Файл: Примерная рабочая программа учебного предмета физика адаптированной основной образовательной программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54
Механические
колебания (7 ч)
Колебательное движение.
Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный
маятники.
Превращение
энергии
при
колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Демонстрации
2
1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости.
2. Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине.
3. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Определение частоты и периода колебаний математического маятника.
2. Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника (или электронная демонстрация).
3. Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити.
4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза
(или электронная демонстрация).
5. Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза.
6. Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
7. Измерение ускорения свободного падения
(или электронная демонстрация).
Наблюдение колебаний под действием сил тяжести и упругости и обнаружение при помощи педагога подобных колебаний в окружающем мире.
Анализ совместно с педагогом колебаний груза на нити и на пружине. Определение по алгоритму частоты колебаний математического и пружинного маятников.
Наблюдение и объяснение с помощью педагога явления резонанса.
Исследование с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом, зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити.
Проверка с опорой на технологическую карту под руководством педагога независимости периода колебаний груза, подвешенного к ленте, от массы груза.
Наблюдение и обсуждение под руководством педагога опытов, демонстрирующих зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
Применение с помощью педагога математического и пружинного маятников в качестве моделей для описания колебаний в окружающем мире.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом, связанных с вычислением или оценкой частоты (периода) колебаний
55
Механические
волны. Звук
(8 ч)
Механические волны.
Свойства механических волн.
Продольные
и
поперечные волны. Длина волны и скорость её
распространения. Механические волны в
твёрдом теле, сейсмические волны (МС).
Звук. Громкость звука и высота тона.
Отражение звука. Инфразвук и ультразвук.
Демонстрации
2
1. Распространение продольных и поперечных волн.
2. Наблюдение зависимости высоты звука от частоты.
3. Акустический резонанс.
Обнаружение и анализ с помощью педагога волновых явлений в окружающем мире.
Наблюдение совместно с педагогом распространения продольных и поперечных волн (на модели) и обнаружение аналогичных видов волн в природе (звук, водяные волны).
Вычисление в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом длины волны и скорости распространения звуковых волн.
Наблюдение за экспериментальным определением границ частоты слышимых звуковых колебаний.
Наблюдение зависимости высоты звука от частоты (в том числе с использованием музыкальных инструментов).
Наблюдение и объяснение с помощью педагога явления акустического резонанса.
Чтение совместно с педагогом оригинального текста, посвящённого использованию звука (или ультразвука) в технике (эхолокация, ультразвук в медицине и др.); выполнение заданий по тексту
(смысловое чтение)
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны (8 ч)
Электромагнит
ное поле
и электромагни
тные волны
(8 ч)
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Свойства
электромагнитных
волн.
Шкала
электромагнитных
волн.
Использование
электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света.
Скорость света. Волновые свойства света.
Демонстрации
2
1. Свойства электромагнитных волн.
2. Волновые свойства света.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Построение простых рассуждений на основе подготовленных выражений, обосновывающих взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Наблюдение за экспериментальным изучением свойств электромагнитных волн (в том числе с помощью мобильного телефона).
Анализ с помощью педагога рентгеновских снимков человеческого организма.
Анализ совместно с педагогом текстов, описывающих проявления электромагнитного излучения в природе: живые организмы, излучения небесных тел (смысловое чтение).
Распознавание и анализ различных применений электромагнитных волн в технике с опорой на технологическую карту под руководством педагога.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием формул для скорости электромагнитных волн, длины волны и частоты света.
Раздел 11. Световые явления (15 ч)
56
Законы
распространени
я света (6 ч)
Лучевая модель света. Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Затмения Солнца и Луны. Отражение света.
Плоское зеркало. Закон отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света.
Использование полного внутреннего
отражения в оптических световодах.
Демонстрации
2
1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.
4. Преломление света.
5. Оптический световод.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.
2. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.
3. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух—стекло».
Наблюдение опытов, демонстрирующих явление прямолинейного распространения света
(возникновение тени и полутени), и их интерпретация с использованием понятия светового луча.
Объяснение и моделирование после рассуждения с педагогом по схеме солнечного и лунного затмений.
Исследование с опорой на технологическую карту под руководством педагога зависимости угла отражения светового луча от угла падения.
Изучение с помощью педагога свойств изображения в плоском зеркале.
Наблюдение и объяснение совместно с педагогом опытов по получению изображений в вогнутом и выпуклом зеркалах. Наблюдение и объяснение после рассуждения с педагогом по схеме опытов по преломлению света на границе различных сред, в том числе опытов с полным внутренним отражением.
Исследование под руководством педагога зависимости угла преломления от угла падения светового луча на границе «воздух—стекло».
Распознавание с помощью педагога явлений отражения и преломления света в повседневной жизни. Анализ и объяснение совместно с педагогом явления оптического миража.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием законов отражения и преломления света.
Линзы
и оптические
приборы (6 ч)
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая
система фотоаппарата, микроскопа и
телескопа (МС). Глаз как оптическая
система. Близорукость и дальнозоркость.
Демонстрации
2
1. Ход лучей в собирающей линзе.
2. Ход лучей в рассеивающей линзе.
3. Получение изображений с помощью линз.
4. Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.
5. Модель глаза.
Фронтальные лабораторные работы и
Получение под контролем педагога изображений с помощью собирающей и рассеивающей линз.
Определение с опорой на алгоритм разработанного совместно с педагогом фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.
Анализ совместно с педагогом устройства и принципа действия некоторых оптических приборов: фотоаппарата, микроскопа, телескопа (МС — биология, астрономия).
Анализ с опорой на технологическую карту под руководством педагога явлений близорукости и дальнозоркости, принципа действия очков (МС — биология).
57
опыты.
1. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
2. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы (или электронная демонстрация).
Разложение
белого света
в спектр (3 ч)
Разложение белого света в спектр.
Опыты Ньютона. Сложение спектральных
цветов. Дисперсия света.
Демонстрации
2
1. Разложение белого света в спектр.
2. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Опыты по разложению белого света в спектр.
2. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры.
Наблюдение совместно с педагогом по разложению белого света в спектр.
Наблюдение и объяснение на базовом уровне под руководством педагога опытов по получению белого света при сложении света разных цветов.
Проведение и объяснение под руководством педагога опытов по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры (цветные очки).
1 2 3 4 5 6 7
Раздел 12. Квантовые явления (17 ч)
Испускание
и поглощение
света атомом
(4 ч)
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и
поглощение
света
атомом.
Кванты.
Линейчатые спектры.
Обсуждение с помощью педагога цели опытов Резерфорда по исследованию атомов, выдвижение гипотез о возможных результатах опытов в зависимости от предполагаемого строения атомов, формулирование выводов из результатов опытов.
Обсуждение с опорой на технологическую карту под руководством педагога противоречий планетарной модели атома и оснований для гипотезы Бора о стационарных орбитах электронов.
Наблюдение совместно с педагогом сплошных и линейчатых спектров излучения различных веществ. Объяснение с опорой на дидактический материал линейчатых спектров излучения.
Строение
атомного ядра
(6 ч)
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-
излучения.
Строение атомного ядра.
Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы.
Радиоактивные
превращения.
Период
полураспада атомных ядер.
Демонстрации
1. Спектры излучения и поглощения.
Обсуждение совместно с педагогом возможных гипотез о моделях строения ядра.
Определение по схеме с использованием методического материала под руководством педагога состава ядер по заданным массовым и зарядовым числам и по положению в периодической системе элементов (МС — химия).
Анализ с опорой на технологическую карту под руководством педагога изменения состава ядра
-радиоактивности (МС — химия).
-частиц по готовым фотографиям.
Испускание
и поглощение
света атомом
(4 ч)
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и
поглощение
света
атомом.
Кванты.
Линейчатые спектры.
Обсуждение с помощью педагога цели опытов Резерфорда по исследованию атомов, выдвижение гипотез о возможных результатах опытов в зависимости от предполагаемого строения атомов, формулирование выводов из результатов опытов.
Обсуждение с опорой на технологическую карту под руководством педагога противоречий планетарной модели атома и оснований для гипотезы Бора о стационарных орбитах электронов.
Наблюдение совместно с педагогом сплошных и линейчатых спектров излучения различных веществ. Объяснение с опорой на дидактический материал линейчатых спектров излучения.
Строение
атомного ядра
(6 ч)
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-
излучения.
Строение атомного ядра.
Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы.
Радиоактивные
превращения.
Период
полураспада атомных ядер.
Демонстрации
1. Спектры излучения и поглощения.
Обсуждение совместно с педагогом возможных гипотез о моделях строения ядра.
Определение по схеме с использованием методического материала под руководством педагога состава ядер по заданным массовым и зарядовым числам и по положению в периодической системе элементов (МС — химия).
Анализ с опорой на технологическую карту под руководством педагога изменения состава ядра
-радиоактивности (МС — химия).
-частиц по готовым фотографиям.
58 2. Спектры различных газов.
3. Спектр водорода.
4. Наблюдение треков в камере Вильсона.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Наблюдение сплошных и линейчатых
спектров излучения.
2. Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям)
(или электронная демонстрация).
Наблюдение за демонстрацией работы измерения радиационного фона с помощью дозиметра, оценка его интенсивности.
Анализ совместно с педагогом биологических изменений, происходящих под действием радиоактивных излучений (МС — биология).
Наблюдение демонстрации об использование радиоактивных излучений в медицине (МС — биология).
Ядерные
реакции (7 ч)
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи
атомных ядер. Связь массы и энергии.
Реакции синтеза и деления ядер. Источники
энергии Солнца и звёзд (МС).
Ядерная энергетика.
Действия
радиоактивных
излучений
на
живые
организмы (МС).
Демонстрации
1. Работа счётчика ионизирующих излучений.
2. Регистрация излучения природных минералов и продуктов.
Фронтальные лабораторные работы и
опыты.
1. Измерение радиоактивного фона (или электронная демонстрация).
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно разобранный совместно с педагогом с использованием законов сохранения массовых и зарядовых чисел на определение результатов ядерных реакций; анализ возможности или невозможности ядерной реакции.
Оценка с помощью педагога энергии связи ядер с использованием формулы Эйнштейна.
Обсуждение совместно с педагогом перспектив использования управляемого термоядерного синтеза.
Обсуждение совместно с педагогом преимуществ и экологических проблем, связанных с ядерной энергетикой (МС — экология).
Повторительно-обобщающий модуль (9 ч)
Систематизация и обобщение предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого
Обобщение содержания каждого из основных разделов курса физики: механические, тепловые, электромагнитные, квантовые явления.
Научный метод познания и его реализация в физических исследованиях.
Связь физики и современных технологий в
Выполнение с помощью педагога учебных заданий, требующих демонстрации компетентностей, характеризующих естественнонаучную грамотность: применения полученных знаний для научного объяснения физических явлений в окружающей природе и повседневной жизни, а также выявления физических основ ряда современных технологий; применения освоенных экспериментальных умений для исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и выявления закономерностей.
Решение типовых расчётных задач в 1—2 действия с опорой на алгоритм, предварительно