Файл: Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В норме при переходе к основному звену у учащихся в общем виде должны быть сформированы познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные УУД. Вместе с тем, многолетняя практика специального образования, имеющийся опыт интеграции и инклюзии школьников с ООП в общеобразовательные учреждения, а также отдельные исследования позволяют утверждать, что у таких обучающихся при переходе к основному уровню обучения УУД сформированы недостаточно. ( более того, у них с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, УУД. В частности, недостаточно формируются личностные универсальные действия, которые обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся. Они не в полной мере овладевают умениями соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
Эти школьники затрудняются предлагать общие приемы решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на варианты решения задач. Им трудно понимать смысл художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно- следственные связи.
Учащиеся с ООП испытывают сложности в формировании и реализации компонентов УУД, связанных с организацией учебной деятельности – регулятивных. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, т.е. целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов. Кроме того, у этих обучающихся недостаточно сформирована саморегуляция деятельности, в особенности – волевой аспект.
Особые трудности вызывает овладение коммуникативными УУД, обеспечивающими социальную компетентность. Школьники с ОВЗ при переходе на основной уровень образования часто не учитывают разные точки зрения собеседников, не стремятся к сотрудничеству; не умеют четко формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в конфликтной ситуации; затрудняются задавать вопросы, контролировать себя и партнёра, адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, продуктивный диалог. Особенно это проявляется у детей с общим недоразвитием речи, снижением интеллекта, с аутистическими чертами личности.
Перечисленные трудности определяют ООП школьников с ОВЗ, заключающиеся в специальных методах выявления и формирования взаимодействия с учителем и сверстниками.
Заключение
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ОВЗ должны обеспечиваться медико – социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого – педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды организации, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные организации.
Особое внимание необходимо уделять психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида: осуществлять систематическую диагностику их развития, проводить групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, повышать психологическую компетентность педагогов и родителей по вопросам развития детей, сохранения и укрепления здоровья, отслеживать эффективность обучения детей по программе.
Помимо этого, при реализации психолого – педагогического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия: в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе; при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения; проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов; коррекционно – развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами; психологическое сопровождение одаренных детей; психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и многое другое.
В современных условиях развития общества недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития, программу социализации детей с ОВЗ, инвалидов. Коррекционно – развивающее сопровождение ребенка реализуется в его индивидуальном маршруте. Сложная структура дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер развития ребенка – инвалида и ребенка с ОВЗ требуют многоступенчатого дифференциального обследования и наблюдения, то есть мониторинга. Социально-психолого-педагогический мониторинг предполагает планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах конкретного ребенка или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на их поведение, с целью облегчения их адаптации и интеграции в социальной среде. Социально-психолого-педагогический мониторинг позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющие адаптацию детей; выявить проблемы, определить возможности и средства их преодоления, среди которых важная роль принадлежит мерам социально-педагогического воздействия, также, он является неотъемлемой частью психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Список литературы
-
Какие диагностические исследования проводить, чтобы выявить личностные качества школьников // Справочник заместителя директора школы, № 5, 2017. – с.44 - 46 -
Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС / авт. –сост. Н.В. Юркова. –Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / под ред. Е.Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. -
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность /Степанов Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методики /Е.Н. Степанов. – ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с.