Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1023
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учетом большого разнообразия конструкций и назна- чений контрольно-измерительных приборов ниже в каче- стве примера приведены основные неисправности магни- тоэлектрических указателей температуры: нарушение гер- метичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, при- кладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигате- ле; в этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор; нарушение стабильности характе- ристик терморезистора происходит чаще всего вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например работа двигателя без ох- лаждающей жидкости; смещение стрелки приемника на оси магнита из-за вибраций или ударов; обрыв провода внутри приемника.
Техническое обслуживание контрольно-измерительных
приборов. При обнаружении неисправностей датчика или приемника рекомендуется заменить их исправными, а не под- вергать ремонту, так как конструкция приемника и датчика неразборная и ремонту в эксплуатации не подлежит.
Проверку исправности магнитоэлектрических указателей температуры рекомендуется проводить при 20°С в опреде- ленной последовательности, для чего датчик и приемник дол- жны быть сняты с автомобиля.
Приемник устанавливают в приспособление в рабочем положении. Датчик помещают в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного ради- атора, которая дает возможность повышать температуру воды выше 100°С. Датчики указателей, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, прове- ряют только в воде, так как при нагреве в масле при отсут- ствии интенсивного его перемешивания увеличиваются по- грешности измерения в результате изменившихся условий теплопередачи.
543
Рис. 203. Схема проверки указателя температуры:
а — указателя в комплекте; б — приемника; в — датчика; 1 — при-
емник; 2 — датчик; 3 — герметичная ванна с водой; 4 — ртутный
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37
термометр; 5 — пробка от автомобильного радиатора; 6 — электро-
нагревательный прибор; 7 — автотрансформатор с регулировкой вы-
ходного напряжения; 8 — магазин сопротивлений; 9 — эталонный
приемник; 10 — амперметр; 11 — вольтметр
Датчики указателей, предназначенные для замера тем- пературы масла, проверяют в масляной ванне.
Схема включения комплекта приемника и датчика для проверки изображена на рис. 203, а. Напряжение, подводи- мое к прибору, равно 14 или 28 В (соответственно для при- боров с номинальным напряжением 12 и 24 В). Водяная или масляная ванна должна медленно прогреваться.
Показания приемника указателя сравнивают с показания- ми контрольного ртутного термометра, установленного в ван- не. Цена деления контрольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5°С.
На каждой контрольной отметке шкалы перед отсчетом
544
показаний должна производиться выдержка не менее 2 мин.
Приемник и датчик исправны, если погрешность не превы- шает данных, приведенных ниже:
Проверяемые точки шкалы приемника, °С
Допускаемая погрешность, °С
40
± 8
80
± 5
100
± 5
110
± 6
120
± 6
Проверяемые точки
шкалы приемника, °С
40
80
100
110
120
Сопротивление, Ом
320-440
128-142
82-91
66-74 55-62
В случае увеличенной погрешности необходимо прове- рить приемник и датчик указателя температуры отдельно.
Проверку приемника указателя осуществляют с помощью контрольного реостата или магазина сопротивлений, вклю- ченного в цепь приемника вместо датчика (рис. 203, б) при температуре окружающей среды +(20±5)°С и напряжении
14 или 28 В.
Перед проверкой показаний приемник выдерживают во включенном состоянии на предельной отметке 110 или 120°С в течение 2 мин. При этом фиксируют значение сопротивле- ния контрольного реостата.
Показания приемника удовлетворительны, если конт- рольные положения стрелки соответствуют следующим зна- чениям сопротивления контрольного реостата:
Погрешность приемника определяется разностью между показаниями приемника и контрольного ртутного термомет- ра. Приемник можно считать исправным, если его погрешно- сти не выходят за указанные выше пределы при проверке при- емника с датчиком.
Проверку датчика указателя проводят с эталонным при- емником (рис. 203, б); сопротивление катушки между клем- мами Б и Д равно (10±1) Ом. При проверке используют кон- трольный ртутный термометр с ценой деления 0,1°С.
Проверка заключается в определении сопротивления дат- чика в комплекте с эталонным приемником при контрольных
545
Приемник и датчик исправны, если погрешность не превы- шает данных, приведенных ниже:
Проверяемые точки шкалы приемника, °С
Допускаемая погрешность, °С
40
± 8
80
± 5
100
± 5
110
± 6
120
± 6
Проверяемые точки
шкалы приемника, °С
40
80
100
110
120
Сопротивление, Ом
320-440
128-142
82-91
66-74 55-62
В случае увеличенной погрешности необходимо прове- рить приемник и датчик указателя температуры отдельно.
Проверку приемника указателя осуществляют с помощью контрольного реостата или магазина сопротивлений, вклю- ченного в цепь приемника вместо датчика (рис. 203, б) при температуре окружающей среды +(20±5)°С и напряжении
14 или 28 В.
Перед проверкой показаний приемник выдерживают во включенном состоянии на предельной отметке 110 или 120°С в течение 2 мин. При этом фиксируют значение сопротивле- ния контрольного реостата.
Показания приемника удовлетворительны, если конт- рольные положения стрелки соответствуют следующим зна- чениям сопротивления контрольного реостата:
Погрешность приемника определяется разностью между показаниями приемника и контрольного ртутного термомет- ра. Приемник можно считать исправным, если его погрешно- сти не выходят за указанные выше пределы при проверке при- емника с датчиком.
Проверку датчика указателя проводят с эталонным при- емником (рис. 203, б); сопротивление катушки между клем- мами Б и Д равно (10±1) Ом. При проверке используют кон- трольный ртутный термометр с ценой деления 0,1°С.
Проверка заключается в определении сопротивления дат- чика в комплекте с эталонным приемником при контрольных
545
Контрольные температуры, °С
Сопротивление, Ом
40
318-418
60
194-234
80
124-144
100
80-92
120
54-62
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислить основные неисправности электрооборудования
автомобиля.
2. Назвать причины, которые особенно отрицательно сказы-
ваются на техническом состоянии аккумуляторной бата-
реи.
3. Перечислить основные неисправности генератора, спосо-
бы определения и устранения неисправностей.
4. Объяснить порядок разборки генератора и проверки состо-
яния деталей (обмотки возбуждения ротора, обмоток ста-
тора, диодов выпрямительного блока).
5. Перечислить основные неисправности стартера.
6. Назвать объем работ, выполняемых при ремонте старте-
ра.
7. Перечислить основные неисправности приборов освещения,
спидометра, магнито-электрических указателей темпера-
туры.
температурах. Такая проверка может быть выполнена с помо- щью амперметра и вольтметра. Сопротивление датчика опре- деляют по формуле R
д
=
ΔU
д
I
д
, где U
д
— падение напряжения в датчике, В (показания вольтметра); I
д
— сила тока датчика,
А (показания амперметра). Применяемый при этом испыта- нии вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5.
Сопротивления датчика не должно выходить за указанные ниже пределы:
546
Общие требования безопасности труда
при техническом обслуживании и ремонте
автомобилей
Создание безопасных условий труда должно быть опре- деляющим в любой сфере производственной деятельности человека. И тем более там, где работа связана с повышенной опасностью для здоровья человека.
В России существует государственная Система стандар- тов безопасности труда, устанавливающая общие требова- ния безопасности работ (ГОСТ 12.3.017—85), которые про- водятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (TP) грузовых и лег- ковых автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полу- прицепов (далее — автомобилей), предназначенных для эк- сплуатации на дорогах общей сети России.
За обеспечением безопасных условий труда ведут наблю- дение прокуратура, госсанинспекция, гортехнадзор, пожар- ная инспекция и другие службы государственного контроля.
Ответственность за выполнение всего объема задач по со- зданию безопасных условий труда возлагается на руковод- ство автотранспортного предприятия в лице директора и глав- ного инженера.
Все лица, поступающие на работу, проходят вводный ин-
структаж по технике безопасности и производственной са- нитарии, который является первым этапом обучения техни- ке безопасности на данном предприятии. Вторым этапом обу- чения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непо- средственно по той специальности и на том рабочем месте,
547
где он должен работать. При выполнении работ повышен- ной опасности проводятся повторные инструктажи через определенные промежутки времени, но не реже одного раза в 3 месяца.
Дополнительный (внеплановый) инструктаж проводит- ся при нарушении работающим правил и инструкций по тех- нике безопасности, технологической и производственной дис- циплины, а также при изменении технологического процес- са, вида работ и типа обслуживаемых автомобилей. Все виды инструктажей записываются в специальные журналы, кото- рые хранятся у руководителя предприятия, цеха или произ- водственного участка.
Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставки по- страдавшего в медицинское учреждение.
К производственному травматизму относятся увечья, ра- нения, ожоги, поражения электрическим током, отравления и профессиональные заболевания, связанные с выполнени- ем своих трудовых обязанностей.
Производственный травматизм возникает вследствие не- достатков в организации труда, пренебрежения правилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выпол- нением. Наиболее характерными причинами возникновения травматизма являются:
• отсутствие или проведенный в недостаточном объеме ин- структаж работающего о правилах безопасности труда;
• нарушение технологического процесса;
• неисправности оборудования, приспособлений и инстру- мента или его несоответствие условиям выполняемых работ;
• отсутствие ограждений, предупреждающих или запреща- ющих надписей;
548
Дополнительный (внеплановый) инструктаж проводит- ся при нарушении работающим правил и инструкций по тех- нике безопасности, технологической и производственной дис- циплины, а также при изменении технологического процес- са, вида работ и типа обслуживаемых автомобилей. Все виды инструктажей записываются в специальные журналы, кото- рые хранятся у руководителя предприятия, цеха или произ- водственного участка.
Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставки по- страдавшего в медицинское учреждение.
К производственному травматизму относятся увечья, ра- нения, ожоги, поражения электрическим током, отравления и профессиональные заболевания, связанные с выполнени- ем своих трудовых обязанностей.
Производственный травматизм возникает вследствие не- достатков в организации труда, пренебрежения правилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выпол- нением. Наиболее характерными причинами возникновения травматизма являются:
• отсутствие или проведенный в недостаточном объеме ин- структаж работающего о правилах безопасности труда;
• нарушение технологического процесса;
• неисправности оборудования, приспособлений и инстру- мента или его несоответствие условиям выполняемых работ;
• отсутствие ограждений, предупреждающих или запреща- ющих надписей;
548
• несоответствие выполняемой работе или небрежное ис- пользование спецодежды;
• недостаточное освещение;
• низкий уровень технической культуры производства.
Государственный стандарт требует, чтобы процессы ТО и TP были безопасными на стадиях:
• подготовки автомобилей к ТО и TP;
• непосредственного выполнения работ;
• испытаний и проверок систем автомобилей;
• заправки автомобилей горюче-смазочными материалами и спецжидкостями;
• хранения и транспортирования автомобилей, деталей, агрегатов и материалов;
• удаления и обезвреживания отходов производства.
Требования к предупреждению несчастных случаев
на стационарных постах технического обслуживания
и текущего ремонта
ТО и TP необходимо выполнять в специально предназ- наченных для этой цели местах (постах) с применением уст- ройств, приспособлений, оборудования и слесарно-монтаж- ного инструмента, предусмотренных для конкретного вида работы.
Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на по- стах ТО и TP, должны быть исправными. Не допускаются использование гаечных ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для уве- личения усилий затягивания резьбового соединения, а так- же зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток, на- пильников, ножовок должны быть изготовлены из пласт- массы или дерева, на их поверхностях не должно быть ско- лов. Деревянные рукоятки во избежание раскалывания долж- ны иметь металлические скрепляющие кольца.
549
Для осмотра автомобилей необходимо применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В с предохра- нительными сетками. При работе в осмотровых канавах на- пряжение ламп не должно превышать 12 В. Ручные электро- инструменты присоединять к электросети только через розет- ки с заземляющим контактом. Провода электроинструмента подвешивать, не допуская соприкосновения их с полом.
Перед установкой на пост ТО и TP автомобили следует очистить от грязи и вымыть.
Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и
TP, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тор- мозом. При этом рычаг переключения коробки передач дол- жен быть установлен в положение, соответствующее низ- шей передаче. На автомобилях с карбюраторным двигате- лем или с газобаллонной установкой следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем — перекрыть подачу топлива.
На рулевое колесо необходимо навесить табличку с над- писью «Двигатель не запускать: работают люди!»
При обслуживании автомобиля с помощью подъемника на механизме управления подъемником следует вывесить табличку с надписью «Не трогать, работают люди!» В рабо- чем положении упорные лапы подъемника должны быть на- дежно зафиксированы металлическим упором, предотвраща- ющим самопроизвольное опускание автомобиля на подъем- нике.
Осмотровые канавы должны иметь направляющие пре- дохранительные борта-реборды и содержаться в чистоте. Не допускаются разлив масла и наличие сырости на дне и сте- нах канавы.
При работе с высоко расположенными деталями, агрега- тами и механизмами автомобиля следует применять только
550
металлические подпоры, которые должны быть устойчивы- ми, прочными, надежными.
Подъем и транспортирование узлов и агрегатов массой более 20 кг осуществлять только с помощью подъемно-транс- портных механизмов, используя специальные приспособле- ния по схеме захвата объекта, предусмотренной для данного вида работ.
Для буксировки неисправного автомобиля можно исполь- зовать мягкую сцепку (цепь, трос) или жесткую (металли- ческую трубу или штангу с проушинами). При сцепке авто- мобиля с прицепом необходимо, чтобы помимо водителя был человек, подающий водителю сигналы об изменении направления движения или остановке. Чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа после сцепки, необхо- димо закрепить сцепное устройство, применяя предохрани- тельную цепь или трос.
При буксировке необходимо выполнять ряд правил:
На мягкой сцепке можно буксировать только один авто- мобиль с исправным управлением, звуковым сигналом и ос- вещением (при буксировке в ночное время). Длина мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 м. Мягкую сцепку необходи- мо присоединять к двум буксирным крюкам. Если буксир- ных крюков нет, то ее следует присоединять к раме. Нельзя присоединять буксир к переднему мосту. Буксирный трос нужно обозначить в соответствии с «Правилами дорожного движения», ночью — освещать.
На жесткой сцепке в буксируемом автомобиле должны быть исправны рулевое управление, передний мост и в тем- ное время суток приборы освещения.
Скорость при буксировании необходимо снижать.
Запрещается выполнять какие-либо работы на автомоби- ле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки.
551
Подъем и транспортирование узлов и агрегатов массой более 20 кг осуществлять только с помощью подъемно-транс- портных механизмов, используя специальные приспособле- ния по схеме захвата объекта, предусмотренной для данного вида работ.
Для буксировки неисправного автомобиля можно исполь- зовать мягкую сцепку (цепь, трос) или жесткую (металли- ческую трубу или штангу с проушинами). При сцепке авто- мобиля с прицепом необходимо, чтобы помимо водителя был человек, подающий водителю сигналы об изменении направления движения или остановке. Чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа после сцепки, необхо- димо закрепить сцепное устройство, применяя предохрани- тельную цепь или трос.
При буксировке необходимо выполнять ряд правил:
На мягкой сцепке можно буксировать только один авто- мобиль с исправным управлением, звуковым сигналом и ос- вещением (при буксировке в ночное время). Длина мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 м. Мягкую сцепку необходи- мо присоединять к двум буксирным крюкам. Если буксир- ных крюков нет, то ее следует присоединять к раме. Нельзя присоединять буксир к переднему мосту. Буксирный трос нужно обозначить в соответствии с «Правилами дорожного движения», ночью — освещать.
На жесткой сцепке в буксируемом автомобиле должны быть исправны рулевое управление, передний мост и в тем- ное время суток приборы освещения.
Скорость при буксировании необходимо снижать.
Запрещается выполнять какие-либо работы на автомоби- ле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки.
551