Файл: 1. Понятие и признаки федеративного государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели (например, выборы президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают общенациональными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (выборы органов местного самоуправления). Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это называется повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные — проводимые в установленные законом сроки и внеочередные — назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента.

Субъекты права назначения выборов – это государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

На основании п. «а» ст. 84 Конституции РФ Президент РФ назначает выборы депутатов Государственной Думы, а в силу п. «д» ст. 102 Основного закона России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Сроки назначения выборов:

1. Решение о назначении выборов Президента РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором состоялось шесть лет назад голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ (это март).

2. Решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования – первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (это декабрь).

3. Решение о назначении выборов в органы государственной власти субъектов РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, а в органы местного самоуправления – не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. День голосования на выборах в указанные органы – второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки их полномочий. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября. При проведении выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва дни голосования совмещаются, проходя в первое воскресенье декабря, т. е. дату голосования на выборах указанного депутатского корпуса.


Официальное опубликование решения о назначении выборов в средствах массовой информации происходит не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему

гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка их назначения, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если данные органы отсутствуют. В этом случае право назначения выборов переходит к избирательной комиссии в соответствии с законом о выборах. Например,выборы в федеральные органы государственной власти назначает Центральная избирательная комиссия РФ (Далее – ЦИК РФ), в органы государственной власти субъекта РФ – избирательная комиссия субъекта РФ.

Если же избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия

отсутствует и не может быть сформирована, суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – конкретная избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на ЦИК РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу его решения временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица – также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.
10. Понятие избирательного права

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ).

Избирательное право относится к числу основных, конституционных прав граждан РФ, поскольку является одним из их ключевых средств влияния на состав и деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.



В нашей стране, как уже отмечено, населением избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, главы исполнительной власти большинства субъектов РФ (с 2012 г.), депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, депутаты представительных органов и главы муниципальных образований (последние — если это установлено уставом муниципального образования).

Различаются право избирать (активное избирательное право) — оно наступает с 18 лет и право быть избранным (пассивное избирательное право) — для него устанавливается более старший возраст (например, 21 год для депутатов Государственной Думы, 35 лет — для Президента РФ).

Избирательные права являются всеобщими, они предоставляются всем гражданам РФ, достигшим соответствующего возраста. Избирательное законодательство идет по пути предоставления возможности избирать и быть избранными на муниципальных выборах также и для иностранных граждан, если по этому поводу заключены соответствующие договоры РФ и других государств, а затем их положения отражены в избирательных законах.

Круг тех, кто не имеет права избирать и быть избранным, отражен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 32); это граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Следовательно, все иные граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
11. Виды избирательных систем

В Российской Федерации существуют несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная избирательная система – это система формирования

выборных органов власти на основе персонального представительства, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов избирателей.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.

Выделяют следующие разновидности мажоритарной избирательной системы:

1) Система относительного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей. Такая система применяется по выборам половины депутатов значительной части законодательных органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.


2) Система абсолютного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов избирателей (более 50 %), принявших участие в голосовании
Пропорциональная избирательная система – это система, при которой распределение депутатских мест между партийными списками производится в зависимости от количества голосов, полученных каждым списком. Списки выдвигаются политическими партиями. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов, и голосует только за один из них. После голосования определяется избирательная квота. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мест. Далее на полученное число делится число голосов, собранных каждым партийным списком, и таким путем партия узнает, сколько ей досталось мандатов. При этом в распределении мандатов участвуют не все партии, принимавшие участие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (минимальное количество голосов, которое необходимо набрать на выборах партии для получения права участвовать в распределении мандатов в избираемом органе). Полученные такими партиями голоса распределяются пропорционально между партиями-победительницами.

Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть – по пропорциональной системе.

При такой системе создаются мажоритарные избирательные округа и единый избирательный округ для голосования по партийным спискам кандидатов. Избиратель одновременно голосует за кандидата, который баллотируется в мажоритарном округе на персональной основе, и за список кандидатов от политической партии. Для осуществления процедуры голосования избиратель получает два бюллетеня: один – для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой – для голосования за политическую партию. Такая система в России применяется при избрании законодательных органов субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления, применялась на выборах в Государственную Думу первого – четвертого созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.) и будет применяться на выборах в Государственную Думу с 2016 г.

12. Принципы избирательного права России

– основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.


Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Избирательные права граждан РФ:

1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;

2) участвовать в предвыборной агитации;

3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;

4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы:

1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ);

2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.