ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.
Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз
13. Понятие избирательного процесса и его стадии
избирательный процесс – это регламентированная законодательством Российской Федерации и данным Кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, избирательных объединений, блоков по подготовке и проведению выборов.
Стадия избирательного процесса – это объединенная единым функциональным назначением обособленная совокупность избирательных действий и процедур, последовательно реализуемая особым кругом субъектов избирательного процесса в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством, для достижения конечного результата выборов – избрания депутатов или выборных должностных лиц. Признаки стадий избирательного процесса.
Стадии избирательного процесса
Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса.
1. Назначение выборов: проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.
2. Формирование избирательных округов. Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов: общегосударственные, одномандатные, многомандатные.
3. Создание избирательных участков. Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.
4. Избирательные органы. Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные, участковые.
5. Регистрация избирателей. Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов. На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.
7. Предвыборная агитация. В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации: встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.
8. Голосование. Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.
В случае если выборы оказались нерезультативными, то организуется повторное голосование или повторные выборы.
14. Избирательно-территориальное деление
Назначение этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить охват всех избирателей с целью реализации активного избирательного права. Основными избирательно-территориальными единицами являются избирательные округа и избирательные участки.
Под избирательными округами понимается территория, в которой осуществляется непосредственное избрание депутатов и должностных лиц.
Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:
– равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением до 10% от среднего числа избирателей в округе, а в труднодоступных и отдаленных округах – не более 30%;
– избирательный округ должен образовывать единую территорию, не допускается образование избирательного округа из неграничащих между собой территорий.
Для проведения голосования и подсчета голосов, поданных за кандидатов, на территории избирательных округов образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3 тыс. избирателей на один избирательный участок с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки, участки референдума являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех референдумов субъектов РФ, местных референдумов. Они образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума.
Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования за пределами территории РФ, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны пребывания избирателей, сведения о которых могут быть опубликованы на сайтах этих учреждений в Интернете.
15.Статус избирательных комиссий.
Избирательные комиссии - это государственные или общественные органы, целями которых являются: обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ; осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации; рассмотрение поступивших к ним обращений о нарушениях законодательства о выборах, проведение проверок по таким обращениям и принятие мер.
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
- Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК);
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Характеристиками правового статуса избирательных комиссий в качестве самостоятельных и независимых органов выступают следующие положения:
-
Избирательные комиссии обладают независимостью от органов государственной власти и муниципального управления в пределах своей компетенции; -
Избирательные комиссии наделены специальной компетенцией, закрепленной на уровне федерального и регионального законодательства; -
Полномочия осуществляются избирательными комиссиями или на постоянной основе, или в течение четко определенного срока; -
Финансирование деятельности избирательных комиссий осуществляется за счет средств бюджетов различного уровня; -
Порядок формирования избирательных комиссий регулируется уполномоченными органами государственного и муниципального управления, вышестоящими избирательными комиссиями; -
В основе формирования избирательных комиссий находятся предложения общественных объединений, избирательных объединений, политических партий, групп граждан -
Избирательные комиссии наделены правом и полномочиями контроля за соблюдением избирательных прав населения и их защиты; -
Избирательные комиссии несут ответственность за принятые ими решения и осуществленные действия.
Большинство избирательных комиссий осуществляет свою деятельность на постоянной основе и наделяется статусом юридического лица. Как правило, срок полномочий избирательной комиссии составляет 5 лет.
16.Выдвижение кандидатов и их статус.
Выдвижение кандидатов - это избирательная процедура, посредством которой заявляется о том, что один кандидат или список кандидатов изъявляет желание баллотироваться на данных выборах.
Право выдвижения предоставлено: а) гражданину - для выдвижения себя в качестве кандидата в избирательном округе (самовыдвижение);
б) группам граждан (избирателей) - для выдвижения своего кандидата в избирательном округе;
в) политическим партиям и иным общественным объединениям - для выдвижения списка кандидатов для баллотирования по пропорциональной системе и кандидатов для баллотирования по конкретным округам (их можно оформить списком).
Период выдвижения кандидатов при федеральных выборах должен составлять не менее 45 дней, при региональных выборах – не менее 30 дней, при муниципальных выборах – не менее 20 дней.
Статус кандидатов:
Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата. С учетом уровня выборов кандидату возмещаются определенные транспортные расходы.
17.Предвыборная агитация и информирование избирателей.
Предвыборная агитация – это деятельность участников избирательной кампании по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению;
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Информирование избирателей, в том числе через СМИ, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах производится избирательными комиссиями.
Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
18.Голосование и определение результатов выборов.
Является завершающей стадией избирательного процесса.
Каждый избиратель голосует лично на альтернативной основе. Участковая избирательная комиссия выдает избирательный бюллетень, который заполняется избирателем в специально оборудованной кабине.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. О времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей на позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом. В день голосования и до момента окончания на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация данных об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в Интернете.