Файл: Примерная рабочая программа учебного предмета физика адаптированной основной образовательной программы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематический
блок, тема
Основное содержание
Основные виды деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира (6 ч)
Физика —
наука о природе
(2 ч)
Физика — наука о природе. Явления природы
(МС
5
).
Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Выявление основных различий при помощи педагога между физическими и химическими превращениями (МС — химия).
Распознавание и классификация после обсуждения с педагогом при помощи наводящих вопросов физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных и световых.
Наблюдение и описание физических явлений на базовом уровне.
Физические
величины (2 ч)
Физические величины.
Измерение физических величин. Физические приборы
6
Определение при помощи педагога цены деления шкалы измерительного прибора.
Измерение по образцу под руководством педагога линейных размеров тел и промежутков
5
МС — элементы содержания, включающие межпредметные связи, которые подробнее раскрыты в тематическом планировании.
6
Курсивом обозначен учебный материал, который изучается, но не выносится на промежуточную и итоговую аттестацию.

35
Погрешность
измерений.
Международная система единиц.
Демонстрации
7
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.
Фронтальные лабораторные работы или
электронная демонстрация.
1.
Определение цены деления измерительного прибора
(используя технологическую карту эксперимента).
2.
Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
3.
Определение размеров малых тел. времени с учётом погрешностей.
Измерение по образцу под руководством педагога объёма жидкости и твёрдого тела.
Измерение по образцу под руководством педагога температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
Выполнение несложных творческих заданий с опорой на алгоритм, предварительно разобранный с педагогом по поиску способов измерения некоторых физических характеристик, например, размеров малых объектов (волос, проволока), удалённых объектов, больших расстояний, малых промежутков времени. Обсуждение предлагаемых способов.
Естественно-
научный метод
познания (2 ч)
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно-научный
метод познания: наблюдение, постановка
научного вопроса, выдвижение гипотез,
эксперимент по проверке гипотез, объяснение
наблюдаемого явления. Описание физических
явлений с помощью моделей.
Предмет и методы физики.
Демонстрации
1.
Определение погрешности эксперимента.
Выдвижение гипотез после предварительного обсуждения с педагогом, объясняющих простые явления, например:
— почему останавливается движущееся по горизонтальной поверхности тело;
— почему в жаркую погоду в светлой одежде прохладней, чем в тёмной.
Выбор способов проверки гипотез из предложенных педагогом.
Наблюдение предложенных педагогом исследований по проверке какой-либо гипотезы, например: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.
Построение совместно с педагогом простейших моделей физических явлений (в виде рисунков или схем), например падение предмета; прямолинейное распространение света.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Строение
вещества (1 ч)
Строение вещества: атомы и молекулы, их
размеры. Опыты, доказывающие дискретное
строение вещества.
Фронтальные лабораторные работы и
Наблюдение и интерпретация совместно с педагогом опытов, свидетельствующих об атомно- молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде.
Оценка при помощи технологической карты размеров атомов и молекул с использованием фотографий, полученных на атомном силовом микроскопе (АСМ).
Определение после предварительного обсуждения с педагогом размеров малых тел.
7
Все Демонстрации и Лабораторные работы, представленные в содержании, допускается(можно) проводить, используя информационные и электронные технологии (цифровые образовательные ресурсы).


36
опыты
8
.
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).
Движение
и взаимодейств
ие частиц
вещества (2 ч)
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц
вещества: притяжение и отталкивание.
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты
1. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
2. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Наблюдение и объяснение при помощи педагога броуновского движения и явления диффузии.
Проведение и объяснение с опорой на алгоритм, предварительно разобранный с педагогом опытов по наблюдению теплового расширения газов.
Проведение и объяснение опытов с опорой на алгоритм, предварительно разобранный с педагогом по обнаружению сил молекулярного притяжения и отталкивания.
Агрегатные
состояния
вещества (2 ч)
Агрегатные состояния вещества: строение
газов,
жидкостей
и
твёрдых
(кристаллических) тел. Взаимосвязь между
свойствами веществ в разных агрегатных
состояниях и их атомно-молекулярным
строением.
Особенности
агрегатных
состояний воды.
Демонстрации
1. Наблюдение диффузии.
Описание под руководством педагога (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел.
Начальные представления о малой сжимаемости жидкостей и твёрдых тел, большой сжимаемости газов.
Объяснение на базовом уровне под контролем педагога о сохранении формы твёрдых тел и текучести жидкости.
Наблюдение за опытами, доказывающими, что в твёрдом состоянии воды частицы находятся в среднем дальше друг от друга (плотность меньше), чем в жидком.
Установление с опорой на дидактический материал простых взаимосвязей между особенностями агрегатных состояний воды и существованием водных организмов (МС — биология, география).
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел (21 ч)
Механическое
движение (3 ч)
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя
скорость при неравномерном движении.
Расчёт пути и времени движения.
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения
Исследование равномерного движения и определение его признаков после предварительного обсуждения с педагогом.
Наблюдение неравномерного движения и определение его отличий от равномерного движения после предварительного обсуждения с педагогом.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на определение пути, скорости и времени равномерного
8 Здесь и далее приводится расширенный перечень лабораторных работ и опытов, из которого учитель делает выбор по своему усмотрению и с учётом списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках ОГЭ по физике.


37 тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.).
2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости. движения.
Анализ при помощи педагога графиков зависимости пути и скорости от времени.
Инерция, масса,
плотность (4 ч)
Явление инерции.
Закон
инерции.
Взаимодействие тел как причина изменения
скорости движения тел. Масса как мера
инертности тела. Плотность вещества. Связь
плотности с количеством молекул в единице
объёма вещества.
Демонстрации
1. Наблюдение явления инерции.
2. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
3. Сравнение масс по взаимодействию тел.
Объяснение при помощи технологической карты и педагога и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т. д.
Наблюдение и базовый анализ опытов под руководством педагога, демонстрирующих изменение скорости движения тела в результате действия на него других тел.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на определение массы тела, его объёма и плотности.
Наблюдение и базовый анализ опытов под руководством педагога, демонстрирующих зависимость изменения скорости тела от его массы при взаимодействии тел. Измерение массы тела различными способами.
Определение совместно с педагогом плотности тела в результате измерения его массы и объёма.

38
Сила. Виды сил
(14 ч)
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон
Гука.
Измерение
силы
с
помощью
динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах
(МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил. Сила трения. Трение
скольжения и трение покоя. Трение в природе и
технике (МС).
Демонстрации
2
1. Сложение сил, направленных по одной прямой.
2. Демонстрация
силы
упругости
на
различных материалах.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Определение плотности твёрдого тела.
2. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.
3. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.
Изучение совместно с педагогом взаимодействия как причины изменения скорости тела или его деформации.
Описание на начальном уровне реальных ситуаций взаимодействия тел с помощью моделей, в которых вводится понятие и изображение силы.
Изучение под руководством педагога силы упругости, зависимости силы упругости от удлинения резинового шнура или пружины (с построением графика).
Анализ с опорой на дидактический материал под контролем педагога практических ситуаций, в которых проявляется действие силы упругости (упругость мяча, кроссовок, веток дерева и др.).
Анализ с опорой на дидактический материал под контролем педагога ситуаций, связанных с явлением тяготения.
Понимание с опорой на схемы при помощи педагога орбитального движения планет с использованием явления тяготения и закона инерции (МС — астрономия).
Измерение веса тела с помощью динамометра. Обоснование этого способа измерения после повторения с педагогом.
Наблюдение явления невесомости.
Наблюдение за экспериментальным получением правила сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Определение при помощи педагога величины равнодействующей сил.
Изучение под руководством педагога силы трения скольжения и силы трения покоя.
Исследование с опорой на технологическую карту зависимости силы трения от веса тела и свойств трущихся поверхностей.
Базовый анализ с опорой на дидактический материал под контролем педагога практических ситуаций, в которых проявляется действие силы трения, используются способы её уменьшения или увеличения (катание на лыжах, коньках, торможение автомобиля, использование подшипников, плавание водных животных и др.) (МС — биология).
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием формул для расчёта силы тяжести, силы упругости, силы трения.
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление.
Передача
давления
твёрдыми
телами,
жидкостями и
газами (3 ч)
Давление. Способы уменьшения и увеличения
давления. Давление газа. Зависимость
давления газа от объёма, температуры.
Передача давления твёрдыми телами,
жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Пневматические машины.
Демонстрации
2
1. Зависимость давления газа от температуры.
Анализ и объяснение с опорой на дидактический материал под контролем педагога опытов и практических ситуаций, в которых проявляется сила давления.
Обоснование с опорой на технологическую карту при помощи педагога способов уменьшения и увеличения давления.
Изучение под руководством педагога зависимости давления газа от объёма и температуры.
Изучение под руководством педагога особенностей передачи давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Обоснование результатов опытов особенностями строения вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях предложенными формулировками.
Наблюдение за экспериментальным доказательством закона Паскаля.


39 2. Передача давления жидкостью и газом.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на расчёт давления твёрдого тела.
Давление
жидкости (5 ч)
Зависимость давления жидкости от глубины.
Гидростатический парадокс. Сообщающиеся
сосуды. Гидравлические механизмы.
Демонстрации
2
1. Сообщающиеся сосуды.
2. Гидравлический пресс.
Исследование с опорой на технологическую карту под руководством педагога зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости.
Наблюдение и начальное понимание гидростатического парадокса на основе закона Паскаля.
Изучение совместно с педагогом сообщающихся сосудов.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на расчёт давления жидкости.
Наблюдение за объяснением принципа действия гидравлического пресса.
Анализ и объяснение с опорой на дидактический материал под контролем педагога практических ситуаций, демонстрирующих проявление давления жидкости и закона Паскаля, например процессов в организме при глубоководном нырянии (МС — биология).
Атмосферное
давление (6 ч)
Атмосфера Земли и атмосферное давление.
Причины существования воздушной оболочки
Земли.
Опыт
Торричелли.
Измерение
атмосферного
давления.
Зависимость
атмосферного давления от высоты над
уровнем моря. Приборы для измерения
атмосферного давления.
Демонстрации
2
1.
Проявление действия атмосферного давления.
Наблюдение за экспериментальным обнаружением атмосферного давления.
Анализ и объяснение с опорой на дидактический материал под контролем педагога опытов и практических ситуаций, связанных с действием атмосферного давления.
Наблюдение за объяснением существования атмосферы на Земле и некоторых планетах или её отсутствия на других планетах и Луне (МС — география, астрономия).
Базовое понимание причин изменения плотности атмосферы с высотой и зависимости атмосферного давления от высоты.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на расчёт атмосферного давления.
Изучение под руководством педагога устройства барометра-анероида.


40
Действие
жидкости и газа
на погружённое
в них тело (7 ч)
Действие жидкости и газа на погружённое
в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила.
Закон
Архимеда.
Плавание
тел.
Воздухоплавание.
Демонстрации
2
1. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.
2. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
3. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.
2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.
Наблюдение за экспериментальным обнаружением действия жидкости и газа на погружённое в них тело.
Определение с опорой на технологическую карту выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
Наблюдение за проведением и обсуждение совместно с педагогом опытов, демонстрирующих зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
Исследование под руководством педагога зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на применение закона Архимеда и условия плавания тел.
Конструирование при помощи педагога ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Работа
и мощность
(3 ч)
Механическая работа. Мощность
Наблюдение за экспериментальным определением механической работы силы тяжести при падении тела и силы трения при равномерном перемещении тела по горизонтальной поверхности.
Наблюдение за демонстрацией расчёта мощности, развиваемой при подъёме по лестнице.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно