Файл: Примерная рабочая программа учебного предмета физика адаптированной основной образовательной программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение (МС).
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения.
Связь энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
1.
Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.
2.
Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчёта.
3.
Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения.
4.
Исследование признаков равноускоренного движения.
5.
Наблюдение движения тела по окружности.
6.
Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики.
7.
Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы.
8.
Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел.
9.
Изменение веса тела при ускоренном движении.
10.
Передача импульса при взаимодействии тел.
11.
Преобразования энергии при взаимодействии тел.
12.
Сохранение импульса при неупругом взаимодействии.
13.
Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии.
14.
Наблюдение реактивного движения.
15.
Сохранение механической энергии при свободном падении.
16.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием пружины.
Фронтальные лабораторные работы и опыты
1.
Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного
движения шарика или тележки.
2.
Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости.
3.
Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости.
4.
Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
5.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
6.
Определение коэффициента трения скольжения.
7.
Определение жёсткости пружины.
17 8.
Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.
9.
Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков.
10.
Изучение закона сохранения энергии.
Раздел 9. Механические колебания и волны
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение
энергии при колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и
поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения. Механические
волны в твёрдом теле, сейсмические волны (МС).
Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и
ультразвук.
Демонстрации
1.
Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости.
2.
Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине.
3.
Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса.
4.
Распространение продольных и поперечных волн.
5.
Наблюдение зависимости высоты звука от частоты.
6.
Акустический резонанс.
Фронтальные лабораторные работы и опыты
1.
Определение частоты и периода колебаний математического маятника.
2.
Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника
(электронная демонстрация).
3.
Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити.
4.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза (электронная демонстрация).
5.
Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза.
6.
Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
7.
Измерение ускорения свободного падения
(электронная
демонстрация).
1 2 3 4 5 6 7
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Свойства
электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование
электромагнитных волн для сотовой связи.
18
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света.
Демонстрации
1.
Свойства электромагнитных волн.
2.
Волновые свойства света.
Фронтальные лабораторные
3
работы и опыты
4
1.
Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Раздел 11. Световые явления
Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение
света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон
отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее
отражение света. Использование полного внутреннего отражения в
оптических световодах.
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата,
микроскопа и телескопа (МС). Глаз как оптическая система. Близорукость и
дальнозоркость.
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение
спектральных цветов.
Демонстрации
1.
Прямолинейное распространение света.
2.
Отражение света.
3.
Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.
4.
Преломление света.
5.
Оптический световод.
6.
Ход лучей в собирающей линзе.
7.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
8.
Получение изображений с помощью линз.
9.
Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.
10.
Модель глаза.
11.
Разложение белого света в спектр.
12.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Фронтальные лабораторные работы и опыты
1.
Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.
2.
Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.
3.
Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух—стекло».
4.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
5.
Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы (электронная демонстрация).
19 6.
Опыты по разложению белого света в спектр (электронная
демонстрация).
7.
Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры.
Раздел 12. Квантовые явления
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора.
Испускание и поглощение света атомом. Кванты.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные превращения.
Период полураспада атомных ядер.
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел.
Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд (МС).
Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые
организмы (МС).
Демонстрации
1.
Спектры излучения и поглощения.
2.
Спектры различных газов.
3.
Спектр водорода.
4.
Наблюдение треков в камере Вильсона.
5.
Работа счётчика ионизирующих излучений.
6.
Регистрация излучения природных минералов и продуктов.
Фронтальные лабораторные работы и опыты
1.
Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям) (электронная демонстрация).
2.
Измерение радиоактивного фона (электронная демонстрация).
Повторительно-обобщающий модуль
Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики.
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируется естественно- научная грамотность: освоение научных методов исследования явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные.
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что учащиеся выполняют задания, в которых им предлагается:
на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в окружающей природе и повседневной жизни;
20
использовать под руководством педагога научные методы исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и получения теоретических выводов;
объяснять с опорой на дидактический материал после обсуждения с педагогом научные основы наиболее важных достижений современных технологий, например, практического использования различных источников энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов энергии.
Каждая из тем данного раздела включает экспериментальное исследование обобщающего характера на усмотрение педагога и при его помощи. Раздел завершается проведением диагностической и оценочной работы за курс основной школы.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета проводится в форме текущего и рубежного контроля в виде контрольных работ.
7 класс
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Контрольная работа № 2 по теме «Масса, плотность, объём».
Контрольная работа № 3 по теме «Силы в природе».
Контрольная работа № 4 по теме «Давление».
Итоговая проверочная работа.
8 класс
Входная проверочная работа.
Контрольная работа № 2 по теме «Тепловые явления».
Контрольная работа № 3 по теме «Агрегатные состояния вещества».
Контрольная работа № 4 по теме«Электрический ток. Напряжение»,
«Сопротивление. Соединение проводников».
Контрольная работа № 5 по теме «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля –Ленца».
Итоговая проверочная работа
9 класс
Входная проверочная работа.
Контрольная работа №1 по теме «Законы движения и взаимодействия тел».
Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны».
Контрольная работа № 3 по теме «Электрические и магнитные явления»
Контрольная работа № 4 по теме «Строение атома и атомного ядра» и
«Строение и эволюция Вселенной»
Итоговая проверочная работа.
21
22
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целом результаты освоения обучающимися с ЗПР учебного предмета
«Физика» должны совпадать с результатами примерной рабочей программы основного общего образования.
Наиболее значимыми являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; установка на осмысление личного опыта, наблюдений за физическими экспериментами; установка на осмысление результатов наблюдений за природными и техногенными явлениями с позиций физических законов; способность оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, формировать опыт; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность (при совместном выполнении лабораторных практических работ); умение различать учебные ситуации, в которых учащийся с ЗПР может действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией и другими вспомогательными средствами; способность принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе обучения физических знаний в актуальную ситуацию; способность соблюдать в повседневной жизни правила личной безопасности на основе понимания физических явлений и знания законов физики; умение критически оценивать полученную от собеседника информацию, соотнося ее со знанием физических законов; способность передать свои соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; адекватность поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; углубление представлений о целостной картине мира на основе приобретенных новых естественнонаучных знаний и практических умений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять причины и следствия простых физических явлений; определять физические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
23 для классификации, используя справочную информацию и опираясь на алгоритм учебных действий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы под руководством педагога; искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; с помощью педагога или самостоятельно проводить опыт, несложный эксперимент по установлению особенностей физического объекта или явления; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); устанавливать взаимосвязь физических явлений и процессов, используя алгоритм учебных действий.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей для планирования своей деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). целенаправленно использовать информационно-коммуникативные технологии, необходимые для решения учебных и практических физических задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в процессе занятий физикой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели естественнонаучного обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; самостоятельно или с помощью учителя планировать пути достижения целей в физических экспериментах, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; правильность выполнения экспериментальной учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
24 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Физика», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
7 КЛАСС
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды, с опорой на дидактический материал
различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью
вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление, после предварительного обсуждения с педагогом;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений с помощью педагога;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия) с