Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1021
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Снятие с автомобилей деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного сли- ва этих жидкостей.
Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов авто- мобилей необходимо производить в моечных устройствах или емкостях специально предназначенными для этого вещества- ми с последующим обезвреживанием отложений.
Прежде чем поворачивать коленчатый вал двигателя или карданный вал, необходимо убедиться, что подача топлива отключена, и установить рычаг переключения в нейтраль- ное положение.
Перед пуском двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг переключения коробки пере- дач установить в нейтральное положение. При пуске двига- теля пусковой рукояткой запрещается применять дополни- тельные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в об- хват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществ- лять снизу вверх.
ТО и TP автомобиля следует осуществлять при нерабо- тающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима по технологическому процессу дан- ной операции.
Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует производить с учетом обеспечения безопасности работающих с данным автомобилем и находящихся вблизи людей.
Испытание тормозных систем автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытаний на специальной площадке вне помещения, при этом ее раз- меры должны обеспечивать безопасность людей и автомо- билей даже в случае неисправности тормозов.
Снятие и установку рессор, амортизаторов, пружин сле- дует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных упоров (ко-
552
зелков). Ремонт или замену подъемного механизма грузо- вой платформы автомобиля-самосвала необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, ис- ключающего возможность самопроизвольного опускания или падения платформы.
Выпрессовывание втулок, подшипников и снятие дру- гих деталей, требующих приложения значительных усилий, следует производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать детали в месте приложения усилия.
Перед началом ТО и TP автомобиля-цистерны для пере- возки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ ци- стерна должна быть освобождена, проветрена и надежно за- землена.
Аккумуляторные батареи следует демонтировать и уста- навливать с помощью специальных устройств, исключаю- щих падение аккумуляторных батарей. Все работы, связан- ные с ТО и ремонтом, необходимо производить в специаль- но оборудованных для этих целей помещениях и спецодеж- де (защитные очки, резиновые перчатки и прорезиненный фартук). Приготовлять электролит следует в стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбо- нитовой палочкой. Аккумуляторные батареи, устанавливае- мые на зарядку, необходимо подсоединять зажимами, ис- ключающими возможность искрообразования. При зарядке аккумуляторных батарей пробки из банок должны быть вы- вернуты и обеспечена надежная вентиляция помещения.
Ремонт рамы следует проводить на доставках или на ав- томобиле с установленными колесами. Демонтированные ку- зова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть надежно установлены в удобном для проведения работ положении на специальные стенды или подставки. Рихтов-
553
Выпрессовывание втулок, подшипников и снятие дру- гих деталей, требующих приложения значительных усилий, следует производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать детали в месте приложения усилия.
Перед началом ТО и TP автомобиля-цистерны для пере- возки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ ци- стерна должна быть освобождена, проветрена и надежно за- землена.
Аккумуляторные батареи следует демонтировать и уста- навливать с помощью специальных устройств, исключаю- щих падение аккумуляторных батарей. Все работы, связан- ные с ТО и ремонтом, необходимо производить в специаль- но оборудованных для этих целей помещениях и спецодеж- де (защитные очки, резиновые перчатки и прорезиненный фартук). Приготовлять электролит следует в стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбо- нитовой палочкой. Аккумуляторные батареи, устанавливае- мые на зарядку, необходимо подсоединять зажимами, ис- ключающими возможность искрообразования. При зарядке аккумуляторных батарей пробки из банок должны быть вы- вернуты и обеспечена надежная вентиляция помещения.
Ремонт рамы следует проводить на доставках или на ав- томобиле с установленными колесами. Демонтированные ку- зова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть надежно установлены в удобном для проведения работ положении на специальные стенды или подставки. Рихтов-
553
ку кузовных деталей из листового проката необходимо осу- ществлять на автомобиле или специальных стендах.
В целях исключения возможности возгорания горючих материалов (топливо, масла, обивка и др.) электрогазосва- рочные работы непосредственно на автомобиле следует про- водить согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необхо- димо осуществлять только после полного удаления этих ве- ществ и их паров путем специальной обработки.
Демонтаж шин с диска колеса необходимо производить после полного снятия давления в камере шины. Монтаж и демонтаж шин следует осуществлять только при помощи предназначенного для этого оборудования, устройств, при- способлений и инструмента с применением специальных ог- раждений, обеспечивающих безопасность работающих в слу- чае вылета замочного кольца. Шину на диск колеса, имею- щего замочное кольцо, допускается монтировать при усло- вии отсутствия повреждений диска колеса и замочного коль- ца. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы замоч- ное кольцо полностью вошло в выемку обода.
Не допускается проводить подкачку колес без снятия с автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более чем на 40% от нормативного значе- ния. Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следу- ет осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих в случае вылета замочного кольца.
Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе пост ТО и TP оборудуется местным отсосом для удаления отработавших газов из помещения.
Принимают автомобиль на ходу вне помещения. Вожде- ние автомобиля на территории автотранспортного предпри- ятия, в том числе и опробывание автомобилей после регул и-
554
В целях исключения возможности возгорания горючих материалов (топливо, масла, обивка и др.) электрогазосва- рочные работы непосредственно на автомобиле следует про- водить согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необхо- димо осуществлять только после полного удаления этих ве- ществ и их паров путем специальной обработки.
Демонтаж шин с диска колеса необходимо производить после полного снятия давления в камере шины. Монтаж и демонтаж шин следует осуществлять только при помощи предназначенного для этого оборудования, устройств, при- способлений и инструмента с применением специальных ог- раждений, обеспечивающих безопасность работающих в слу- чае вылета замочного кольца. Шину на диск колеса, имею- щего замочное кольцо, допускается монтировать при усло- вии отсутствия повреждений диска колеса и замочного коль- ца. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы замоч- ное кольцо полностью вошло в выемку обода.
Не допускается проводить подкачку колес без снятия с автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более чем на 40% от нормативного значе- ния. Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следу- ет осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих в случае вылета замочного кольца.
Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе пост ТО и TP оборудуется местным отсосом для удаления отработавших газов из помещения.
Принимают автомобиль на ходу вне помещения. Вожде- ние автомобиля на территории автотранспортного предпри- ятия, в том числе и опробывание автомобилей после регул и-
554
ровки и ремонта, разрешается только лицам, имеющим удо- стоверение на право вождения автомобиля данной катего- рии. Движение на территории и в производственных поме- щениях регулируется установленными дорожными знаками.
Скорость движения не должна превышать 10 км/ч на подъезд- ных путях территории и 5 км/ч в производственных поме- щениях.
Производственная санитария
Важным условием безопасного и высокопроизводитель- ного труда является устранение воздействия производствен- ных вредностей:
• загрязнения воздушной среды;
• шумов и вибраций;
• ненормального теплового режима (сквозняки, низкая или высокая температура на рабочих местах).
Под воздействием производственных вредностей могут возникнуть профессиональные заболевания.
Задачей производственной санитарии и гигиены труда яв- ляется полное исключение или существенное уменьшение производственных вредностей. Помещения автотранспорт- ных предприятий и организаций автомобильного сервиса должны быть оборудованы централизованным или автоном- ным отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, сани- тарно-бытовыми помещениями, душевыми, гардеробными, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, и местами для курения.
Скорость движения не должна превышать 10 км/ч на подъезд- ных путях территории и 5 км/ч в производственных поме- щениях.
Производственная санитария
Важным условием безопасного и высокопроизводитель- ного труда является устранение воздействия производствен- ных вредностей:
• загрязнения воздушной среды;
• шумов и вибраций;
• ненормального теплового режима (сквозняки, низкая или высокая температура на рабочих местах).
Под воздействием производственных вредностей могут возникнуть профессиональные заболевания.
Задачей производственной санитарии и гигиены труда яв- ляется полное исключение или существенное уменьшение производственных вредностей. Помещения автотранспорт- ных предприятий и организаций автомобильного сервиса должны быть оборудованы централизованным или автоном- ным отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, сани- тарно-бытовыми помещениями, душевыми, гардеробными, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, и местами для курения.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37
Противопожарные мероприятия
Для помещения автотранспортных предприятий и служб автосервиса характерна высокая пожароопасность. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производ- ственных помещениях и на автомобиле, запрещается:
555
Для помещения автотранспортных предприятий и служб автосервиса характерна высокая пожароопасность. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производ- ственных помещениях и на автомобиле, запрещается:
555
• допускать попадание на двигатель и рабочее место топ- лива и масла;
• оставлять в кабине (салоне), на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
• допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;
• держать открытыми горловины топливных баков и со- судов с воспламеняющимися жидкостями;
• мыть или протирать бензином кузов, детали и агрега- ты, мыть руки и одежду бензином;
• хранить топливо (за исключением находящегося в топ- ливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и сма- зочных материалов;
• пользоваться открытым огнем при устранении неисп- равностей;
• подогревать двигатель открытым огнем.
Все проходы, проезды, лестницы и рекреации автотран- спортных предприятий должны быть свободны для прохода и проезда. Чердаки нельзя использовать под производствен- ные и складские помещения.
Курение на территории и в производственных помеще- ниях автотранспортного предприятия разрешено только в от- веденных местах, оборудованных противопожарными сред- ствами и надписью «Место для курения». На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таб- лички с указанием телефонов пожарных команд, план эва- куации людей, автомобилей и оборудования на случай по- жара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопас- ность.
Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рука- вами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях для технического обслуживания и ремонта ав- тотранспортных средств устанавливают пенные огнетуши-
556
тели (один огнетушитель на 50 м
2
площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м
2
площади поме- щения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.
Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведом- ление пожарной команды является главным условием ус- пешной борьбы с возникшим пожаром.
557
2
площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м
2
площади поме- щения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.
Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведом- ление пожарной команды является главным условием ус- пешной борьбы с возникшим пожаром.
557
Приложение
Внешний вид
Название
Характеристика
Закрытый кузов
Лимузин
Удлиненная база, четыре
боковые двери, два (три)
ряда сидений, застекленная
перегородка за первым
рядом
Седан (хетчбек,
салун, берлина)
Нормальная база, четыре
или две боковые двери, два
(три) ряда сидений
Купе
(берлинетта)
Укороченная база, две
боковые двери, один (два)
ряда сидений
Полностью открывающийся кузов
Фаэтон
(устаревшее —
торпедо)
Удлиненная или
нормальная база, число
дверей и рядов сидений
зависит от базы
Родстер
(спайдер)
Укороченная база, две
боковые двери
Грузо-пассажирские кузова
Универсал
(стейшн вэгон,
фамильяле,
эстейст, бреак)
Закрытый кузов, сложив
задний ряд сидений, можно
увеличить помещение для
груза
Пикап
Закрытая кабина с одним
(двумя) рядами сидений и
грузовая платформа
Хетчбек
(комби,
лиртбек,
свинчбек)
Занимает промежуточное
положение между
универсалом и седаном, две
(четыре) боковые двери и
дверь в наклонной задней
стенке
558
Характеристики легковых автомобилей с кузовами различных типов
Автомобиль
Угол
развала
Угол наклона шкворня
Схождение,
мм
Автомобиль
Угол
развала
поперечный
продольный
Схождение,
мм
ГАЗ-24
4° 30'
1 , 5 - 3
ΓΑ3-53Α
1°
8°
2°30'
1 , 5 - 3
ЗИЛ-130
1°
8°
2° 10'
5 - 8
ΜΑ3-5335
1°
8°
2°30'
3 - 5
КрАЗ-257
1°
8°
2°30'
3 - 5
КамАЗ-5320
1°
8°
3°
2 - 5
УАЗ-469
1°30'
8°
3°
1 , 5 - 3
0°±30'
От 0" до 1°
559
Параметры установки управляемых колес
Шестопалов Φ. К. Устройство, техническое обслужива- нии и ремонт легковых автомобилей. М., 1999.
Кализский В.С., Монзон А.И., Нагула Г. Е. Автомобиль:
Учебник водителя категории С. М.: Транспорт, 1988.
Румянцев С. И., Синельников А. Ф., Штель Ю. Л. Техни- ческое обслуживание и ремонт автомобилей. М.: Машино- строение, 1989.
Гаркунов Д. Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1981.
560
Л и т е р а т у р а
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ
Классификация и общее устройство автомобилей 6
Глава 1. ДВИГАТЕЛЬ 14
Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания. Порядок работы цилиндров двигателя .... 14
Кривошипно-шатунный механизм 18
Газораспределительный механизм 28
Система охлаждения 39
Система смазывания 52
Система питания карбюраторного двигателя 61
Система питания дизельного двигателя 78
Система питания двигателя автомобиля с газобаллонной установкой 87
Приборы подачи топлива, очистки воздуха и выпуска отработавших газов 93
Система зажигания, система пуска двигателя 103
Крепление двигателя к раме, кузову автомобиля 111
Глава 2. ТРАНСМИССИЯ 113
Общая схема трансмиссии 114
Сцепление 118
Коробка передач 127 561
Ступенчатые коробки передач 130
Раздаточная коробка 138
Карданная передача 140
Главная передача, дифференциал и полуоси 144
Привод управляемых ведущих колес и ведущие мосты . 148
Глава 3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ 151
Рама и несущий кузов 151
Подвеска автомобиля 158
Амортизаторы 165
Колеса и шины 168
Рулевое управление 187
Глава 4. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ 204
Общее устройство, виды и принцип действия тормозных систем 205
Тормозные механизмы колес 207
Приводы тормозных систем 212
Глава 5. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 227
Источники тока и реле-регуляторы 227
Контактная система зажигания 246
Стартер 258
Контрольно-измерительные приборы 262
Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации 270
Глава 6. КУЗОВ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ 278
Кабина 279
Платформа 279
Специальное оборудование 280 562
Раздел 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ
Глава 1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ 286
Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации 286
Основные понятия качества и надежности автомобиля... 287
Изнашивание деталей машин 297
Поломка деталей машин 325
Планово-предупредительная система технического обслуживании и ремонта автомобилей 335
Глава 2. СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНОГО ПАРКА 340
Станции технического обслуживания автомобилей 340
Стационарное оборудование технического обслуживания 342
Посты технического диагностирования 346
Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
АВТОМОБИЛЯ 349
Производственный и технологический процессы ремонта 349
Разборка автомобиля и его сборочных единиц 353
Очистка и мойка деталей 356
Виды дефектов и методы контроля деталей автомобиля 362
Ремонт и восстановление деталей 370
Восстановление деталей механической обработкой 371 563