Файл: Методические указания по выполнению курсового проекта для обучающихся направления 21. 03. 01 Нефтегазовое дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Технологическая схема ОБЪЕКТА

При проектировании объектов технологического назначения необходимо руководствоваться соответствующими объекту актуальными «Нормами технологического проектирования».

5.1.Технологическая схема нефтебазы



Рис. 5.1. Технологическая схема нефтебазы:

А – основной блок, Б – раздаточный блок светлых нефтепродуктов,В – раздаточный блок темных нефтепродуктов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 – резервуары для дизельного топлива, автобензина, керосина, масел, моторных топлив, авиабензинов (соответственно); 7 – резервуары для утечек; 8 – помещения для задвижек; 9 – НС, 10 – разливочная, 11 – автоэстакада, 12 – манифольды; 13, 14 – железнодорожные эстакады для светлых и темных нефтепродуктов

В соответствии с «Нормами» схема технологических трубопроводов для нефтебаз должна иметь минимальное количество трубопроводов и запорной арматуры и обеспечивать:

  1. включение и выключение любого насоса, задвижки и отключение участка трубопровода без остановки других насосов;

  2. одновременную работу нескольких насосов для выполнения операций по перекачке нефтепродуктов на нефтебазе.

  3. взаимозаменяемость насосов для соответствующих групп нефтепродуктов;

  4. опорожнение трубопроводов;

  5. исключение смешения нефтепродуктов.


Для составления технологической схемы необходимо иметь: данные по грузообороту объекта с разбивкой по отдельным группам продуктов и одновременность проведения технологических операций, а также перспективы развития объектов.


Рис. 5.2. Пример технологической схемы нефтебазы
Для нефтебаз технологическая схема должна обеспечить внутрибазовую перекачку из резервуара в резервуар любым насосом в пределах определенной группы нефтепродуктов с сохранением их качества и количества и предусматривать возможность перекачки по одному трубопроводу нефтепродуктов одной группы, близких по своим физико-химическим свойствам.
5.2.Технологическая схема газового хранилища


Технологическая схема зависит от типа газового хранилища.

Например, при проектировании технологической схемы

газонаполнительной станции следует описать основные узлы станции и хранилища, их функции и обосновать подбор основного оборудования.


Рис. 5.3. Технологическая схема ГНС с надземной установкой резервуаров:

1 — сливная эстакада; 2 — база хранения; 3 — электропривод; 4 — всасывающий коллектор; 5 — напорный коллектор; 6 расходный резервуар испарителя; 7— резервуар неиспарившихся остатков; 8— сбросный клапан; 9 — испаритель; 10— подвод теплоносителя (пар 0,2 МПа); 11 — отвод конденсата; /2—насосы; 13 — сливная рампа баллонов; 14— отделение мойки, освидетельствования и окраски баллонов; 15 — трубопровод в котельную; 16 — участок разбраковки баллонов; 17— склад-навес для порожних баллонов; 18— склад-навес для наполненных баллонов; 19— напольные загрузочный и разгрузочный транспортеры; 20— участок контроля баллонов; 21 — участок заполнения мелких баллонов; 22— компрессор; 23 — всасывающий коллектор; 24— маслоотделитель; 25— напорный коллектор; 26— конденсатосборник; 27— колонки для наполнения автоцистерн


Рис. 5.4. Резервуарный парк газового хранилища

Рис. 5.5. План ГНС

5.3.Технологическая схема АЗС
Технологическая схема АЗС зависит от ее типа и включает комплекс сооружений согласно нормам проектировании.

Традиционная автозаправочная станция (рис.5.6) - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).


Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.


Рис. 5.6. Принципиальная технологическая схема АЗС
Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (МЭГК) КПГ.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.




Рис.5.7. Гидравлическая схема ТРК
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие.

Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ.

При разработке генерального плана и технологической схемы АЗС следует выполнить:

1. отметки зданий и сооружений и привязку их к топографической основе;

2. уточнение размеров, глубин заложения фундаментов с учетом гидрогеологических условий;

3. разработку узлов трубопроводных коммуникаций, проведение гидравлических расчетов и т.д.;

4. уточнение числа заправочных колонок и резервуарного оборудования;

5. проверку возможности работоспособности АЗС с использованием нового и перспективного оборудования.

При описании технологической схемы или генерального плана целесообразно использовать современное оборудование, сооружения и строения. Особое внимание следует уделить современным требованиям к свойствам нефтепродуктов, и технологии их обеспечения, их учету.


Учебное издание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕФТЕБАЗ

И ГАЗОХРАНИЛИЩ
Методические указания
по выполнению курсовых проектов

Составители

ЗЕМЕНКОВА Мария Юрьевна

ГОЛИК Василий Викторович

ЗЕМЕНКОВ Юрий Дмитриевич

РЯБКОВ Антон Викторович
В авторской редакции

Подписано в печать 15.05.2019. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 2,25.

Тираж 65 экз. Заказ № 19-999

Библиотечно-издательский комплекс

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Тюменский индустриальный университет».

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.
Типография библиотечно-издательского комплекса.