Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1026
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 198. Схемы проверки статора генератора:
а — на обрыв; б — на короткое замыкание; 1, 2, 3 — выводы фаз-
ных обмоток; 4 — сердечник статора; 5 — обмотки; 6 — контрольная
лампа; 7 — щуп; 8 — аккумуляторная батарея
Проверка диодов выпрямительного блока производится при помощи индикатора (лампы мощностью 1...5 Вт) и акку- муляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может либо вообще не
532
Рис. 200. Проверка регуля-
тора напряжения Я112-В:
1 — аккумуляторная батарея;
2 — регулятор напряжения;
3 — провод, замыкающий
клеммы «Б» и «В»; 4 — кон-
трольная лампа; 5 — вольт-
метр; 6 — потенциометр
Проверка регулятора напряже-
ния производится по схеме, пока- занной на рис. 200, с использова- нием источника питания на 24 В
(можно использовать две аккуму- ляторные батареи, соединенные последовательно). При установке потенциометром напряжения 12 В лампочка должна гореть (если не горит, то в регуляторе пробой и его надо заменить). При повышении напряжения до 13,7...15,5 В лам- па должна погаснуть. Если лампа не гаснет и при более высоком на- пряжении, то регулятор неиспра- вен и подлежит замене.
Помимо указанных проверок производится проверка износа контактных колец ротора и под- шипников. При износе колец свы- ше 0,5 мм по диаметру (канавка) кольца протачивают. Изношен- ные подшипники с повышенным люфтом или заеданием заменяют на новые.
Техническое обслуживание
генератора. При обслуживании генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима
«+» аккумуляторной батареей, так как при этом возникают кратковременные перенапряжения на зажиме «+» генера- тора, которые могут вызвать повреждение регулятора на- пряжения и электронных устройств и бортовой сети авто- мобиля.
534
Ежедневно следует контролировать работу генератора по приборам.
Через 10 000...15 000 км пробега подтягивают крепления генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводного ремня.
Через 60 000 км пробега нужно снять генератор, разоб- рать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воз- духом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5...8 мм.
Ремонт и техническое обслуживание стартера
Неисправности стартера. К основным неисправностям стартера относятся ослабление крепления подводящих прово- дов, изнашивание или загрязнение щеток и коллектора, окис- ление контактов выключателя, обрыв или замыкание в об- мотках, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубь- ев шестерни. Эти неисправности приводят к тому, что стар- тер не работает совсем, не развивает нужные частоту враще- ния и мощность, при включении якорь стартера вращается, а коленчатый вал неподвижен, создается сильный шум при включении и работе стартера.
При включении стартер не работает совсем, характер- ных щелчков тягового реле не прослушивается. Для выявле- ния причин нужно включить фары и стартер. Если при вклю- чении стартера накал ламп не будет изменяться, это указыва- ет на плохой контакт или обрыв в цепях вспомогательного реле либо в цепи основного рабочего тока стартера.
Если накал ламп сильно уменьшается, то вероятной при- чиной может быть плохое состояние аккумуляторной батареи или нарушение контакта в ее клеммных соединениях, а также
535
Рис. 201. Схема включения при испытании стартера:
1 — рычаг; 2 — динамометр; 3 — стартер; 4 — втягивающее реле
стартера; 5 — выключатель; 6 — вольтметр; 7 — указатель тока; 8 —
шунт указателя тока; 9 — аккумуляторная батарея
ма включения стартера при проверке приведена на рис. 201.
Соединительные провода к батарее и амперметру должны иметь сечения не менее 16 мм
2
. При подводимом напряже- нии 12 В стартер должен на холостом ходу потреблять ток в пределах 70...85 А (в зависимости от модели), а частота вра- щения якоря должна быть в пределах 5000±500 мин
–1
Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вра- щения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических или механических неисправностях. Уменьшен- ный потребляемый ток и пониженная частота вращения яко- ря при нормальном напряжении на клеммах стартера свиде- тельствуют о нарушении контактов в соединениях проводов или в щеточном узле (износ, заедание щеток, загрязнение коллектора).
Для испытания стартера под нагрузкой в режиме полного торможения на шестерню привода надевают зажимное при- способление с рычагом, соединенное с динамометром, и оп- ределяют тормозной момент. Для этого производится крат-
537
Рис. 202. Схема проверки деталей стартера:
а — проверка катушек возбуждения на короткое замыкание на кор-
пус; б — проверка изолированных щеткодержателей на замыкание
на корпус; в — проверка обмотки якоря на короткое замыкание с
магнитопроводом
корпусу стартера. При заворачивании винтов при сборке их головки зачеканивают во избежание самопроизвольного от- ворачивания.
Муфта свободного хода проверяется по проворачиванию ее шестерни на ступице: шестерня должна свободно прово- рачиваться относительно ступицы в одну сторону и не про- ворачиваться в другую сторону. Зубья шестерни не должны иметь следов выкрашивания и сколов. Небольшие забоины на заходной части шестерни можно удалить шлифовкой мел- козернистым шлифовальным кругом.
Крышки стартера не должны иметь сколов и трещин, изношенные втулки вала якоря перепрессовываются.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержа- телях и при повышенном износе их необходимо заменить.
Высота щеток должна быть не менее 9 мм у стартера авто- мобиля ЗАЗ-1102 и не менее 12 мм — у стартеров остальных легковых автомобилей.
Сборка стартера осуществляется в порядке, обратном разборке. Винтовые шлицы вала якоря при сборке необходи- мо смазать моторным маслом, а втулки якоря и шестерню привода — смазкой Литол-24. При сборке осуществляется регулировка осевого перемещения вала якоря подбором ко-
539
а — на обрыв; б — на короткое замыкание; 1, 2, 3 — выводы фаз-
ных обмоток; 4 — сердечник статора; 5 — обмотки; 6 — контрольная
лампа; 7 — щуп; 8 — аккумуляторная батарея
Проверка диодов выпрямительного блока производится при помощи индикатора (лампы мощностью 1...5 Вт) и акку- муляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может либо вообще не
532
пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание). В случае повреждения одного из диодов выпрямительного блока необходимо заме- нять целиком выпрямительный блок в сборе.
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока мож- но проверить, не снимая генератора с автомобиля, предвари- тельно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и ге- нератора и вывод регулятора напряжения от клеммы «30»
(клеммы «+») и генератора. Проверить можно омметром или с помощью индикатора и аккумуляторной батареи, как пока- зано на рис. 199. Если при проверке по этой схеме контрольная лампа горит, то в одном или нескольких диодах имеется за- мыкание. Если лампа горит при проверке по схемам, пока- занным на рис. 199, то замыкание имеется соответственно в одном или нескольких «отрицательных» или «положительных» диодах. В любом случае дефектный выпрямительный блок подлежит замене.
Рис. 199. Проверка диодов выпрямителя генератора автомобиля
ЗАЗ-1102:
а — проверка одновременно «положительных» и «отрицательных»
диодов; б — проверка «отрицательных» диодов; в — проверка «по-
ложительных» диодов; G1 — генератор; G2 — аккумуляторная бата-
рея; HL — контрольная лампа
533
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока мож- но проверить, не снимая генератора с автомобиля, предвари- тельно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и ге- нератора и вывод регулятора напряжения от клеммы «30»
(клеммы «+») и генератора. Проверить можно омметром или с помощью индикатора и аккумуляторной батареи, как пока- зано на рис. 199. Если при проверке по этой схеме контрольная лампа горит, то в одном или нескольких диодах имеется за- мыкание. Если лампа горит при проверке по схемам, пока- занным на рис. 199, то замыкание имеется соответственно в одном или нескольких «отрицательных» или «положительных» диодах. В любом случае дефектный выпрямительный блок подлежит замене.
Рис. 199. Проверка диодов выпрямителя генератора автомобиля
ЗАЗ-1102:
а — проверка одновременно «положительных» и «отрицательных»
диодов; б — проверка «отрицательных» диодов; в — проверка «по-
ложительных» диодов; G1 — генератор; G2 — аккумуляторная бата-
рея; HL — контрольная лампа
533
Рис. 200. Проверка регуля-
тора напряжения Я112-В:
1 — аккумуляторная батарея;
2 — регулятор напряжения;
3 — провод, замыкающий
клеммы «Б» и «В»; 4 — кон-
трольная лампа; 5 — вольт-
метр; 6 — потенциометр
Проверка регулятора напряже-
ния производится по схеме, пока- занной на рис. 200, с использова- нием источника питания на 24 В
(можно использовать две аккуму- ляторные батареи, соединенные последовательно). При установке потенциометром напряжения 12 В лампочка должна гореть (если не горит, то в регуляторе пробой и его надо заменить). При повышении напряжения до 13,7...15,5 В лам- па должна погаснуть. Если лампа не гаснет и при более высоком на- пряжении, то регулятор неиспра- вен и подлежит замене.
Помимо указанных проверок производится проверка износа контактных колец ротора и под- шипников. При износе колец свы- ше 0,5 мм по диаметру (канавка) кольца протачивают. Изношен- ные подшипники с повышенным люфтом или заеданием заменяют на новые.
Техническое обслуживание
генератора. При обслуживании генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима
«+» аккумуляторной батареей, так как при этом возникают кратковременные перенапряжения на зажиме «+» генера- тора, которые могут вызвать повреждение регулятора на- пряжения и электронных устройств и бортовой сети авто- мобиля.
534
Ежедневно следует контролировать работу генератора по приборам.
Через 10 000...15 000 км пробега подтягивают крепления генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводного ремня.
Через 60 000 км пробега нужно снять генератор, разоб- рать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воз- духом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5...8 мм.
Ремонт и техническое обслуживание стартера
Неисправности стартера. К основным неисправностям стартера относятся ослабление крепления подводящих прово- дов, изнашивание или загрязнение щеток и коллектора, окис- ление контактов выключателя, обрыв или замыкание в об- мотках, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубь- ев шестерни. Эти неисправности приводят к тому, что стар- тер не работает совсем, не развивает нужные частоту враще- ния и мощность, при включении якорь стартера вращается, а коленчатый вал неподвижен, создается сильный шум при включении и работе стартера.
При включении стартер не работает совсем, характер- ных щелчков тягового реле не прослушивается. Для выявле- ния причин нужно включить фары и стартер. Если при вклю- чении стартера накал ламп не будет изменяться, это указыва- ет на плохой контакт или обрыв в цепях вспомогательного реле либо в цепи основного рабочего тока стартера.
Если накал ламп сильно уменьшается, то вероятной при- чиной может быть плохое состояние аккумуляторной батареи или нарушение контакта в ее клеммных соединениях, а также
535
неисправность электродвигателя стартера. Места плохого кон- такта в электрических цепях и обрыва определяются последо- вательным подключением контрольной лампы в указанных электрических цепях. При необходимости надо проверить сте- пень заряженности аккумуляторной батареи. Если при вклю- чении стартера прослушиваются характерные щелчки, это оз- начает, что тяговое реле исправно.
При включении стартера коленчатый вал проворачива-
ется очень медленно. Наиболее частыми причинами этого являются недостаточная заряженность аккумуляторной бата- реи, окисление и (или) ослабление креплений контактов рабо- чей электрической цепи стартера или пробуксовка (провора- чивание) роликовой муфты свободного хода. При исправной аккумуляторной батарее стартер необходимо снять для про- верки и устранения неисправностей.
При включении стартера якорь вращается, а маховик не-
подвижен. Причинами этой неисправности могут быть про- буксовка муфты свободного хода, выпадение оси или полом- ка рычага муфты, поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины.
Сильный шум при включении и работе стартера возмо- жен при ослаблении его крепления, обрыве удерживающей обмотки втягивающего реле, поломке зубцов шестерни при- вода и венца маховика.
Сильный шум после пуска двигателя означает, что стар- тер не выключается. Необходимо быстро заглушить двига- тель, отключить аккумуляторную батарею, проверить креп- ление стартера, а при необходимости снять его и проверить состояние зубцов шестерни привода и обмоток втягивающего реле (замыкание).
Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособ- ности на стенде, разборку, проверку деталей и сборку.
Проверка стартера производится на специальном стенде в режиме холостого хода и под нагрузкой. Электрическая схе-
536
При включении стартера коленчатый вал проворачива-
ется очень медленно. Наиболее частыми причинами этого являются недостаточная заряженность аккумуляторной бата- реи, окисление и (или) ослабление креплений контактов рабо- чей электрической цепи стартера или пробуксовка (провора- чивание) роликовой муфты свободного хода. При исправной аккумуляторной батарее стартер необходимо снять для про- верки и устранения неисправностей.
При включении стартера якорь вращается, а маховик не-
подвижен. Причинами этой неисправности могут быть про- буксовка муфты свободного хода, выпадение оси или полом- ка рычага муфты, поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины.
Сильный шум при включении и работе стартера возмо- жен при ослаблении его крепления, обрыве удерживающей обмотки втягивающего реле, поломке зубцов шестерни при- вода и венца маховика.
Сильный шум после пуска двигателя означает, что стар- тер не выключается. Необходимо быстро заглушить двига- тель, отключить аккумуляторную батарею, проверить креп- ление стартера, а при необходимости снять его и проверить состояние зубцов шестерни привода и обмоток втягивающего реле (замыкание).
Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособ- ности на стенде, разборку, проверку деталей и сборку.
Проверка стартера производится на специальном стенде в режиме холостого хода и под нагрузкой. Электрическая схе-
536
Рис. 201. Схема включения при испытании стартера:
1 — рычаг; 2 — динамометр; 3 — стартер; 4 — втягивающее реле
стартера; 5 — выключатель; 6 — вольтметр; 7 — указатель тока; 8 —
шунт указателя тока; 9 — аккумуляторная батарея
ма включения стартера при проверке приведена на рис. 201.
Соединительные провода к батарее и амперметру должны иметь сечения не менее 16 мм
2
. При подводимом напряже- нии 12 В стартер должен на холостом ходу потреблять ток в пределах 70...85 А (в зависимости от модели), а частота вра- щения якоря должна быть в пределах 5000±500 мин
–1
Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вра- щения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических или механических неисправностях. Уменьшен- ный потребляемый ток и пониженная частота вращения яко- ря при нормальном напряжении на клеммах стартера свиде- тельствуют о нарушении контактов в соединениях проводов или в щеточном узле (износ, заедание щеток, загрязнение коллектора).
Для испытания стартера под нагрузкой в режиме полного торможения на шестерню привода надевают зажимное при- способление с рычагом, соединенное с динамометром, и оп- ределяют тормозной момент. Для этого производится крат-
537
ковременное (не более 4-5 с, чтобы не перегреть и не повре- дить обмотки стартера) включение стартера и измерение раз- виваемого им усилия по шкале динамометра. При умноже- нии измеренной динамометром величины усилия на длину плеча рычага определяют развиваемый стартером крутящий момент, который должен соответствовать паспортным дан- ным стартера.
Разборка стартера производится в следующем порядке:
• отсоединить от втягивающего реле (см. рис. 201) вы- вод катушки возбуждения и снять его, отсоединив от крышки;
• вывернуть стяжные болты (у стартера автомобиля ВАЗ-
2109 предварительно сняв кожух), снять крышку со щетками и вынуть щетки из щеткодержателей со сто- роны коллектора;
• разъединить корпус с передней крышкой и вынуть якорь в сборе с муфтой свободного хода;
• снять муфту свободного хода, для чего необходимо сдвинуть ограничительное кольцо в сторону привода и удалить из проточки вала якоря стопорное кольцо.
После разборки все детали следует промыть и продуть сжатым воздухом и произвести их проверку.
Проверка деталей стартера на замыкание производится при помощи индикатора и источника питания или автотесте- ра, как показано на рис. 202. При обнаружении замыкания по загоранию лампы индикатора дефектная деталь подлежит за- мене.
Якорь стартера не должен иметь механических повреж- дений шлицев и повышенного износа коллектора. При зна- чительной шероховатости и износе коллектора его прота- чивают и зачищают мелкозернистой шлифовальной шкур- кой.
Замкнутые катушки возбуждения можно заменить, от- вернув при помощи пресс-отвертки винты их крепления к
538
Разборка стартера производится в следующем порядке:
• отсоединить от втягивающего реле (см. рис. 201) вы- вод катушки возбуждения и снять его, отсоединив от крышки;
• вывернуть стяжные болты (у стартера автомобиля ВАЗ-
2109 предварительно сняв кожух), снять крышку со щетками и вынуть щетки из щеткодержателей со сто- роны коллектора;
• разъединить корпус с передней крышкой и вынуть якорь в сборе с муфтой свободного хода;
• снять муфту свободного хода, для чего необходимо сдвинуть ограничительное кольцо в сторону привода и удалить из проточки вала якоря стопорное кольцо.
После разборки все детали следует промыть и продуть сжатым воздухом и произвести их проверку.
Проверка деталей стартера на замыкание производится при помощи индикатора и источника питания или автотесте- ра, как показано на рис. 202. При обнаружении замыкания по загоранию лампы индикатора дефектная деталь подлежит за- мене.
Якорь стартера не должен иметь механических повреж- дений шлицев и повышенного износа коллектора. При зна- чительной шероховатости и износе коллектора его прота- чивают и зачищают мелкозернистой шлифовальной шкур- кой.
Замкнутые катушки возбуждения можно заменить, от- вернув при помощи пресс-отвертки винты их крепления к
538
Рис. 202. Схема проверки деталей стартера:
а — проверка катушек возбуждения на короткое замыкание на кор-
пус; б — проверка изолированных щеткодержателей на замыкание
на корпус; в — проверка обмотки якоря на короткое замыкание с
магнитопроводом
корпусу стартера. При заворачивании винтов при сборке их головки зачеканивают во избежание самопроизвольного от- ворачивания.
Муфта свободного хода проверяется по проворачиванию ее шестерни на ступице: шестерня должна свободно прово- рачиваться относительно ступицы в одну сторону и не про- ворачиваться в другую сторону. Зубья шестерни не должны иметь следов выкрашивания и сколов. Небольшие забоины на заходной части шестерни можно удалить шлифовкой мел- козернистым шлифовальным кругом.
Крышки стартера не должны иметь сколов и трещин, изношенные втулки вала якоря перепрессовываются.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержа- телях и при повышенном износе их необходимо заменить.
Высота щеток должна быть не менее 9 мм у стартера авто- мобиля ЗАЗ-1102 и не менее 12 мм — у стартеров остальных легковых автомобилей.
Сборка стартера осуществляется в порядке, обратном разборке. Винтовые шлицы вала якоря при сборке необходи- мо смазать моторным маслом, а втулки якоря и шестерню привода — смазкой Литол-24. При сборке осуществляется регулировка осевого перемещения вала якоря подбором ко-
539
личества и толщины регулировочных шайб, устанавливае- мых на передней или задней (в зависимости от конструкции стартера) шейках вала якоря. После сборки проверяют пра- вильность регулировки привода по расстоянию между тор- цом шестерни муфты свободного хода и ограничительным кольцом ее хода.
Техническое обслуживание стартера заключается в пе- риодической подтяжке креплений проводов и очистке наруж- ных поверхностей от загрязнений.
Для обеспечения надежной работы стартера рекоменду- раньше, снимать его с автомобиля для очистки и проверки состояния его деталей и смазки. При этом производится за- чистка коллектора и при необходимости замена изношен- ных щеток, а также регулировка привода и осевого переме- щения вала якоря.
Основные неисправности и техническое
обслуживание приборов освещения
и контрольно-измерительных приборов
Основные неисправности приборов освещения. К ним относят перегорание нитей и потемнение колбы ламп, по- тускнение и загрязнение поверхности отражателя, загрязне- ние и трещины рассеивателя, снижение светотехнических ха- рактеристик и разрегулировка световых пучков фар, окисле- ние и разрушение контактов в электрических соединениях из-за попадания влаги.
Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их света значительно снижают качество освещения дороги. Не- ется через каждые 45 000 км пробега, а при необходимости и
540
Техническое обслуживание стартера заключается в пе- риодической подтяжке креплений проводов и очистке наруж- ных поверхностей от загрязнений.
Для обеспечения надежной работы стартера рекоменду- раньше, снимать его с автомобиля для очистки и проверки состояния его деталей и смазки. При этом производится за- чистка коллектора и при необходимости замена изношен- ных щеток, а также регулировка привода и осевого переме- щения вала якоря.
Основные неисправности и техническое
обслуживание приборов освещения
и контрольно-измерительных приборов
Основные неисправности приборов освещения. К ним относят перегорание нитей и потемнение колбы ламп, по- тускнение и загрязнение поверхности отражателя, загрязне- ние и трещины рассеивателя, снижение светотехнических ха- рактеристик и разрегулировка световых пучков фар, окисле- ние и разрушение контактов в электрических соединениях из-за попадания влаги.
Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их света значительно снижают качество освещения дороги. Не- ется через каждые 45 000 км пробега, а при необходимости и
540
правильная регулировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водите- лей встречных автомобилей или сокращению длины осве- щаемого участка дороги. Особенно внимательно надо отно- ситься к регулированию фар на автомобилях, оборудован- ных фарами с галогенными лампами, так как эти фары силь- но ослепляют водителей при встречном разъезде в случае неправильной их регулировки.
Одной из причин снижения светотехнических характе- ристик приборов освещения может быть заниженная ре- гулировка регулятора напряжения или повышенное сопро- тивление цепи питания фар и других осветительных при- боров. Падение напряжения в цепи питания фар не долж- но превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрообо- рудования. Повышенная регулировка регулятора напряже- ния вызывает сокращение срока службы ламп и увеличи- вает опасность ослепления водителей встречных автомо- билей.
Техническое обслуживание приборов освещения. Опти- ческий элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тщательный уход. При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света сни- жается. Если на зеркало отражателя осело значительное ко- личество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зер- кало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на воздухе.
Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отража- теля будет повреждено пылью и грязью, набившимися че- рез трещины.
При разборке и сборке оптического элемента запрещает- ся прикасаться рукой к зеркалу отражателя.
Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны от-
541
Одной из причин снижения светотехнических характе- ристик приборов освещения может быть заниженная ре- гулировка регулятора напряжения или повышенное сопро- тивление цепи питания фар и других осветительных при- боров. Падение напряжения в цепи питания фар не долж- но превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрообо- рудования. Повышенная регулировка регулятора напряже- ния вызывает сокращение срока службы ламп и увеличи- вает опасность ослепления водителей встречных автомо- билей.
Техническое обслуживание приборов освещения. Опти- ческий элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тщательный уход. При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света сни- жается. Если на зеркало отражателя осело значительное ко- личество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зер- кало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на воздухе.
Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отража- теля будет повреждено пылью и грязью, набившимися че- рез трещины.
При разборке и сборке оптического элемента запрещает- ся прикасаться рукой к зеркалу отражателя.
Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны от-
541
ражателя, следует снять карболитовый патрон, предваритель- но нажав на него и повернув в левую сторону. После этого, не вынимая лампы, удалить пыль с ее цоколя и фланца и затем заменить лампу.
При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Зажимы и штекер- ные соединения рекомендуется смазывать снаружи смазкой
Литол-24.
Основные неисправности контрольно-измерительных
приборов. К основным неисправностям спидометра относят неправильное показание скорости движения автомобиля из- за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спи- дометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устра- нением этих неисправностей необходимо проверить исправ- ность гибкого вала привода спидометра: не ослабло ли креп- ление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передач, и не оборван ли трос. В случае обрыв тро- са необходимо установить причины обрыва. Одной из при- чин обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для проверки этого присоединяют конец гибкого вала к спидо- метру и медленно проворачивают рукой свободный конец троса. При этом не должно быть никаких заеданий и стрел- ка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрел- ка должна резко отклониться от нулевого деления, затем свободно вернуться обратно.
Колебание стрелки спидометра возникает вследствие не- правильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, из- гибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продоль- ного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсут- ствие продольного перемещения троса вала объясняется по- паданием грязи в отверстие валика спидометра.
542
При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Зажимы и штекер- ные соединения рекомендуется смазывать снаружи смазкой
Литол-24.
Основные неисправности контрольно-измерительных
приборов. К основным неисправностям спидометра относят неправильное показание скорости движения автомобиля из- за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спи- дометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устра- нением этих неисправностей необходимо проверить исправ- ность гибкого вала привода спидометра: не ослабло ли креп- ление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передач, и не оборван ли трос. В случае обрыв тро- са необходимо установить причины обрыва. Одной из при- чин обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для проверки этого присоединяют конец гибкого вала к спидо- метру и медленно проворачивают рукой свободный конец троса. При этом не должно быть никаких заеданий и стрел- ка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрел- ка должна резко отклониться от нулевого деления, затем свободно вернуться обратно.
Колебание стрелки спидометра возникает вследствие не- правильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, из- гибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продоль- ного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсут- ствие продольного перемещения троса вала объясняется по- паданием грязи в отверстие валика спидометра.
542