ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; в разработке целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законо
Вопрос 33. Система федеральных органов исполнительной власти
Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно-правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.Система федеральных органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления и в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам их совместного ведения с субъектами РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ.
Федеральные органы исполнительной власти
1. Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует с 12.05.2008 г № 724 деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.
2. федеральная служба (фС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
3. федеральное агентство (фА), являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление государственным имуществом.
Вопрос 34. Отставка Правительства РФ
Статья 34. Сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий. Отставка Правительства Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе в предусмотренном Конституцией Российской Федерации случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
4. В случае сложения полномочий или отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Статья 35. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации в связи с выражением Правительству Российской Федерации недоверия или отказом в доверии Правительству Российской Федерации
1. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.
3. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней.
5. В случае, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
6. В случае, если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Вопрос 35. Конституционный статус судебной власти в России
Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли.
Судебная власть представлена в виде системы судов. Она определена Конституцией РФ и федеральными законами («О статусе судей в РФ», «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах РФ»).
Судебная система России состоит из федеральных судов, а также из конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов РФ.
Федеральные суды: Конституционный Суд РФ; система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды); система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (10), арбитражные апелляционные суды (20), арбитражные суды субъектов РФ).
Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды cубъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Судьи РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Основные полномочия Конституционного суда РФ:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам, относящимся к совместному ведению федеральных органов государственной власти субъектов РФ; договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. Проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
5. Дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ рассматривает дела в пределах своей компетенции (в качестве первой инстанции - уголовные дела особой сложности, а также гражданские дела; в кассационном порядке - по жалобам и протестам и приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу; в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам - по протестам Генерального Прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц на законы, решения суда, вступившие в законную силу). Верховный Суд РФ изучает и обобщает опыт судебной практики, дает разъяснения по вопросам судебного производства.
Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, которые призваны разрешать экономические споры и иные дела в пределах их компетенции. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают вопросы соответствия конституции (уставу) субъекта законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ.
Мировые судьи рассматривают дела в пределах своей компетенции (дела небольшой сложности).
Вопрос 36. Принципы организации и деятельности судебной системы в России
Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом процессуальном законодательстве.
Условно данные принципы разделяют на две группы, в совокупности образующие систему демократических основ правосудия:
общие принципы организации и деятельности судебной власти как ветви государственной власти;
специальные принципы организации и функционирования судебной власти
К общим принципам относятся:
Принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в деятельности судов Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов.
Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти.
Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Принцип федерализма определяется особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов РФ.
Вопрос 33. Система федеральных органов исполнительной власти
Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно-правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.Система федеральных органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления и в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам их совместного ведения с субъектами РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ.
Федеральные органы исполнительной власти
1. Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует с 12.05.2008 г № 724 деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.
2. федеральная служба (фС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
3. федеральное агентство (фА), являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление государственным имуществом.
Вопрос 34. Отставка Правительства РФ
Статья 34. Сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий. Отставка Правительства Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе в предусмотренном Конституцией Российской Федерации случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
4. В случае сложения полномочий или отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Статья 35. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации в связи с выражением Правительству Российской Федерации недоверия или отказом в доверии Правительству Российской Федерации
1. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.
3. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней.
5. В случае, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
6. В случае, если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Вопрос 35. Конституционный статус судебной власти в России
Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли.
Судебная власть представлена в виде системы судов. Она определена Конституцией РФ и федеральными законами («О статусе судей в РФ», «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах РФ»).
Судебная система России состоит из федеральных судов, а также из конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов РФ.
Федеральные суды: Конституционный Суд РФ; система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды); система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (10), арбитражные апелляционные суды (20), арбитражные суды субъектов РФ).
Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды cубъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Судьи РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Основные полномочия Конституционного суда РФ:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам, относящимся к совместному ведению федеральных органов государственной власти субъектов РФ; договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. Проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
5. Дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ рассматривает дела в пределах своей компетенции (в качестве первой инстанции - уголовные дела особой сложности, а также гражданские дела; в кассационном порядке - по жалобам и протестам и приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу; в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам - по протестам Генерального Прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц на законы, решения суда, вступившие в законную силу). Верховный Суд РФ изучает и обобщает опыт судебной практики, дает разъяснения по вопросам судебного производства.
Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, которые призваны разрешать экономические споры и иные дела в пределах их компетенции. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают вопросы соответствия конституции (уставу) субъекта законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ.
Мировые судьи рассматривают дела в пределах своей компетенции (дела небольшой сложности).
Вопрос 36. Принципы организации и деятельности судебной системы в России
Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом процессуальном законодательстве.
Условно данные принципы разделяют на две группы, в совокупности образующие систему демократических основ правосудия:
общие принципы организации и деятельности судебной власти как ветви государственной власти;
специальные принципы организации и функционирования судебной власти
К общим принципам относятся:
Принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в деятельности судов Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов.
Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти.
Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Принцип федерализма определяется особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов РФ.