Файл: Примерная рабочая программа учебного предмета физика адаптированной основной образовательной программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47
и материала.
7. Проверка правила сложения напряжений при
последовательном
соединении
двух
резисторов.
8. Проверка правила для силы тока при
параллельном соединении резисторов.
9. Определение работы электрического тока, идущего через резистор.
10. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.
11. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней.
12. Определение КПД нагревателя.
48
Магнитные
явления (6 ч)
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле.
Магнитное поле Земли и его значение для
жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное
поле электрического тока. Применение
электромагнитов в технике. Действие
магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Использование электродвигателей в
технических устройствах и на транспорте.
Демонстрации
2
1. Взаимодействие постоянных магнитов.
2. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
3. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
4. Опыт Эрстеда.
5. Магнитное поле тока. Электромагнит.
6. Действие магнитного поля на проводник с током.
7. Электродвигатель постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
2. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.
3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.
5. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
6. Конструирование
и
изучение
работы
электродвигателя.
7. Измерение
КПД электродвигательной установки.
Исследование под руководством педагога магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение с опорой на технологическую карту под руководством педагога магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.
Наблюдение за проведением опытов по визуализации поля постоянных магнитов.
Изучение под руководством педагога явления намагничивания вещества.
Исследование совместно с педагогом действия электрического тока на магнитную стрелку.
Наблюдение за проведением опытов, демонстрирующих зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы и направления тока в катушке.
Анализ при помощи педагога ситуаций практического применения электромагнитов (в бытовых технических устройствах, промышленности, медицине).
Изучение с опорой на технологическую карту под руководством педагога действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение с опорой на дидактический материал действия электродвигателя.
Измерение совместно с педагогом КПД электродвигательной установки.
Базовые представления о различных применениях электродвигателей (транспорт, бытовые устройства и др.).
49
Электромагнит
ная индукция
(4 ч)
Опыты
Фарадея.
Явление
электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Электрогенератор.
Способы
получения
электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации
2
1. Исследование явления электромагнитной индукции.
2. Опыты Фарадея.
3. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения.
4. Электрогенератор постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока.
Проведение совместно с педагогом опытов по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока
Резервное время (3 ч)
9 КЛАСС (102 ч)
1 2 3 4 5 6 7
Тематический
блок, тема
Основное содержание
Основные виды деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Раздел 8. Механические явления (40 ч)
50
Механическое
движение
и способы его
описания (10 ч)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность механического движения.
Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное
прямолинейное
движение.
Средняя
и
мгновенная
скорость
тела
при
неравномерном движении.
Ускорение.
Равноускоренное
прямолинейное
движение.
Свободное падение. Опыты Галилея.
Равномерное движение по окружности.
Период и частота обращения. Линейная и
угловая скорости. Центростремительное
ускорение.
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.
2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчёта.
3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения.
4. Исследование признаков равноускоренного движения.
5. Наблюдение движения тела по окружности.
6. Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта
«Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Конструирование тракта для разгона и
дальнейшего равномерного движения
шарика или тележки.
2. Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости.
3. Определение ускорения тела при равноускоренном движении по
Анализ с помощью педагога и обсуждение различных примеров механического движения.
Обсуждение совместно с педагогом границ применимости модели «материальная точка».
Описание после обсуждения с педагогом механического движения различными способами
(уравнение, таблица, график).
Анализ под руководством педагога жизненных ситуаций, в которых проявляется относительность механического движения.
Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.
Сравнение путей и траекторий движения с опорой на технологическую карту под руководством педагога одного и того же тела относительно разных тел отсчёта.
Анализ с помощью педагога текста Галилея об относительности движения; выполнение заданий по тексту (смысловое чтение).
Простейшие вычисления по образцу средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости.
Анализ и обсуждение с опорой на технологическую карту под руководством педагога способов приближённого определения мгновенной скорости.
Определение после рассуждения с педагогом по схеме скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.).
Определение совместно с педагогом пути, пройденного за данный промежуток времени, и скорости тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
Начальные представление о принципах действия приборов, измеряющих скорость
(спидометров).
Простейшие вычисления по образцу пути и скорости при равноускоренном прямолинейном движении тела.
Определение совместно с педагогом пройденного пути и ускорения движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.
Определение с помощью педагога ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости.
Измерение по схеме после рассуждения с педагогом периода и частоты обращения тела по окружности.
Определение нахождения под руководством педагога скорости равномерного движения тела по окружности.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на определение кинематических характеристик механического движения различных видов.
Распознавание и приближённое описание по образцу после обсуждения с педагогом различных видов механического движения в природе и технике (на примерах свободно падающих тел, движения животных, небесных тел, транспортных средств и др.).
51 наклонной плоскости.
4. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
5. Проверка
гипотезы:
если
при
равноускоренном
движении
без
начальной скорости пути относятся как
ряд
нечётных
чисел,
то
соответствующие
промежутки
времени одинаковы.
Взаимодействие
тел (20 ч)
Первый закон Ньютона. Второй закон
Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип
суперпозиции сил.
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения:
сила трения скольжения, сила трения покоя,
другие виды трения.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения.
Движение планет вокруг Солнца (МС).
Первая космическая скорость. Невесомость
и перегрузки.
Равновесие материальной точки.
Абсолютно твёрдое тело. Равновесие
твёрдого тела с закреплённой осью
вращения. Момент силы. Центр тяжести.
Демонстрации
1. Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы.
2. Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел.
3. Изменение веса тела при ускоренном движении.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
Наблюдение и обсуждение совместно с педагогом опытов с движением тела при уменьшении влияния других тел, препятствующих движению.
Анализ по схеме после рассуждения с педагогом текста Галилея с описанием мысленного эксперимента, обосновывающего закон инерции; выполнение заданий по тексту (смысловое чтение).
Обсуждение под руководством педагога возможности выполнения закона инерции в различных системах отсчёта.
Наблюдение и обсуждение совместно с педагогом механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики.
Действия с векторами сил: выполнение заданий по сложению и вычитанию векторов.
Наблюдение за проведением опытов, демонстрирующих зависимость ускорения тела от приложенной к нему силы и массы тела.
Анализ и объяснение с опорой на технологическую карту под руководством педагога явлений с использованием второго закона Ньютона.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием второго закона Ньютона и правила сложения сил.
Определение совместно с педагогом жёсткости пружины.
Анализ ситуаций с опорой на технологическую карту под руководством педагога, в которых наблюдаются упругие деформации, и их объяснение с использованием закона Гука.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона Гука.
Исследование при помощи педагога зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Совместное обсуждение результатов исследования.
Определение под контролем педагога с опорой на конспект коэффициента трения скольжения.
Измерение с помощью педагога силы трения покоя.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием формулы для силы трения скольжения.
Анализ по схеме после рассуждения педагога о движении тел только под действием силы
52 3. Определение жёсткости пружины. тяжести — свободного падения.
Объяснение под руководством педагога независимости ускорения свободного падения от массы тела.
Оценка совместно с педагогом величины силы тяготения, действующей между двумя телами (для разных масс).
Анализ с опорой на дидактический материал движения небесных тел под действием силы тяготения (с использованием дополнительных источников информации).
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона всемирного тяготения и формулы для расчёта силы тяжести.
Наблюдение и обсуждение с помощью педагога опытов по изменению веса тела при ускоренном движении.
Анализ с помощью педагога условий возникновения невесомости и перегрузки.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом на определение веса тела в различных условиях.
Анализ с опорой на технологическую карту под руководством педагога сил, действующих на тело, покоящееся на опоре.
Определение с помощью педагога центра тяжести различных тел.
53
Законы
сохранения
(10 ч)
Импульс тела. Изменение импульса.
Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение (МС).
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь
энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли.
Потенциальная энергия сжатой пружины.
Кинетическая энергия.
Теорема
о
кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
1. Передача импульса при взаимодействии тел.
2. Преобразования энергии при взаимодействии тел.
3. Сохранение импульса при неупругом взаимодействии.
4. Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии.
5. Наблюдение реактивного движения.
6. Сохранение механической энергии при свободном падении.
7. Сохранение механической энергии при движении тела под действием пружины.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.
2. Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков.
3. Изучение закона сохранения энергии.
Наблюдение и обсуждение с помощью педагога опытов, демонстрирующих передачу импульса при взаимодействии тел, закон сохранения импульса при абсолютно упругом и неупругом взаимодействии тел.
Наблюдение демонстрации педагога ситуаций в окружающей жизни с использованием закона сохранения импульса.
Распознавание с опорой на технологическую карту под руководством педагога явления реактивного движения в природе и технике (МС — биология).
Применение совместно с педагогом закона сохранения импульса для расчёта результатов взаимодействия тел (на примерах неупругого взаимодействия, упругого центрального взаимодействия двух одинаковых тел, одно из которых неподвижно).
Решение типовых расчётных задач в 2—3 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона сохранения импульса.
Определение с опорой на дидактический материал работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков.
Измерение совместно с педагогом мощности.
Измерение с помощью педагога потенциальной энергии упруго деформированной пружины.
Измерение совместно с педагогом кинетической энергии тела по длине тормозного пути.
Наблюдение за экспериментальным сравнением изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости.
Наблюдение за экспериментальной проверкой закона сохранения механической энергии при свободном падении.
Применение на начальном уровне, с опорой на дидактический материал закона сохранения механической энергии для расчёта потенциальной и кинетической энергий тела.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием закона сохранения механической энергии.
Раздел 9. Механические колебания и волны (15 ч)