Файл: Методические указания по выполнению курсового проекта для обучающихся направления 21. 03. 01 Нефтегазовое дело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При перевозке нефтепродуктов водным транспортом число причалов определяют по формуле (4.1):
, (4.1)
где ∑τi – суммарное время пребывания судна у причала; Gгод – количество завозимых (вывозимых) нефтегрузов за навигационный период τнав; Кн – коэффициент неравномерности завоза (вывоза), изменяющийся в зависимости от условий судоходства в пределах 1,2...2; qc– средний тоннаж нефтеналивных судов (табл.).
Время пребывания судна у причала включает в себя время, затрачиваемое на следующие операции:
– подготовительные операции (подход, швартовка, соединение с береговыми трубопроводами): τ1 = 0,5...2 ч;
– выгрузка (загрузка) нефтепродукта (4.2):
(4.2)
где К – коэффициент, показывающий, какая часть наливного груза откачивается грузовыми насосами (для маловязких нефтепродуктов К=0,25...0,97, для вязких К=0,92...0,95); qн – производительность насосной установки, м3/ч;
– зачистка судна от остатков при выгрузке (4.3):
, (4.3)
где q3 – подача зачистных насосов (табл.);
– подогрев вязких нефтепродуктов перед выгрузкой: τ4 задается или выбирается в каждом конкретном случае;
– разъединение трубопроводов и расчалка τ5 = 0,5...1 ч.
4.2.Слив танкеров и барж
При выгрузке нефтепродукта из нефтеналивного судна грузовыми насосами средний расход слива Qc находится из условия, что заполняется наиболее удаленный от причала резервуар.
Величина Qc находится решением квадратного уравнения
(4.2.1)
где Н0, а, b – коэффициенты, описывающей напорную характеристику грузового насоса; nн – количество параллельно работающих насосов; λi – коэффициент гидравлического сопротивления i-го участка трубопроводной коммуникации, имеющего диаметр di и протяженность li; n1 – число участков разного диаметра; n2 – число местных сопротивлений; ξi – коэффициент местного сопротивления; ZE, Zc – нивелирная высота соответственно днища заполняемого резервуара и уровня нефтепродукта в судне; Нp – уровень нефтепродукта в заполняемом резервуаре.
Рис. 4.1. Схема выгрузки нефтепродукта из нефтеналивного судна
Ориентировочно можно принять Zc равным высоте нижнего горизонта вод, а Нp – половине высоты резервуара.
Так как λi зависит от расхода, то величина Qc находится методом последовательных приближений. Для облегчения решения данной задачи удобно представить
(4.2.2)
где λ1 – коэффициент гидравлического сопротивления на участке диаметром d1.
Соответственно формула (6.1) принимает вид:
(4.2.3)
Подбор зачистных насосов (если их нет на судне) производится по необходимому расходу слива
(4.2.4)
и необходимому напору
(4.2.5)
где Vсл – объем сливаемого нефтепродукта;
– требуемое время слива судна.
Выбор температуры подогрева производится таким образом, чтобы выполнялось неравенство
(4.2.6)
где Нвак – вакууметрическая высота всасывания насосов; h – потери напора на трение, по длине всасывающего трубопровода; hм – суммарные потери напора на местных сопротивлениях всасывающего трубопровода; ΔZ – разность нивелирных высот всасывающего патрубка насоса и уровня нефтепродуктов в емкости; РS – давление насыщенных паров нефтепродукта при температуре перекачки.
При проектных расчетах ориентировочный внутренний диаметр трубопроводов находится по формуле
(4.2.7)
где W0 – ориентировочная средняя скорость перекачки нефтепродукта.
Найденные ориентировочные значения диаметров округляются в большую сторону до ближайшего значения. При правильно выбранных размерах трубопроводной коммуникации общее время слива нефтепродуктов должно быть меньше нормативного. Расчет принудительного нижнего слива железнодорожных цистерн выполняется аналогично, однако, при расчете Qc по (4.2.3) необходимо учитывать наличие сливного прибора.
Таблица 4.1
Основные показатели морских танкеров
Показатели | «Олег Кошевой» | «Казбек» | «Прага» | «Лисичанск» | «София» | «Крым» |
Дедвейт, т | 4696 | 11800 | 30720 | 34640 | 49370 | 150000 |
Техническая скорость, км/ч | 18,5 | 23,7 | 34,6 | 33,1 | 31,5 | 31,5 |
Число насосов | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Подача насоса, м3/ч | 500 | 250 | 750 | 1100 | 750 | 5000 |
Напор грузового насоса, м | 100 | 100 | 80 | 100 | 100 | 80 |
Таблица 4.2
Основные показатели речных танкеров и нефтерудовозов
Показатели | Номер проекта | |||||
1754А | Р77 | 1553 | 558 | 1577 | 587 | |
Грузоподъем- ность, т | 1000 | 2150 | 2700 | 4 5000 | 4800 | 3000 |
Грузовые насосы: | | | | | | |
марка | ЦСП-57 | ЦСП-57 | 8НДВ | 10НД-6х1 | 10НД-6х1 | 6НДВБ |
число | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
подача, м3/ч | 130 | 148/74 | 500 | 500 | 500 | 360 |
напор, м | 55 | 71,5/143 | 33 | 55 | 55 | 47 |
Размеры, м: | | | | | | |
длина | 86,7 | 108,8 | 119,9 | 132,6 | 132,6 | 110,2 |
ширина осадка с грузом | 12,99 1,6 | 15,10 2,5 | 13,42 3,5 | 16,75 3,6 | 16,90 3,5 | 13,40 3,3 |
Таблица 4.3
Нормы страхового запаса нефтепродуктов
Тип нефтебазы | Месторасположение | Норма запаса, % |
Железнодорожные, водные (незамерзающие пути) | Южнее 600 северной широты в европейской части страны | до 20 |
Севернее 600 северной широты в европейской части страны, в Сибири, на Урале и Дальнем востоке | до 50 | |
Водные (замерзающие пути) | - | до 50 |
Таблица 4.4
Основные показатели нефтеналивных барж
Показатели | Номер проекта и тип баржи | ||||||||
Р27 | 168Б | 459Н | 428 | 403Б | 248А | 504 | «Вели-кан» | «Алдан» | |
Класс перевози- мого нефтепро- дукта | III, IV | I,II | I, II | I , II, III | I | I | I | II, III, IV | IV |
Грузоподъем- ность, т | 3000 | 3909 | 2050 | 6000 | 3700 | 200 | 40 | 11750 | 10000 |
Подача, м3/ч: | | | | | | | | | |
погрузки | 1000 | 1000 | 1200 | 1000 | 1000 | - | - | 1200 | 1200 |
выгрузки | 800 | 800 | 800 | 1000 | 800 | - | - | 600 | 600 |
Размеры, м: | | | | | | | | | |
длина | 111,2 | 109,0 | 78,35 | 137,7 | 110,8 | 40,65 | 25,9 | 177,5 | 165,4 |
ширина | 20,5 | 16,48 | 14,44 | 19,5 | 16,48 | 7,33 | 5,63 | 24,6 | 22,6 |
осадка с грузом | 2,6 | 2,9 | 2,28 | 3,05 | 2,85 | 1,11 | 0,75 | 3,6 | 35,6 |