Файл: Примерная рабочая программа учебного предмета физика адаптированной основной образовательной программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 разобранный совместно с педагогом на расчёт механической работы и мощности.
Простые
механизмы (5 ч)
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость.
Правило
равновесия
рычага.
Применение правила равновесия рычага к
блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Демонстрации
1. Примеры простых механизмов.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты
1. Определение работы силы трения при
равномерном
движении
тела
по
горизонтальной поверхности.
2. Исследование условий равновесия рычага.
3. Измерение КПД наклонной плоскости
(электронная демонстрация).
Начальное понимание выигрыша в силе простых механизмов на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости.
Исследование совместно с педагогом условия равновесия рычага.
Обнаружение под руководством педагога с опорой на дидактический материал свойств простых механизмов в различных инструментах и приспособлениях, используемых в быту и технике, а также в живых организмах (МС — биология).
Наблюдение за экспериментальным доказательством равенства работ при применении простых механизмов.
Определение под руководством педагога КПД наклонной плоскости.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на применение правила равновесия рычага и на расчёт
КПД.
Механическая
энергия (4 ч)
Механическая энергия. Кинетическая и
потенциальная энергия. Превращение одного
вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Изучение закона сохранения механической энергии (электронная демонстрация).
Наблюдение за экспериментальным определением изменения кинетической и потенциальной энергии тела при его скатывании по наклонной плоскости.
Формулирование совместно с педагогом на основе исследования закона сохранения механической энергии.
Представление при помощи педагога границ применимости закона сохранения энергии.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона сохранения энергии.
Резервное время (3 ч)
8 КЛАСС (68 ч)
1 2 3 4 5 6 7
Тематический
блок, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
42
Раздел 6. Тепловые явления (28 ч)
43
Строение
и свойства
вещества (7 ч)
Основные
положения
молекулярно-
кинетической теории строения вещества.
Масса и размеры атомов и молекул. Опыты,
подтверждающие
основные
положения
молекулярно-кинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и
аморфные тела. Объяснение свойств газов,
жидкостей и твёрдых тел на основе
положений молекулярно-кинетической теории.
Смачивание и капиллярные явления. Тепловое
расширение и сжатие.
Демонстрации
2
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
4. Наблюдение теплового расширения тел.
5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
(или электронная демонстрация).
2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.
4. Определение давления воздуха в баллоне шприца.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения.
6. Проверка гипотезы линейной зависимости
длины
столбика
жидкости
в
термометрической
трубке
от
температуры.
Наблюдение и интерпретация совместно с педагогом опытов, свидетельствующих об атомно- молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом по оцениванию количества атомов или молекул в единице объёма вещества.
Представление при помощи педагога броуновского движения, явления диффузии и различий между ними на основе положений молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Объяснение при помощи педагога с опорой на дидактический материал основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел с использованием положений молекулярно- кинетической теории строения вещества.
Проведение под руководством педагога опытов по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
Проведение совместно с педагогом и объяснение из предложенного перечня выводов опытов, демонстрирующих капиллярные явления и явление смачивания.
Объяснение с опорой на технологическую карту под руководством педагога роли капиллярных явлений для поступления воды в организм растений (МС — биология).
Наблюдение опытов по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.
Объяснение с опорой на технологическую карту под руководством педагога сохранения объёма твёрдых тел, текучести жидкости (в том числе, разницы в текучести для разных жидкостей), давления газа.
Наблюдение за проведением опытов, демонстрирующих зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения, и их объяснение на основе атомно-молекулярного учения.
Анализ при помощи педагога с опорой на дидактический материал практических ситуаций, связанных со свойствами газов, жидкостей и твёрдых тел.
44
Тепловые
процессы (21 ч)
Температура. Связь температуры со
скоростью теплового движения частиц.
Внутренняя энергия. Способы изменения
внутренней
энергии:
теплопередача
и
совершение работы. Виды теплопередачи:
теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты.
Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое
равновесие. Уравнение теплового баланса.
Плавление и отвердевание кристаллических
веществ.
Удельная теплота плавления.
Парообразование и конденсация. Испарение
(МС).
Кипение.
Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры
кипения
от
атмосферного
давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива.
Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей.
КПД
теплового
двигателя. Тепловые двигатели и защита
окружающей среды (МС).
Закон сохранения и превращения энергии в
тепловых процессах (МС).
Демонстрации
2
Правила измерения температуры.
1. Виды теплопередачи.
2. Охлаждение при совершении работы.
3. Нагревание при совершении работы внешними силами.
4. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
5. Наблюдение кипения.
6. Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
7. Модели тепловых двигателей.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
Обоснование по подготовленному алгоритму совместно с педагогом правил измерения температуры.
Сравнение различных способов измерения и шкал температуры.
Наблюдение за проведением опытов, демонстрирующих изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
Наблюдение за проведением опытов, обсуждение практических ситуаций, демонстрирующих различные виды теплопередачи: теплопроводность, конвекцию, излучение.
Исследование с опорой на технологическую карту под руководством педагога явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Наблюдение установления теплового равновесия между горячей и холодной водой.
Определение при помощи педагога количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.
Определение по таблице удельной теплоёмкости вещества.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом, связанных с вычислением количества теплоты и теплоёмкости при теплообмене.
Анализ при помощи педагога ситуаций практического использования тепловых свойств веществ и материалов, например в целях энергосбережения: теплоизоляция, энергосберегающие крыши, термоаккумуляторы и т. д.
Наблюдение явлений испарения и конденсации.
Наблюдение за исследованием процесса испарения различных жидкостей.
Объяснение по алгоритму совместно с педагогом явлений испарения и конденсации на основе атомно-молекулярного учения.
Наблюдение и объяснение процесса кипения, в том числе зависимости температуры кипения от давления.
Определение по таблице относительной влажности воздуха.
Наблюдение процесса плавления кристаллического вещества, например, льда.
Сравнение по плану при помощи педагога процессов плавления кристаллических тел и размягчения при нагревании аморфных тел.
Определение по таблице удельной теплоты плавления льда.
Объяснение по схеме после обсуждения с педагогом явлений плавления и кристаллизации на основе атомно-молекулярного учения.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом, связанных с вычислением количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.
Анализ при помощи педагога с опорой на дидактический материал ситуаций практического применения явлений плавления и кристаллизации, например, получение сверхчистых материалов, солевая грелка и др.
Анализ при помощи педагога работы и объяснение принципа действия теплового двигателя.
Вычисление количества теплоты, выделяющегося при сгорании различных видов топлива, и
КПД двигателя.
45 2. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
3. Определение
количества
теплоты,
полученного водой при теплообмене с
нагретым металлическим цилиндром.
4. Определение
удельной
теплоёмкости
вещества.
5. Исследование процесса испарения.
6. Определение относительной влажности воздуха.
7. Определение удельной теплоты плавления
льда.
Обсуждение совместно с педагогом экологических последствий использования двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций (МС — экология, химия).
Раздел 7. Электрические и магнитные явления (37 ч)
Электрические
заряды.
Заряженные
тела и их
взаимодействие
(7 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Закон
Кулона
(зависимость
силы
взаимодействия заряженных тел от величины
зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле.
Напряжённость
электрического поля. Принцип суперпозиции
электрических полей (на качественном уровне).
Носители
электрических
зарядов.
Элементарный
электрический
заряд.
Строение атома. Проводники и диэлектрики.
Закон сохранения электрического заряда.
Демонстрации
2
1. Электризация тел.
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Электростатическая индукция.
5. Закон сохранения электрических зарядов.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.
Наблюдение за проведением опытов по электризации тел при соприкосновении и индукцией.
Наблюдение и объяснение с опорой на дидактический материал взаимодействия одноимённо и разноимённо заряженных тел.
Объяснение при помощи педагога принципа действия электроскопа.
Объяснение совместно с педагогом явлений электризации при соприкосновении тел и индукцией с использованием знаний о носителях электрических зарядов в веществе.
Распознавание и объяснение по схеме совместно с педагогом явлений электризации в повседневной жизни.
Наблюдение и объяснение с опорой на технологическую карту опытов, иллюстрирующих закон сохранения электрического заряда.
Наблюдение опытов по моделированию силовых линий электрического поля.
Исследование под руководством педагога действия электрического поля на проводники и диэлектрики
46
Постоянный
электрический
ток (17 ч)
Электрический ток. Условия существования
электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток
в жидкостях и газах.
Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи и
потребители электрической энергии в быту.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение.
Сопротивление проводника.
Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Короткое замыкание.
Демонстрации
2
1. Проводники и диэлектрики.
2. Моделирование силовых линий электрического поля.
3. Источники постоянного тока.
4. Действия электрического тока.
5. Электрический ток в жидкости.
6. Газовый разряд.
7. Измерение силы тока амперметром.
8. Измерение электрического напряжения вольтметром.
9. Реостат и магазин сопротивлений.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.
2. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
3. Измерение и регулирование силы тока.
4. Измерение и регулирование напряжения.
5. Исследование зависимости силы тока, идущего
через
резистор,
от
сопротивления
резистора и напряжения.
6. Опыты,
демонстрирующие
зависимость
электрического сопротивления проводника
от его длины, площади поперечного сечения
Наблюдение различных видов действия электрического тока и обнаружение совместно с педагогом этих видов действия в повседневной жизни.
Сборка по схеме и испытание под контролем педагога электрической цепи постоянного тока.
Наблюдение за демонстрацией измерения силы тока амперметром.
Наблюдение за демонстрацией измерения электрического напряжения вольтметром.
Проведение и объяснение при помощи учителя опытов, демонстрирующих зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
Наблюдение за демонстрацией исследования зависимости силы тока, протекающего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.
Базовые представления о правилах сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов.
Базовые представления о правилах для силы тока при параллельном соединении резисторов.
Наблюдение демонстрации педагога о ситуациях последовательного и параллельного соединения проводников в домашних электрических сетях.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона Ома и формул расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.
Определение с опорой на технологическую карту под руководством педагога работы электрического тока, протекающего через резистор.
Определение с опорой на технологическую карту под руководством педагога мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.
Наблюдение за исследованием зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней.
Определение с опорой на технологическую карту под руководством педагога КПД нагревателя.
Наблюдение за исследованием преобразования энергии при подъёме груза электродвигателем.
Объяснение после рассуждения с педагогом и составление плана-конспекта устройства и принципа действия домашних электронагревательных приборов.
Объяснение после рассуждения с педагогом и составление плана-конспекта причин короткого замыкания и принципа действия плавких предохранителей.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона Джоуля—Ленца.
Наблюдение возникновения электрического тока в жидкости.