Файл: Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию недостатков устной и письменной речи учащихся начальных классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Логопедические игры и упражнения, направленные
на коррекцию недостатков устной и письменной речи учащихся начальных классов


Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Нарушения устной и письменной речи у учащихся младших классов отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом, становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи учащихся.

Предлагаемый комплекс игр и упражнений предназначен для использования логопедами, педагогами – предметниками, воспитателями в группе продлённого дня, родителями учащихся 1–4 классов.

Важно помнить, что отсутствие повторения и закрепления полученных навыков дома и в школе ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков исправления речевых нарушений. 

Развитие мелкой и общей моторики

Уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики.

Предложенные далее упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

Заниматься с ребенком нужно каждый день в любое время, но не перед сном. Все упражнения выполняйте энергично, с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений, иначе они не принесут положительного эффекта. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый результат.

Игры и упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики рук

1. «Кольца»
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
     Раз, два, три, четыре, пять,

     Вышли пальчики гулять. 
     Раз, два, три, четыре, пять,
     Будем пальчики считать.

2. «Рожки»
Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

3. «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

4. «Крестики-нолики»
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. «Зеркальное рисование»
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

6. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

7. «Рыбка»
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

8. «Змейка»
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

9. «Замок»
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ребёнка совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», чтобы ребёнок мог продемонстрировать, как широко он открыл замочек.
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично произносить:
     — На двери висит замок,
     — Кто его открыть бы смог?
     — Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней),
     — Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их),
     — Потянули, потянули (тянуть ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью),
     — И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).

10. «Восьмерки»

Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

12. Ладони сомкнуть перед грудью. Левая ладошка скользит вверх, пальцы левой руки обхватывают пальцы правой и крепко их сжимают. То же самое нужно сделать правой рукой. Повторить 20 раз.

13. Крепко сжать обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.

14. Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

15. Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Затем встряхнуть кистями. Повторять по 8 раз в каждую сторону.

16. Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение своему малышу. Массируйте ручки в течение 1-2 минут.

17. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки, затем левой. Повторите упражнение 10 раз, после встряхните руками.

18. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом), затем еще раз коснитесь мочки левого уха правой рукой (рука за головой). Проделайте то же самое левой рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.

19. Карандаш 
     лучше дать ребёнку карандаш с гранями

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

20. Помощник
    насыпать на стол разной крупы — пусть ребёнок попытается определить не глядя и назвать зернышки

Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу
Я с закрытыми глазами,
Рис от гречки отличу.

21. Орехи 
    взять 2 грецких ореха или похожих по размеру шарика

Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.


22. Засолка капусты

Мы капусту рубим (движения прямыми кистями вниз-вверх),
Мы морковку трём (движения кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим (движения пальцев, имитирующие посыпку солью),

Мы капусту жмём (интенсивное сжимание обеих рук в кулаки).

Развитие речевого дыхания

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс.

Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Правильное речевое дыхание – основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

! Регулярное выполнение дыхательных упражнений способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

При занятиях необходимо соблюдать следующие условия:

  • Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

  • Не заниматься после еды.

  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

  • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Упражнения и игры, направленные на формирование правильного речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно вдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Маятник»

Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с.), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Шарик»


Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1- 5 медленно выдохнуть.

«Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно вдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров»

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек»

Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Комарик»

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнести «ту-ту-ту» (10 – 15 с.).

«Жук»

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи»

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Чтение пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе.

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.