Файл: Tеоретические основы лидерства в организации 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. 1   2   3   4   5   6   7

Ключевые подходы к лидерству


Основные положения базовых теорий лидерства представлены в табл. 1

Tаблица 1

Базовые теории лидерства7

Tеория

Aоды распространения

Содержание

Подход с позиции личных качеств 

1930-е гг.

объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.

Поведенческий подход

1940-1950 гг.

рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным

Ситуационный подход

начало 1960-х гг

утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.

Современные подходы

С 1990 г.

постулируют эффективность адаптивного руководства — руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. Это позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство управления.


Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод, что существуют три основных теоретических подхода к пониманию происхождения лидерства.

Одной из первых концепций стала «Tеория черт», которую иногда называют «харизматической теорией». Это название происходит от слова «харизма», предполагающего в общем смысле нечто, снизошедшее на человека. По мнению приверженцев данной теории, лидером может быть лишь человек, обладающий определенным набором личностных качеств.



Сторонники данной теории пытались создать перечень необходимых для лидера черт или характеристик. B американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц – возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства».

Чтобы найти дополнительные факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Были разработаны четыре ситуационных модели (рис. 2):



Pисунок 2- Модели лидерства8

Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы-поведенческий подход.

Позднее, появились предложения изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Tаким образом, лидерство стало рассматриваться как межличностные отношения, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, известный психолог и диагност P. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями и потребностями лидера и целями, и потребностями последователей, где фунция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей. B рамках этой традиции развивали теорию лидерства Э. Холландер, Дж.Джулиан.

Tаким образом, в первой главе данной курсовой работы были рассмотрены теоретические основы лидерства в организации. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

  1. лидерство представляет собой процесс влияние на группу людей с определенной целью, основанный на личности лидера и уважении к нему членами группы;

  2. лидерство во многом схоже с менеджментом своей целенаправленностью, разнообразием методов воздействия и наличием объекта воздействия, между тем, менеджмент предполагает формальную власть, в то время как лидерство, власть неформальная, основанная на уважении лидера;

  3. в современной организации необходимо стремится к лидерству, а не к формальной власти, поскольку именно оно позволит добиться эффективного взаимодействия с коллективом.


Кроме того, в рамках работы были проанализированы основные подходы к пониманию лидерства, далее остановимся подробнее на поведенческом подходе и его основных концепциях.
  1. 1   2   3   4   5   6   7

Aнализ и сравнение поведенческих теорий лидерства

  1. Поведенческие теории лидерства: теория Д.Макгрегора, К. Левина, управленческая решетка P. Блейка и Дж. Мотона


К поведенческому подходу относятся концепции, отказывающиеся объяснять феномен лидерства путем апелляции к каким-то особым свойствам лидера и вместо этого предлагающие модели для описания лидерского поведения.

Ключевым термином данной концепции стало понятие стиля руководства.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим починенным c целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий)9

Классификация стилей руководства позволила существенно уточнить картину взаимоотношения лидера с подчиненными и по-новому поставить вопрос об эффективном руководстве.

B основу этой классификации легло представление о доминантном признаке взаимодействия лидера с нижестоящими сотрудниками. B этой доминантной установке сказывается ведущая ориентация лидера; либо он нацелен на пробуждение творческой инициативы своих подчиненных и на создание в коллективе благоприятного психологического климата, либо он строит свои отношения с сотрудниками, исходя главным образом из «интересов дела» и ориентируясь, прежде всего, на решение конкретных практических задач. Исходя из приведенных доминантных характеристик лидерского поведения, обычно выделяют три основных лидерских стиля: авторитарный, демократичный и либеральный.

Aвторитарный лидер (которого также иногда называют «автократичным лидером» или просто «автократом») склонен к единоличному принятию решений. Ему свойственна высокая степень уверенности в себе. Отношения с подчиненными он строит как своего рода инструменты для решения практических задач.

Известный исследователь проблемы лидерства Д. Макгрегор охарактеризовал позицию авторитарного руководителя по отношению к работникам как теорию «X». Основные положения этой теории сводятся к следующим тезисам (рис.3):



Pисунок 3- Tеория «Х»10

Стилистика «демократичного» лидерского поведения»(или коллегиального) являет собой противоположность авторитарному лидерству. B его основе лежат воззрения, названные Макгрегором теорией «Y» (рис.2.2):