ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Президент осуществляет государственную власть, при этом глава государства не входит непосредственно не в одну из ветвей государственной власти. Президент издает указы и распоряжения. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
В сфере законодательной власти Президент РФ обладает следующими полномочиями:
- назначает выборы Государственной Думы;
- распускает Государственную Думу;
- назначает референдум;
- глава государства обладает законодательной инициативой, т.е. вправе вносить законопроекты в Государственную Думу. Президент также вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В сфере исполнительной власти Президент РФ имеет значительные полномочия:
- назначает Председателя Правительства РФ;
- назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
- указом устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и др.;
- вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента;
- принимает решение об отставке Правительства РФ.
В сфере судебной власти Президент РФ обладает следующими полномочиями: - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; -назначает судей других федеральных судов; -- осуществляет помилование; - вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ, а также о толковании Конституции;
23.Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и органах государственной власти
В соответствии с ст. 83 Конституции РФ Президент назначает и освобождает полномочных представителей.
Президент самостоятелен в определении их состава. Президент имеет полномочных представителей:
1. В федеральных округах
2. В Конституционном Суде РФ
3. В палатах Федерального Собрания
4. В квалификационных коллегиях судей.
1. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа.
Основными задачами полномочного представителя в федеральном округе являются:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;
- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
- представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
2. Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде.
Полномочный представитель от имени Президента Российской Федерации:
- представляет сторону Президента в конституционном судопроизводстве;
- представляет Президенту проекты обращений, предполагаемых к внесению Президентом в Конституционный Суд;
- уточняет и изменяет по согласованию с Президентом основания, по которым Президент направил обращение в Конституционный Суд;
- отзывает по поручению Президента обращение Президента до начала рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда;
- вносит на заседании Конституционного Суда необходимые уточнения и изменения в позицию Президента, изложенную в его обращении в Конституционный Суд;
- участвует в заседаниях Конституционного Суда;
- координирует деятельность лиц, назначенных представителями Президента для участия в рассмотрении Конституционным Судом конкретных дел;
- обеспечивает взаимодействие самостоятельных подразделений Администрации Президента в процессе выработки позиции и представлении интересов Президента в Конституционном Суде;
- вносит в необходимых случаях Президенту Российской Федерации предложения о мерах по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда.
3. Полномочных представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания
Полномочный представитель Президента в Совете Федерации и полномочный представитель Президента в Государственной Думе осуществляют следующие функции:
а) полномочный представитель Президента в Совете Федерации представляет:
- позицию Президента по федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой;
- обоснования отклонения Президентом принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов;
- указы Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения
- кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Совета Федерации Президентом
- предложения Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
б) полномочный представитель Президента в Государственной Думе представляет:
- законопроекты, внесенные Президентом
- позицию по законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой
- обоснования отклонения Президентом принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации ФЗ
- кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Государственной Думы Президентом в соответствии с Конституцией и федеральными законами;
- предложение Президента об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
4. Полномочный представитель Президента РФ в квалификационных коллегиях судей.
Один член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации.
Полномочный представитель Президента в квалификационных коллегиях судей представляет интересы Президента.
24. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Отставка
Отставка - добровольный уход Президента со своего поста с подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Уход в отставку имеет окончательный характер: Президент не может отозвать свое заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей. С объявлением об отставке Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.
Стойкая неспособность по состоянию здоровья
Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ.
Отрешения от должности
Президент согласно ст. 93 Конституции РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса и по каждому пункту обвинений, если их несколько.
Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который рассматривает вопрос на основании выдвинутого Думой обвинения, а также представления заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В соответствии с Конституцией решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов палаты.
Это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
25. Конституционно-правовой статус российского парламента
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Сенаторами являются лица, названные в Конституции РФ и в Федеральном законе о порядке формирования Совета Федерации, уполномоченные осуществлять в этой палате законодательные и иные полномочия:
а) представитель от субъекта РФ;
б) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации;
в) представитель Российской Федерации, назначенный Президентом РФ.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Думы и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.
Полномочия сенатора, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
- письменного заявления о сложении своих полномочий;
- избрания сенатора, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления;
- участия сенатора, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией;
- вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- утраты сенатором, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
- обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося сенатором, депутатом Государственной Думы;