника постоянного тока (бата- реи) напряжением 12,5 В, устанавливаемым реостатом (4), и фиксируется по вольтметру (2). При проверке с нагрузкой, устанавливаемой реостатом (9), замыкается также выключа- тель (8). При испытании постепенно повышают частоту вра- щения ротора, пока напряжение, фиксируемое по вольтмет- ру (10), не достигнет 12,5 В. При испытании с нагрузкой реостатом (9) устанавливается нагрузка 32 А, фиксируемая амперметром. Частота вращения ротора, при которой дости- гается напряжение 12,5 В, не должна превышать (в зависи- мости от модели генератора) 1000... 1100 мин
–1
при работе генератора без нагрузки и 1900...2200 мин
–1
при нагрузке 32
А. В случае большей величины минимальной частоты вра- щения следует разобрать генератор и проверить обмотки ро- тора, статора и диоды выпрямительного блока на обрыв или замыкание, как описано ниже.
Сила тока нагрузки определяется при разомкнутых кон- тактах (5) и (3) и замкнутых контактах (6) и (8). При частоте вращения ротора генератора 5000 мин
–1
и напряжении 13 В сила тока нагрузки должна составлять не менее 40...55 А (в зависимости от модели генератора). В противном случае сле- дует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.
530
Проверка регулируемого напряжения генератора произ- водится при разомкнутом выключателе (5) и замкнутых выключателях (3), (6) и (8). Напряжение источника постоян- ного тока (батареи) должно быть в пределах 12,2...12,6 В.
Измерение регулируемого напряжения производится по вольтметру (2) при частоте вращения ротора 3500 мин
–1
и токе нагрузки, устанавливаемом реостатом (9), 16 А. Величина регулируемого напряжения при этом должна быть в преде- лах 13,7...14,5 В. В противном случае следует заменить ре- гулятор напряжения на заведомо исправный и продолжить проверку. Если и в этом случае регулируемое напряжение окажется меньше 13,7 В, то следует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.
Разборка генератора производится в определенной после- довательности:
• отвернуть крепления и снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;
• вынуть стяжные болты и снять крышку генератора вме- сте со статором;
• отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке и извлечь его крышки;
• отвернуть гайку крепления шкива вентилятора и съем- ником снять шкив с вала ротора;
• снять при помощи съемника переднюю крышку гене- ратора (со стороны шкива);
• при необходимости замены переднего подшипника от- вернуть винты его держателя и выпрессовать подшип- ник из крышки при помощи съемника.
Сборка генератора производится в обратной последова- тельности.
Проверка состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, проверку обмоток ста- тора, проверку диодов выпрямительного блока.
531
Проверка обмотки возбуждения ротора производится при помощи омметра. Для этого, подсоединив его щупы к кон- тактным кольцам якоря, нужно проверить отсутствие обрыва или замыканий в обмотке возбуждения по величине сопро- тивления.
Обрыв в обмотке возбуждения можно определить также при помощи индикатора (контрольной лампы), подключив через него к контактным кольцам аккумуляторную батарею.
Данная проверка может быть выполнена и без снятия генера- тора с автомобиля, после снятия с генератора щеточного узла.
Проверка обмоток статора на обрыв и короткое замыка- ние производится с помощью индикатора и источника пита- ния (аккумуляторной батареи), как показано на рис. 198. Про- верка обмоток статора на межвитковое замыкание произво- дится омметром. При исправных обмотках сопротивление всех фазных обмоток статора должно быть одинаковым (разница не более 10%).
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37