Файл: 1. Понятие и признаки федеративного государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип единства означает, что в целом в Российской Федерации функционирует единая судебная система в виде определенных судебных органов – судов, деятельность которых основывается на соблюдении единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных решений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей.

К специальным принципам относятся:

Принципы судоустройства

К принципам судоустройства относятся: автономность системы судебных органов и осуществление правосудия только судом, универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности в осуществлении правосудия.

Вопрос 37. Становление конституционной юстиции в России

М.А. Митюков, российский политический деятель, юрист, в своей работе «К истории конституционного правосудия в России» выделяет несколько этапов формирования конституционного контроля в России:

1) зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX - начало XX в.);

2) приспособление Верховного суда СССР к осуществлению «подсобной» роли в конституционном надзоре;

3) период более полувекового осуществления конституционного контроля только в «квазипарламентских» формах;

4) осуществление охраны Конституции посредством специализированного конституционного надзора (1988-1991 гг.);

5) обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля - Конституционным Судом РФ (с 1991 г.)

Можно совместить из названных этапов и выделить 3 этапа в развитии конституционной юстиции в России, которые будут рассмотрены ниже:

1) конституционная юстиция в 1918-1936 гг.; (Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала, по существу, парламентский контроль, если иметь в виду полномочия Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и его Президиума.)

2) конституционная юстиция в 1936-1988 гг.; (Выделение этого этапа в развитии конституционной юстиции в России связано, прежде всего, с принятием Конституции СССР 1936 г., в соответствии с которой контроль за соблюдением Основного Закона осуществлял Верховный Совет, а фактически - его Президиум. Деятельность по охране Конституции имела характер предварительного контроля и самоконтроля органов государственной власти и государственного управления.)


3) конституционная юстиция в 1988-1993 гг.

Основной функцией конституционной юстиции является осуществление в различных формах конституционного судебного контроля. Конституционный судебный контроль представляет собой «деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства конституции, предупреждение издания неконституционных нормативных актов, установление неконституционных законов, иных нормативных актов или действий и, в случае необходимости, применения толкования конституции и законов».
Вопрос 38. Порядок назначения на должность и статус судей Конституционного Суда РФ
Судьей КС может быть гражданин России, достигший возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.



Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.
39.Компетенция Конституционного Суда РФ
1.разрешает дела о соответствии Конституции:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2.разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3.по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4.дает толкование Конституции;
5.дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6.выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7.осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.



40. Органы конституционной юстиции в субъектах Федерации
ФКЗ о судебной системе РФ предусматривал возможность создания конституционных (уставных) судов РФ. Они учреждались для рассмотрения вопросов соответствия законов, иных нормативных актов органов гос.власти субъектов РФ и актов МСУ конституции (уставу) субъектов РФ, а также для их толкования.
Законами субъектов РФ предусмотрены дополнительные полномочия конституционных (уставных) судов:
1) Рассмотрение жалоб граждан на нарушение прав и свобод законами субъектов РФ
2) Дача заключения о соответствии конституции (уставу) вопроса, выносимого на референдум субъекта РФ
3) Разрешение споров о компетенции между органами гос.власти субъектов РФ, органами госвласти субъектов РФ и органов МСУ, между органами МСУ
4) Осуществление права законодательной инициативы
Эти суды не подчиняются Конституционному Суду РФ и не образуют с ним единой системы, финансируются из бюджета субъекта РФ.
Порядок формирования и компетенция таких судов определяется субъектами РФ в их конституциях (уставах) и специальных законах.
По общему правилу судьи избираются законодательным органом власти субъекта по представлению высшего должностного лица. Состав – от 5 до 9 судей.
41. Система и принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:
1.государственная и территориальная целостность РФ;
2.распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
3.верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
4.единство системы государственной власти;
5.разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
42. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации.
Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Установленное число депутатов должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов – при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов – при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов – при численности избирателей от 1 млн до 2 млн человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов – при численности избирателей свыше 2 млн человек.
Основной функцией законодательного органа государственной власти субъекта РФ является представительная. Представительство интересов населения субъекта Федерации обеспечивается демократической избирательной системой.
43. Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.
Депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть:
1) депутатом Государственной Думы
2) членом Совета Федерации
3) судьей,
4) замещать иные государственные должности, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы