Файл: Технологии, применяемые при работе с детьми с овз образование детей с овз предусматривает.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

  1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Метод проектов. Его суть – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Целью проектной работы у обучающихся с ОВЗ является подготовка к самостоятельной жизни.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо более тщательно составлять план, в котором бы учитывались особенности развития: слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.


Учащиеся с ОВЗ к концу выполнения проекта должны уметь:

  • выбирать и обосновывать тему проекта;

  • подбирать необходимую информацию для реализации проекта;

  • прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта;

  • оформлять результаты проектной деятельности.

Любой проект развивает навыки сотрудничества, активизируется восприятие, развивает моторику (происходит на практическом этапе работы над проектом: работа на швейной машине, ажурное выпиливание лобзиком, вышивание и плетение бисером и т.д.).

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее;

  - Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление);

  -Умение наблюдать;

  -Развитие воображения;

  -Развитие внимания, памяти, речи;

  -Формирование позитивного отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Содержание проектной деятельности:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.
Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку и т.д.);

- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);



- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.


Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

   

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.


3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и т.д).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

 

Виды проектов:

Игровые проекты (в нем дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения).
Исследовательские проекты (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

Отсутствие целенаправленных приемов - анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий делает  исследовательские проекты не актуальными в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость.
Практические проекты (которые  помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении класса (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
Творческие проекты (результат – спектакль, сказка, постановка). В связи с тем, что дети с ОВЗ очень трудно ставят для себя задачи, планируют свою деятельность, а также производят контроль необходимо выбирать творческие проекты. Они не требуют четкой структуры деятельности, в данных проектах может полностью отсутствовать пояснительная записка, которая очень сильно затрудняет детей (одной из проблем детей с ОВЗ может являться не возможность изложить свои мысли в тексте).

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.
Задачи, которые решает проектная деятельность,  разной направленности.

Проекты помогают:

-  активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

-  осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;


-способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

-  увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

 

Использование проектной деятельностив работе с детьми с умеренной умственной отсталостью  будет способствовать  развитию разных направлений, а самое главное социализации детей с умеренной умственной отсталостью.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные  (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).


Учитывая небольшое количество учащихся в классе, целесообразно использование групповых проектов (между классами, а также в группах детей с разными возможностями).

По продолжительности проведения проекты могут быть:


  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

  • средней продолжительности (от недели до месяца);

  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Это обуславливается низким уровнем познавательных возможностей,  трудностями организации деятельности,  нарушением моторики. А также  особенностями  личности:  отсутствием инициативы и самостоятельности. Дети  характеризуются  косностью психики, они с трудом переключаются на новую деятельность.


Очень важная работа педагога.

  Он должен:

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести ее до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребенка,

- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

- использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

    

Заключение

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».