Файл: Шпаргалка по педагогике учеб пособие. М. Тк велби, 2005. 40 с. Isbn 5980329838 Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине Педа гогика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§
+ В.Ф.,
где Ф , - Ф , - факторы педагогической квалификации;
В , - В , - вес (пропорции) влияния выделенных факторов.
Теоретическая проработка модели показала, что, несмотря на свою простоту, модель обеспечивает достаточную надежность ре- зультатов.
Качество учебной работы определяется по результатам 5-6 учеб- ных занятий. Этим обеспечивается первое преимущество методи- ки - оперативность.
48. Признаки процесса обучения
Процесс обучения - дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются об- щественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обу- чения, меняется его содержание.
Процесс обучения - это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как про- цесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в сред- них и высших учебных заведениях можно назвать процессом пере- дачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению.
Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершен- ствуются, способы применения этих знаний в практической дея- тельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для посто- янного развития, для постоянного познания мира общество воору- жает подрастающее поколение и способами добывания новых зна- ний, т. е. способами познания мира. И самое главное - общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу по- знания окружающего мира и к миру в целом.
8 современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
1 4
49. Составляющие процесса обучения
как системы
Рассмотрим процесс обучения как систему. Выделим два важ- нейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающе- го) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучаю- щихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь пассивным их усвоением.
Если рассматривать процесс обучения только как передачу определенной информации и формирование конкретных умений и навыков у обучающихся, т. е. как ремесло, то в таком случае могут быть даны и конкретные рекомендации. Но мы должны формиро- вать личность человека, учитывая его индивидуальные возможно- сти, интересы и склонности. Одним из важнейших критериев ре- зультативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития».
Процесс обучения - это своеобразная система, характери- зующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) - это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положе-
1, определяющими характер ее жизнедеятельности.
50. Содержание образования
Содержание образования - это конкретный объем знаний,
умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имею- щихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Существуют следующие общие принципы формирования содер- жания школьного образования:
1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловече- ских ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного,
социального и культурного прогресса;
3) последовательность, заключающаяся в планировании со- держания, развивающегося по восходящей линии, где каждое но- вое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой прак- тики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучае- мых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем,
входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучае- мых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностям и уровню под- готовленности школьников, которым та или иная система знаний,
умений предлагается для освоения;
8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах,
а также порядком введения и оптимальным количеством изучае- мых научных понятий и терминов.
•Ж
51. Виды структур изложения
содержания учебного процесса
Содержание учебного процесса определяется учебными плана- ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учеб- ных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках,
видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план -<- это сертификат учебного заведения, опреде- ляющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за-
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо- ров и т. п.
Содержание учебного процесса как система может иметь раз- личную структуру изложения. Элементы структуры - это от- дельные знания или их элементы, которые могут соединяться меж- ду собой различным образом. Существуют следующие виды структур:
линейная структура, когда отдельные части учебного матери- ала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обу- чения, как правило, только один раз;
концентрическая структура, предполагающая возвращение к изучаемым знаниям;
спиральная структура изложения, при которой учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний;
смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной,
концентрической и спиральной структур.
52. Содержание учебного процесса
Содержание учебного процесса определяется учебными плана- ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учеб- ных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках,
видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план - это сертификат учебного заведения, опреде- ляющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за- ведении;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо- ров и т. п.
На основе учебного плана составляются учебные программы
по всем предметам. Учебная программа содержит;
объяснительную записку о целях изучения данного предмета,
основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомен- дуемых формах и методах обучения;
тематическое содержание изучаемого материала;
ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
перечень основных мировоззренческих вопросов;
указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
рекомендуемую литературу.
1 5
53. Проблемное обучение
Проблемное обучение - это не метод, а своеобразная обучаю- щая система. Однако она может быть реализована только в разум- ном соотношении с объяснительно-иллюстративным обучением,
готовящим к поисковой творческой деятельности.
Проблемное обучение - это систематическое включение уча- щихся в процесс решения творческих задач практического и позна- вательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.
Особенностью проблемного обучения в отличие от традицион- ного - объяснительно-иллюстративного - является то, что уча- щимся не сообщаются знания в готовом виде.- Знания приобрета- ются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффек- тивно сказываются убеждения. Осуществление «открытий» воздей- ствует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции.
При всех достоинствах проблемного обучения оно не является универсальным, и потому не следует его противопоставлять тради- ционному репродуктивному обучению - речь должна идти о гармо- ническом их сочетании.
55. Задачи факторного анализа в педагогике
Фактор - это значительная причина, образованная как мини- мум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединения единичных факторов образуются общие.
Общий дидактический фактор впитывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значи- тельное количество продуктогенных причин и общих факторов: На вершине иерархии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы,
предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы. Существуют еще специфические факторы. Это факторы,
которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продук- тогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора.
Факторный анализ - развитая математическая дисциплина.
Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы разработать способы непротиворечивого выделения продуктивных причин и раскрыть механизм конструирования из них факторов. Кроме того, объек- тивно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в ко- нечный продукт и установить соподчиненность между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа можно приступать к решению более сложных задач - установле- нию межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов действия педагогических закономерностей.
Главное положение факторного анализа в дидактике основыва- ется на том, что дидактические причины, несмотря на их разнород- ность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть вы- делены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными методами, сведены к относительно небольшому числу общих,
комплексных и генеральных факторов.
54. Программированное и модульное обучение
С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.
По форме программированное обучение представляет со- бой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.
Самая типичная форма такого обучения состоит в том, напри- мер, что дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.
Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обуче- ние, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы) ученик-должен повторить весь соответствую- щий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.
При разветвленном (если задание не выполнено) ученику ука- зывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страни- цы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Преимущество программированного обучения состоит в нали- чии постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения: соот- ветствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д.
Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так называемое модульное обучение, ориентиро- ванное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической тео- рии и практике». Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.
Модульное обучение позволяет реализовать данный принцип,
основанный на достижении конкретных результатов каждым учени- ком, усвоившим способы овладения учебным материалом, спосо- бы самоконтроля, на практике.
-
*
-
56. Кривые обучения
Если две какие-либо переменные связаны между собой в дина- мическом процессе, то эта связь может быть описана с помощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значитель- но облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи.
Принято считать, что первую в психологии обучения кривую взаимосвязи (кривую обучения) построил в конце прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз. Он наглядно показал, как идет процесс забывания выученного материала во времени. К нынешне- му времени с помощью кривых обучения удалось описать сравни- тельно небольшое число дидактических процессов.
1 6
57. Смысл экспериментально-опытного метода
Для изучения форм связи между дидактическими факторами и продуктивностью обучения был применен экспериментально-
опытный метод. Сущность его состоит в том, что первичное гипотетическое представление о возможной форме связи форму- лируется теоретически, далее накапливаются факты и эксперимен- тальные наблюдения, а на завершающем этапе построенные на этом материале кривые взаимосвязей верифицируются опытом
(практикой) массового обучения. Сопоставление идеального и реального, теории и практики обеспечивает наиболее высокую ве- роятность выводов и получение скорректированных кривых.
т
58. Понятие мотивации и активности учения
Мотивация - общее название для процессов, методов,
средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Имея в виду учителя, говорим о мотивации обучения, с позиции обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутрен- ней, или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкла- дывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям.
Отношение школьника к учению учителя-практики обычно харак- теризуют активностью. Активность (учения, освоения содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкос- новения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается самостоятель-
ность, связанная с определением объекта, средств деятельности,
ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учите- лей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более са- мостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
59. Осуществление активизации
учебной деятельности школьника
Управление активностью школьника называется активизацией.
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассив- ной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной ра- боте. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процес- са. Педагогическая практика использует различные пути активиза- ции, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуа- циях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации,
в которых обучаемые должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные задания;
- самостоятельно выбирать' посильное задание;
- находить несколько вариантов решения познавательной задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познава- тельных и практических действий.
60. Влияние интереса
на мотивацию человеческой деятельности
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человече- ской деятельности является интерес.
Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
В обучении действует множество интересов. Весь вопрос в том,
насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предме- та, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказа- ний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило за- ключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был направлен как должно. Наконец, третий, и последний,
вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес.
1 7
61. Теория потребностей А. Маслоу
Потребности - нужда в чем-то. Потребности являются источ- ником активности и ее движущей силой.
Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуа- лизации личности.
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального,
организованного целого. А. Маслоу считает, что определяющей яв- ляется мотивация поиска личных целей, смысла жизни.
У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной мо- делью которой является пирамида. В основании пирамиды инди- видуальной мотивации лежат физиологические потребности
в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопас-
ности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защи- щенность и т. д.). За ними идут потребности в общении, привя- занности и любви. Потребности в оценке и уважении
(престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоин- ство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды зани- мают не всем доступные потребности - в самосовершен-
ствовании (желать стать кем-то, найти себе применение,
потребность в успехах), знании и понимании (любопытство,
осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эс-
тетические (красота, упорядоченность, системность, аккурат- ность, гармония).
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат совпадение интересов, взаимное давление и группирование лю- дей. В процессе общения формируются различные микрогруппы,
которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества.
62. Методы изучения мотивации
Для активизации и развития мотивации применяются общие ме- тоды исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, бе- седа, экспертная оценка.
Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотива- ции с помощью специальных экспертных методик и приглашении для этой цели коллег-учителей или экспертов.
Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения,
+ В.Ф.,
где Ф , - Ф , - факторы педагогической квалификации;
В , - В , - вес (пропорции) влияния выделенных факторов.
Теоретическая проработка модели показала, что, несмотря на свою простоту, модель обеспечивает достаточную надежность ре- зультатов.
Качество учебной работы определяется по результатам 5-6 учеб- ных занятий. Этим обеспечивается первое преимущество методи- ки - оперативность.
48. Признаки процесса обучения
Процесс обучения - дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются об- щественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обу- чения, меняется его содержание.
Процесс обучения - это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как про- цесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в сред- них и высших учебных заведениях можно назвать процессом пере- дачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению.
Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершен- ствуются, способы применения этих знаний в практической дея- тельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для посто- янного развития, для постоянного познания мира общество воору- жает подрастающее поколение и способами добывания новых зна- ний, т. е. способами познания мира. И самое главное - общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу по- знания окружающего мира и к миру в целом.
8 современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
1 4
49. Составляющие процесса обучения
как системы
Рассмотрим процесс обучения как систему. Выделим два важ- нейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающе- го) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучаю- щихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь пассивным их усвоением.
Если рассматривать процесс обучения только как передачу определенной информации и формирование конкретных умений и навыков у обучающихся, т. е. как ремесло, то в таком случае могут быть даны и конкретные рекомендации. Но мы должны формиро- вать личность человека, учитывая его индивидуальные возможно- сти, интересы и склонности. Одним из важнейших критериев ре- зультативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития».
Процесс обучения - это своеобразная система, характери- зующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) - это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положе-
1, определяющими характер ее жизнедеятельности.
50. Содержание образования
Содержание образования - это конкретный объем знаний,
умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имею- щихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Существуют следующие общие принципы формирования содер- жания школьного образования:
1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловече- ских ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного,
социального и культурного прогресса;
3) последовательность, заключающаяся в планировании со- держания, развивающегося по восходящей линии, где каждое но- вое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой прак- тики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучае- мых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем,
входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучае- мых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностям и уровню под- готовленности школьников, которым та или иная система знаний,
умений предлагается для освоения;
8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах,
а также порядком введения и оптимальным количеством изучае- мых научных понятий и терминов.
•Ж
51. Виды структур изложения
содержания учебного процесса
Содержание учебного процесса определяется учебными плана- ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учеб- ных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках,
видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план -<- это сертификат учебного заведения, опреде- ляющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за-
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо- ров и т. п.
Содержание учебного процесса как система может иметь раз- личную структуру изложения. Элементы структуры - это от- дельные знания или их элементы, которые могут соединяться меж- ду собой различным образом. Существуют следующие виды структур:
линейная структура, когда отдельные части учебного матери- ала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обу- чения, как правило, только один раз;
концентрическая структура, предполагающая возвращение к изучаемым знаниям;
спиральная структура изложения, при которой учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний;
смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной,
концентрической и спиральной структур.
52. Содержание учебного процесса
Содержание учебного процесса определяется учебными плана- ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учеб- ных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках,
видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план - это сертификат учебного заведения, опреде- ляющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном за- ведении;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо- ров и т. п.
На основе учебного плана составляются учебные программы
по всем предметам. Учебная программа содержит;
объяснительную записку о целях изучения данного предмета,
основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомен- дуемых формах и методах обучения;
тематическое содержание изучаемого материала;
ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
перечень основных мировоззренческих вопросов;
указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
рекомендуемую литературу.
1 5
53. Проблемное обучение
Проблемное обучение - это не метод, а своеобразная обучаю- щая система. Однако она может быть реализована только в разум- ном соотношении с объяснительно-иллюстративным обучением,
готовящим к поисковой творческой деятельности.
Проблемное обучение - это систематическое включение уча- щихся в процесс решения творческих задач практического и позна- вательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.
Особенностью проблемного обучения в отличие от традицион- ного - объяснительно-иллюстративного - является то, что уча- щимся не сообщаются знания в готовом виде.- Знания приобрета- ются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффек- тивно сказываются убеждения. Осуществление «открытий» воздей- ствует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции.
При всех достоинствах проблемного обучения оно не является универсальным, и потому не следует его противопоставлять тради- ционному репродуктивному обучению - речь должна идти о гармо- ническом их сочетании.
55. Задачи факторного анализа в педагогике
Фактор - это значительная причина, образованная как мини- мум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединения единичных факторов образуются общие.
Общий дидактический фактор впитывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значи- тельное количество продуктогенных причин и общих факторов: На вершине иерархии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы,
предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы. Существуют еще специфические факторы. Это факторы,
которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продук- тогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора.
Факторный анализ - развитая математическая дисциплина.
Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы разработать способы непротиворечивого выделения продуктивных причин и раскрыть механизм конструирования из них факторов. Кроме того, объек- тивно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в ко- нечный продукт и установить соподчиненность между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа можно приступать к решению более сложных задач - установле- нию межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов действия педагогических закономерностей.
Главное положение факторного анализа в дидактике основыва- ется на том, что дидактические причины, несмотря на их разнород- ность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть вы- делены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными методами, сведены к относительно небольшому числу общих,
комплексных и генеральных факторов.
54. Программированное и модульное обучение
С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.
По форме программированное обучение представляет со- бой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.
Самая типичная форма такого обучения состоит в том, напри- мер, что дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.
Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обуче- ние, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы) ученик-должен повторить весь соответствую- щий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.
При разветвленном (если задание не выполнено) ученику ука- зывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страни- цы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Преимущество программированного обучения состоит в нали- чии постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения: соот- ветствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д.
Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так называемое модульное обучение, ориентиро- ванное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической тео- рии и практике». Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.
Модульное обучение позволяет реализовать данный принцип,
основанный на достижении конкретных результатов каждым учени- ком, усвоившим способы овладения учебным материалом, спосо- бы самоконтроля, на практике.
-
*
-
56. Кривые обучения
Если две какие-либо переменные связаны между собой в дина- мическом процессе, то эта связь может быть описана с помощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значитель- но облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи.
Принято считать, что первую в психологии обучения кривую взаимосвязи (кривую обучения) построил в конце прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз. Он наглядно показал, как идет процесс забывания выученного материала во времени. К нынешне- му времени с помощью кривых обучения удалось описать сравни- тельно небольшое число дидактических процессов.
1 6
57. Смысл экспериментально-опытного метода
Для изучения форм связи между дидактическими факторами и продуктивностью обучения был применен экспериментально-
опытный метод. Сущность его состоит в том, что первичное гипотетическое представление о возможной форме связи форму- лируется теоретически, далее накапливаются факты и эксперимен- тальные наблюдения, а на завершающем этапе построенные на этом материале кривые взаимосвязей верифицируются опытом
(практикой) массового обучения. Сопоставление идеального и реального, теории и практики обеспечивает наиболее высокую ве- роятность выводов и получение скорректированных кривых.
т
58. Понятие мотивации и активности учения
Мотивация - общее название для процессов, методов,
средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Имея в виду учителя, говорим о мотивации обучения, с позиции обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутрен- ней, или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкла- дывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям.
Отношение школьника к учению учителя-практики обычно харак- теризуют активностью. Активность (учения, освоения содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкос- новения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается самостоятель-
ность, связанная с определением объекта, средств деятельности,
ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учите- лей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более са- мостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
59. Осуществление активизации
учебной деятельности школьника
Управление активностью школьника называется активизацией.
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассив- ной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной ра- боте. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процес- са. Педагогическая практика использует различные пути активиза- ции, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуа- циях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации,
в которых обучаемые должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные задания;
- самостоятельно выбирать' посильное задание;
- находить несколько вариантов решения познавательной задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познава- тельных и практических действий.
60. Влияние интереса
на мотивацию человеческой деятельности
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человече- ской деятельности является интерес.
Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
В обучении действует множество интересов. Весь вопрос в том,
насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предме- та, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказа- ний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило за- ключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был направлен как должно. Наконец, третий, и последний,
вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес.
1 7
1 2 3 4 5 6 7
61. Теория потребностей А. Маслоу
Потребности - нужда в чем-то. Потребности являются источ- ником активности и ее движущей силой.
Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуа- лизации личности.
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального,
организованного целого. А. Маслоу считает, что определяющей яв- ляется мотивация поиска личных целей, смысла жизни.
У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной мо- делью которой является пирамида. В основании пирамиды инди- видуальной мотивации лежат физиологические потребности
в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопас-
ности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защи- щенность и т. д.). За ними идут потребности в общении, привя- занности и любви. Потребности в оценке и уважении
(престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоин- ство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды зани- мают не всем доступные потребности - в самосовершен-
ствовании (желать стать кем-то, найти себе применение,
потребность в успехах), знании и понимании (любопытство,
осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эс-
тетические (красота, упорядоченность, системность, аккурат- ность, гармония).
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат совпадение интересов, взаимное давление и группирование лю- дей. В процессе общения формируются различные микрогруппы,
которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества.
62. Методы изучения мотивации
Для активизации и развития мотивации применяются общие ме- тоды исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, бе- седа, экспертная оценка.
Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотива- ции с помощью специальных экспертных методик и приглашении для этой цели коллег-учителей или экспертов.
Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения,