Файл: Тип урока Изучение нового Технологическая карта Тема Обоняние и вкус (из раздела Организм человека) Цели Образовательные.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Автор-составитель: Яковлева Е.В., учитель начальных классов
Тип урока: Изучение нового
Технологическая карта
-
Тема
Обоняние и вкус (из раздела «Организм человека»)
Цели
Образовательные:расширять знания учащихся об обонянии и вкусе, о их значении в жизни человека;
Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:
- сформировать представление о механизме их работы:
- обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.
- развивать интерес к познанию «самого себя»;
- знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
- воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Знания: строение органов обоняния и вкуса Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.
Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные:
- развивитие интереса к познанию «самого себя»
Основные понятия
Обоняние и вкус, их гигиена
Межпредметные связи
Русский язык Литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор Н.Ф.Виноградова;
- доп. литература
- опыты, эксперименты
- презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Проговаривают прилагательные, определяющие, каким бы хотели видеть урок, определяют тип урока.
Организует проговаривание
прилагательные, определяющие, каким бы хотели видеть урок, определяют тип урока.
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Записать прилагательные на доску, чтобы к ним можно было вернуться в конце урока)
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем…
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Проверка домашнего задания.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
1Ответы на вопросы о значении и работе кожи.
2. Работа по карточкам. (приложение)
3.Контролируют правильность ответов одноклассников.
4. Самооценка
Организует повторение изученного.
- С помощью чего человек познаёт (получает информацию) об окружающем мире?
-Сколько их? Перечислите…
- Благодаря чему мы можем чувствовать холод и тепло, боль, прикосновения…
- Кожа – это орган…
- Как происходит процесс осязания…
- На сколько важно осязание для человека…(опасность, боль…)
-Нужно заботиться и беречь… Дайте совет…
- Для животных важно уметь осязать… (послушаем сообщения ребят)
-Поднимите руку кто доволен работой…
Дополнительные вопросы от ребят для отвечающих по теме организм человека. Самостоятельное оценивание ответов учащихся с пояснением выставленной оценки.
Значение и работа кожи.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение слушать в соответствии с целевой установкой. (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения
(Регулятивные УУД).
III. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование и постановку темы урока учащимися;
-
Отвечают на вопросы учителя и отгадывают загадку.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
- Как одним словом называется способность организма чувствовать запахи? (обоняние)
-Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода?
- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
Язык – это орган… (вкуса)
Сформулируем тему.
Какие цели и задачи поставите перед собой?
План
1.Строение. Как работает.
2. Значение.
3. Как нужно беречь.
4. ?????
Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Формулируют учебную задачу. (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Изучение нового
Цели:
- организовать обсуждение главных целей и задачи урока;
Делятся на группы. Распределяют обязанности в группе.
Самостоятельное осуществление поиска информации для решения учебной задачи.
Участвуют в обсуждении выбора нужной информации.
Проводит беседу, работает с презентацией с опорой на жизненный опыт учащихся
Организует работу в группах
Обсудим в группах. Для этого воспользуемся учебником, доп. литературой, жизн. опытом.
Правила работы в группах.
Фиксация времени.
1 гр. Выступают
ОПЫТ (определи по запаху (чеснок)
2гр Выступают
ОПЫТ (определи по запаху(лук)- Паустовский К.Г. «Заячьи лапы» В каком произведении обоняние помогло спастись от пожара не только животному , но и человеку, (Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. )
3гр Выступают
ОПЫТ (определи по запаху (лимон)
4гр Выступают (определи по запаху (духи)
Какие запахи показались приятными и неприятными, но полезные, есть ядовитые (опасные) – краска, бензин, ацетон….
-Поднимите руку кто доволен работой своей группы?
Хотим ещё что- то интересное узнать читаем (учитель готовит - дыхательную гимнастику ароматерапия).
Ароматерапия – метод воздействия на организм эфирных масел, получаемых из растений. Это один из самых приятных и доступных способов восстановления и укрепления здоровья. Дышать парами масел очень полезно. Т.к. через органы дыхания частички этих масел попадают в кровь и оздаравливают организм. В комнатных условиях удобно использовать аромалампу.
В верхнюю чашу лампы наливают воду и капают в неё несколько капель эфирного масла или их смеси. Воду подогревают и эфирные масла начинают испаряться, наполняя комнату волшебными ароматами. Аромалампа отличный помошник в борьбе с различными заболеваниями.
(проводится дыхательная гимнастика на фоне аромата мяты)
Запах мяты…
- Что появляется во рту, когда чувствуешь приятные запахи? (слюна).
- Что мы различаем с помощью слюны? (вкус) Сухой язык ощутит вкус? (проведите опыт дома, описание в учебнике с.42).
- Сколько вкусов различает человек? Проведём эксперимент: 4 ученика пробуют содержимое в стаканчиках – горький вкус, кислый, солёный, сладкий.
ВЫВОД
- читаем в уч.с. 42.
-Рассмотрим рис. на с. 43. Какие части языка различают кислый, сладкий, солёный и горький вкус? Используй слова «слева», «справа», «сзади», «спереди».
Игра «Кислое, солёное, сладкое, горькое». (показ картинок с предметами пищи: дети реагируют – первые парты – «кончик языка» на сладкое, и т.д.), если правильно учитель «мозг» реагирует
- Как работает орган вкуса? ()
ВЫВОД
-Объясните, если у человека насморк или это курящий человек, что происходит со вкусовыми ощущениями? (ослабевают).
(пища кажется безвкусной)
- Что может произойти? (человек может отравиться).
- Нужно ли заботиться об органе вкуса? Дайте советы.
(не пробовать незнакомые предметы, острыми предметами)
- Кто доволен своей работой поднимите руку
Знать строение и как работают органы обоняния и вкуса
Уметь пользоваться элементарными правилами бережного отношения к обонянию и вкусу
Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Умение слушать учителя и ответы одноклассников. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
IV. Закрепление нового
Цель:
- организовать работу в парах
Организуют проверку усвоения первичного материала,
выполнение самопроверки, самооценки.
Организует работу над первичным закреплением, работа в парах
В конвертах приметы и названия органов, какой орган способствует определению каждой приметы, работаем в парах.
-Кто доволен работой своей пары
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По плану рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
Вам помогут фразы:
Теперь я могу…
Теперь я знаю…
Вспомните, какой вы урок планировали в начале, получился ли он у нас? Почему? Что нужно было сделать по другому? Что бы вы еще хотели узнать? Постановка перспективной цели урока.
VII. Домашнее задание:
Уч.с.40-44, читать, знать материал
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).