Файл: Шпаргалка по педагогике учеб пособие. М. Тк велби, 2005. 40 с. Isbn 5980329838 Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине Педа гогика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
101. Ученический коллектив
Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литерату- ре коллективом называется объединение воспитанников (учени- ков), отличающееся рядом важных признаков.
1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обя- зательно совпадает с общественными целями, поддерживается об- ществом и государством.
2. Общая совместная деятельность для достижения постав- ленной цели, общая организация этой деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между члена- ми коллектива устанавливаются отношения, отражающие единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения.
Ученический коллектив - это группа учеников, объединен- ная общей социально значимой целью, деятельностью, организа- цией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и от- личающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Ученический коллектив как система - это:
- органичная часть более сложного объединения - воспита- тельного коллектива, включающего, кроме детского, и коллектив педагогов-воспитзтетелей;
- относительно автономная система, которой свойственны про- цессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
- скоординированное единство двух структур: официальной,
складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, скла- дывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
- субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
- субъект воспитания по отношению к личности каждого из вхо- дящих в него членов.
102. Личность как объект и субъект
воспитательного процесса
и ее взаимодействие с коллективом
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общест- ва. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности,
формирование духовно развитой личности в процессе историче- ского развития общества не совершается автоматически. Оно тре- бует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом истори- ческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного со- вершенствования человека.
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,
чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человеч- ность, что требует не только умственного развития детей, не толь- ко развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыс- лить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политиче- ской жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых зани- мает способность быть субъектом общественных отношений, спо- собность и готовность участвовать в социально необходимой дея- тельности.
Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключе- вых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положение личности в системе коллективных отношений самым существен- ным образом зависит от ее индивидуального социального опыта.
Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценност- ных ориентации, линию поведения.
1 2 3 4 5 6 7
103. Выбор методов и средств воспитания
Метод воспитания - это путь достижения заданной цели вос- питания. Методы - это способы воздействия на сознание, волю,
чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них задан- ных целью воспитания качеств.
Средство воспитания - это совокупность приемов. Сред- ство - уже не прием, но еще не метод. Например, труд, слово.
Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие.
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только i методы, но и определяет их. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
2. Содержание воспитания. Очень важно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
4. Уровень сформированности коллектива. По мере раз- вития коллективных форм самоуправления методы педагогическо- го воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспи-
6. Условия воспитания. Сюда относятся отношения, склады- вающиеся в классе: климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся сред- ствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель вы- бирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие,
применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных
. условиях используются «щадящие» методы воспитания.
| 10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель
, должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть,
| к каким результатам приведет применение метода.
| , _ _ . ,
104. Классификация методов воспитания
Классификация методов - это выстроенная по определен- ному признаку система методов. Классификация помогает обнару- жить в методах общее и специфическое, существенное и случай- ное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
В современной педагогике известны десятки классификаций,
одни из которых дольше пригодны для решения практических за- дач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упраж- нение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров,
Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отно- шения, формирующие представления, понятия, идеи;
2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представ- ляется классификация методов воспитания на основе направлен- ности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характе- ристикой выделяются три группы методов воспитания.
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
2 8
105. Сущность этического рассказа
и сущность разъяснения
Рассказ на этическую тему, который используется преиму- щественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложе- ние конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержа- ние. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказов на этическую тему несколько функций: служить источ- ником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Также служит способом использования положитель- ного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся сле- дующие.
1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьни-
2. Ра иллюстрациями, которыми могут фф р р у стать произведения живописи, художественные фотографии, изде- лия народных умельцев.
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этиче- ского рассказа.
4. Рассказ производит должное впечатление только когда, когда выполняется профессионально.
5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями.
Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились как можно дольше.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется:
1) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качест- во или форму поведения;
2) для выработки правильного отношения воспитанников к опре- деленному поступку, который уже совершен.
106. Смысл внушения, увещевания,
этических бесед
Для внушения характерно некри педагогического воздействия. Вн веское восприятие школьником ние, проникая незаметно в пси- хику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение ис- пользуется для усиления воздействия других методов воспитания.
Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.
Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспита- телем формы обращения. Применяя увещевание как воспитатель- ный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положи- тельное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чув- ствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Этическая беседа - метод систематического и последова- тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сто- рон - воспитателя и воспитанников. Бе гюедметснй чаще всего ста- новятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных поня- тий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суж- дений по всем волнующим их вопросам.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер,
предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по за- ранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подска- занных взрослыми ответов.
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к пра- вильному выводу.
* -
107. Сущность метода примера,
метода упражнений
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления,
воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни переко- дирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. При- мер действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, ак- тивизирует деятельность.
Психологической основой примера служит подражательность. Бла- годаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Упражнение - способ привлечения к деятельности - практи- ческий метод воспитания, сущность которого состоит в многократ- ном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматиз- ма. Результат упражнения - устойчивые качества личности - навыки и привычки.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных усло- вий:
1) системы упражнений;
2) их содержания;
3) доступности и посильности упражнений;
4) объема;
5) частоты повторений;
6) контроля и коррекции;
7) личностных особенностей воспитанников;
8) места и времени выполнения упражнений;
9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
10) мотивации и стимулирования упражнений.
108. Смысл метода требования,
метода приучения
Требование - это метод воспитания, с помощью которого нор- мы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стиму- лируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.
По форме предъявления различаются прямые (императив- ность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (со- вет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) требования.
Требование-совет - это апелляция к сознанию воспитанника,
убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий.
Требование-игра - это требование в игровом оформлении.
Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейт- ральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выде- ляются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования.
Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровож- дается болезненными процессами, вызывает недовольство. ,
Приучение применяется на всех этапах воспитательного процес- са, но наиболее эффективно на ранней стадии. Условия Правильно- го применения приучения следующие.
1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет,
что это ему необходимо.
2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократических указаний.
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптималь- ный объем действий, посильных для воспитанников.
4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.
5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений.
6. Приучение требует постоянного контроля.
7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игро- вой форме.
2 9
109. Опр
соревнования
Т
Поощрение можно назвать выражением положительной оцен- ки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навы- ки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении по- ложительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны:
одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Эффективность поощрения зависит от следующих правил.
1, Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением по- лучить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нрав- ственными мотивами.
2, Поощрение не должно противопоставлять воспитанника осталь- ным членам коллектива.
3, Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы - кому,
сколько и за что.
. 4. Поощрение требует личностного подхода,
5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая во- прос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.
Соревнование это метод направления естественной потреб- ности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой,
школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, раз- вивают физические, нравственные, эстетические камества. Орга- низация соревнования - трудное дело, требующее знания психо- логии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых выделяют следующие:
1) организация соревнования - основа его эффективности.
Определяются цели и задачи соревнования, составляется прог- рамма, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей;
2) должны быть установлены направленность и содержание со- ревнования. *
1 1 1 . Сущность
субъективно-прагматического метода
Субъективно-прагматический метод стимулирования дея- тельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, эко- номически накладно. Педагоги используют напряженную об- щественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с бу- дущим социально-экономическим положением человека. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направ- ленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить по- ложительные отзывы.
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:
1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателя- ми, где четко определяются обязанности сторон;
2} личные карточки самосовершенствования, которые составля- ются воспитателями и родителями;
3) дифференцированные группы по интересам;
4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением,
социальным развитием воспитанника;
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования,
конкурсы;
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реаль- ные наказания.
110. Сущность метода наказания
Наказание это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их,
вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания, связанные с:
1) наложением дополнительных обязательств;
2) лишением или ограничением определенных прав;
3) выражением морального порицания, осуждения.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:
1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллекти- ва или поддерживается им; "
2) не рекомендуется применять групповое наказание;
3) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;
4) наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;
5) употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;
6) при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблю- дать такую линию развития: от наказаний, направленных преиму- щественно на торможение отрицательных поступков, черт характе- ра, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества;
7) основа для применения метода наказания - конфликтная си- туация;
8) не допускайте превращения наказания в орудие мести;
9) наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними нака- заниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
ЧЦг-
112. Технология воспитания
и главные факторы воспитания
На практике теория осуществляется с помощью технологии.
В производственном процессе технология - это система предложен- ных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ве- дет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует по- лучение продукции заданного количества и качества. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства:
это и способ, и результат внедрения научных достижений.
Воспитательный прочесе можно рассмотреть как производ- ственный. В школе, как и на производстве, предполагается нали- чие-определенной материальной базы, соответствующей специфи- ке тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс - аналог производ- ственного процесса.
Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вы- звало к жизни новые направления в педагогической теории и прак- тике. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологии воспитания невозможно.
К числу глазных факторов воспитания относятся:
1) сложившийся образ жизни школьника, который может содей- ствовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
2) условия жизни, которые содействуют становлению опреде- ленного образа жизни в рамках различных регионов (традиции,
нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные осо- бенности, особенности природной среды);
3) средства массовой информации и пропаганды;
4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосред- ственно влияющие на личность школьника (воспитательные систе- мы, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);
5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллек- тивах, положение школьника в системе колпективных отношений;
6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
30
113. Требования к осуществлению
комплексного подхода
Современные технологии воспитания осуществляют хомплекс- ный подход, выполняя обязательные требования.
1. Воздействуют на зоспитанников по трем-направлениям - на сознание, чувства и поведение.
2. Положительный результат достигается при органичном слия- нии воспитания и самовоспитания личности.
3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи,
школы, органов правопорядка, коллективов и групп, - непремен- ное условие комплексного подхода.
4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчерк- нуто комплексный характер, требующий одновременного осуще- ствления задач умственного, физичаского, нравственного, эстети- ческого и трудового воспитания в органически слитом процессе.
5. Комплексный подход предполагает системный подход к про- цессу воспитания и управления им.
1 2 3 4 5 6 7
Метод воспитания - это путь достижения заданной цели вос- питания. Методы - это способы воздействия на сознание, волю,
чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них задан- ных целью воспитания качеств.
Средство воспитания - это совокупность приемов. Сред- ство - уже не прием, но еще не метод. Например, труд, слово.
Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие.
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только i методы, но и определяет их. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
2. Содержание воспитания. Очень важно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
4. Уровень сформированности коллектива. По мере раз- вития коллективных форм самоуправления методы педагогическо- го воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспи-
6. Условия воспитания. Сюда относятся отношения, склады- вающиеся в классе: климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся сред- ствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель вы- бирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие,
применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных
. условиях используются «щадящие» методы воспитания.
| 10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель
, должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть,
| к каким результатам приведет применение метода.
| , _ _ . ,
104. Классификация методов воспитания
Классификация методов - это выстроенная по определен- ному признаку система методов. Классификация помогает обнару- жить в методах общее и специфическое, существенное и случай- ное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
В современной педагогике известны десятки классификаций,
одни из которых дольше пригодны для решения практических за- дач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упраж- нение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров,
Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отно- шения, формирующие представления, понятия, идеи;
2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представ- ляется классификация методов воспитания на основе направлен- ности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характе- ристикой выделяются три группы методов воспитания.
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
2 8
105. Сущность этического рассказа
и сущность разъяснения
Рассказ на этическую тему, который используется преиму- щественно в младших классах, - это яркое эмоциональное изложе- ние конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержа- ние. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказов на этическую тему несколько функций: служить источ- ником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Также служит способом использования положитель- ного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся сле- дующие.
1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьни-
2. Ра иллюстрациями, которыми могут фф р р у стать произведения живописи, художественные фотографии, изде- лия народных умельцев.
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этиче- ского рассказа.
4. Рассказ производит должное впечатление только когда, когда выполняется профессионально.
5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями.
Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились как можно дольше.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется:
1) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качест- во или форму поведения;
2) для выработки правильного отношения воспитанников к опре- деленному поступку, который уже совершен.
106. Смысл внушения, увещевания,
этических бесед
Для внушения характерно некри педагогического воздействия. Вн веское восприятие школьником ние, проникая незаметно в пси- хику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение ис- пользуется для усиления воздействия других методов воспитания.
Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.
Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспита- телем формы обращения. Применяя увещевание как воспитатель- ный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положи- тельное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чув- ствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Этическая беседа - метод систематического и последова- тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сто- рон - воспитателя и воспитанников. Бе гюедметснй чаще всего ста- новятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных поня- тий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суж- дений по всем волнующим их вопросам.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер,
предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по за- ранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подска- занных взрослыми ответов.
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к пра- вильному выводу.
* -
107. Сущность метода примера,
метода упражнений
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления,
воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни переко- дирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. При- мер действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, ак- тивизирует деятельность.
Психологической основой примера служит подражательность. Бла- годаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Упражнение - способ привлечения к деятельности - практи- ческий метод воспитания, сущность которого состоит в многократ- ном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматиз- ма. Результат упражнения - устойчивые качества личности - навыки и привычки.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных усло- вий:
1) системы упражнений;
2) их содержания;
3) доступности и посильности упражнений;
4) объема;
5) частоты повторений;
6) контроля и коррекции;
7) личностных особенностей воспитанников;
8) места и времени выполнения упражнений;
9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
10) мотивации и стимулирования упражнений.
108. Смысл метода требования,
метода приучения
Требование - это метод воспитания, с помощью которого нор- мы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стиму- лируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.
По форме предъявления различаются прямые (императив- ность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (со- вет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) требования.
Требование-совет - это апелляция к сознанию воспитанника,
убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий.
Требование-игра - это требование в игровом оформлении.
Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейт- ральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выде- ляются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования.
Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровож- дается болезненными процессами, вызывает недовольство. ,
Приучение применяется на всех этапах воспитательного процес- са, но наиболее эффективно на ранней стадии. Условия Правильно- го применения приучения следующие.
1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет,
что это ему необходимо.
2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократических указаний.
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптималь- ный объем действий, посильных для воспитанников.
4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.
5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений.
6. Приучение требует постоянного контроля.
7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игро- вой форме.
2 9
109. Опр
соревнования
Т
Поощрение можно назвать выражением положительной оцен- ки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навы- ки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении по- ложительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны:
одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Эффективность поощрения зависит от следующих правил.
1, Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением по- лучить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нрав- ственными мотивами.
2, Поощрение не должно противопоставлять воспитанника осталь- ным членам коллектива.
3, Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы - кому,
сколько и за что.
. 4. Поощрение требует личностного подхода,
5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая во- прос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.
Соревнование это метод направления естественной потреб- ности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой,
школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, раз- вивают физические, нравственные, эстетические камества. Орга- низация соревнования - трудное дело, требующее знания психо- логии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых выделяют следующие:
1) организация соревнования - основа его эффективности.
Определяются цели и задачи соревнования, составляется прог- рамма, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей;
2) должны быть установлены направленность и содержание со- ревнования. *
1 1 1 . Сущность
субъективно-прагматического метода
Субъективно-прагматический метод стимулирования дея- тельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, эко- номически накладно. Педагоги используют напряженную об- щественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с бу- дущим социально-экономическим положением человека. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направ- ленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить по- ложительные отзывы.
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:
1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателя- ми, где четко определяются обязанности сторон;
2} личные карточки самосовершенствования, которые составля- ются воспитателями и родителями;
3) дифференцированные группы по интересам;
4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением,
социальным развитием воспитанника;
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования,
конкурсы;
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реаль- ные наказания.
110. Сущность метода наказания
Наказание это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их,
вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания, связанные с:
1) наложением дополнительных обязательств;
2) лишением или ограничением определенных прав;
3) выражением морального порицания, осуждения.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:
1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллекти- ва или поддерживается им; "
2) не рекомендуется применять групповое наказание;
3) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;
4) наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;
5) употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;
6) при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблю- дать такую линию развития: от наказаний, направленных преиму- щественно на торможение отрицательных поступков, черт характе- ра, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества;
7) основа для применения метода наказания - конфликтная си- туация;
8) не допускайте превращения наказания в орудие мести;
9) наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними нака- заниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
ЧЦг-
112. Технология воспитания
и главные факторы воспитания
На практике теория осуществляется с помощью технологии.
В производственном процессе технология - это система предложен- ных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ве- дет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует по- лучение продукции заданного количества и качества. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства:
это и способ, и результат внедрения научных достижений.
Воспитательный прочесе можно рассмотреть как производ- ственный. В школе, как и на производстве, предполагается нали- чие-определенной материальной базы, соответствующей специфи- ке тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс - аналог производ- ственного процесса.
Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вы- звало к жизни новые направления в педагогической теории и прак- тике. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологии воспитания невозможно.
К числу глазных факторов воспитания относятся:
1) сложившийся образ жизни школьника, который может содей- ствовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
2) условия жизни, которые содействуют становлению опреде- ленного образа жизни в рамках различных регионов (традиции,
нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные осо- бенности, особенности природной среды);
3) средства массовой информации и пропаганды;
4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосред- ственно влияющие на личность школьника (воспитательные систе- мы, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);
5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллек- тивах, положение школьника в системе колпективных отношений;
6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
30
113. Требования к осуществлению
комплексного подхода
Современные технологии воспитания осуществляют хомплекс- ный подход, выполняя обязательные требования.
1. Воздействуют на зоспитанников по трем-направлениям - на сознание, чувства и поведение.
2. Положительный результат достигается при органичном слия- нии воспитания и самовоспитания личности.
3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи,
школы, органов правопорядка, коллективов и групп, - непремен- ное условие комплексного подхода.
4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчерк- нуто комплексный характер, требующий одновременного осуще- ствления задач умственного, физичаского, нравственного, эстети- ческого и трудового воспитания в органически слитом процессе.
5. Комплексный подход предполагает системный подход к про- цессу воспитания и управления им.
1 2 3 4 5 6 7
114. Структура и схема анализа
воспитательных дел
Воспитательное дело - это вид организации и осуществле- ния конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
В любом деле выделяются следующие этапы:
1) целеполагания (анализа ситуации, формирования домини- рующей и сопутствующих воспитательных целей);
2) планирования;
3) организации и подготовки;
4) непосредственного осуществления дела;
5) анализа достигнутых результатов.
Существует апробированная схема анализа воспитательного дела, заключающаяся в последовательных ответах на вопросы:
1. Все ли позиция подготовки и проведения воспитательного дела нашли отражение в плане.
2. Отвечало ли содержание программы намеченной цели.
3. Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации.
4. Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами.
5. Какие фрагменты, части дела удались лучше, почему.
6. Выдержано ли воспитательное дело во времени.
7. Кто и почему срывал сроки.
8. Представляло ли воспитательное дело систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей.
9. Был ли эффект новизны.
10. Отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу.
11. Удовлетворяет ли качесгво дела, отношение к нему участни- ков, над какими вопросами оно заставило их задуматься.
12. Какой оценки заслуживает каждый член коллектива, прини- мавший учасгие в воспитательном деле.
13. Каким было поведение участников.
14. Почему возникли случаи отрицательной реакции части уче- ников на те или иные педагогические действия.
15. Отчего нужно отказаться.
16. Что нового ввести в следующие воспитательные дела.
115. Сущность эстетических
и экологических воспитательных дел
Эстетические (художественные) дела - общее название дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе,
искусству, поведению. Главные задачи эстетического воспитания - формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов,
потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетической вос- питанности считается овладение эстетической культурой. Эстети- ческая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни.
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасно- го, облагораживает личность. Эстетическое воспитание неразрыв- но связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим.
Основной смысл экологических воспитательных дел - конк- ретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, орга- низацию и осуществление экологических воспитательных дел.
116. Компьютерная диагностика
воспитанности
Диагностирование воспитанности - это исследование классного руководителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности классного коллектива в целом и каждого воспитан- ника в частности. Главная задача воспитательного диагностирова- ния - установление реального состояния сформированное™ мо- ральных л социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов. На основе диагностирования разрабаты- ваются стратегия и тактика управления воспитательным процес- сом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится классному ру- ководителю для того, чтобы достичь заданного уровня сформиро- ванное™ определенных качеств.
Технология диагностирования воспитанности должна отвечать ряду важных требований. Она должна быть:
1) доступной для массового применения воспитателями всех уровней квалификации;
2) экономной - требовать минимума времени и усилий;
3) надежной - давать максимально обоснованные выводы;
4) информативной - результаты диагностирования должны да-*
вать ответы на широкий круг вопросов;
5) наглядной - выводы фиксируются в виде графиков, сравни- тельных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изменения, накапливать.
3 1
117. Общественное воспитание
Под общественным воспитанием понимается воспитание,
осуществляемое в системе «человек - человек», т. е. через непо- средственные человеческие отношения, а также специально учреж- денными для этой цели общественными институтами - благотвори- тельными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т. п.
Иногда понятие «общественное воспитание» сужается до от- дельного направления воспитательной деятельности, например в семье, в других случаях оно охватывает всю общественную вос- питательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание.
Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные периоды развития общества и служит средством самозащиты лю- дей, брошенных государством.
В развитых странах мощная система общественного воспитания серьезно влияет на формирование важнейших качеств у подрас- тающих поколений. Только в обществе могут быть сформированы у людей те качества, которые ни школа, ни семья в отдельности сформировать не могут, - гражданственность, патриотизм, со- циальная активность, ответственность и т. д.
118. Социальная педагогика
и социальный педагог
Социальная педагогика изучает проблемы общественного воспитания. Ее предмет - закономерности влияния социальной среды на формирование личности. Внимательно присматривается социальная педагогика к «группам риска», которые составляют люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических услови- ях, - безработные, бомжи, наркоманы, пьяницы, проститутки,
преступники, больные и т. д. Этим людям особенно нужна квали- фицированная педагогическая помощь. Социальная педагогика изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и по- жилом возрасте. Интересуют ее и проблемы деловой карьеры,
женского воспитания, организации досуга. Социальная педагоги- ка ищет пути активного сотрудничества с церковью в духовном возвышении людей.
Работу социального педагога с одинаковым правом можно назы- вать религиозным долгом, социальным призванием, профессией и бизнесом.
Социальные работники сталкиваются с широким кругом проб- лем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое об- ращение с детьми и т. д. Специализация по группам проблем необ- ходима, так как она позволяет специалисту получить более глубокую подготовку.
В настоящее время сферами практической работы считаются:
семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, испра- вительные заведения. Это самый широкий подход к специали- зации.
119. Содержание семейного воспитания
Семейное воспитание - общее название для процессов воздей- ствия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле- мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой,
изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспи- тательной средой. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье,
сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализа- цию личности, является концентрированным выражением ее усилий по фи- зическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья - таково общество.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражда- нина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии.
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность,
готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Состав- ными компонентами содержания семейного воспитания являются:
1) физическое - основывается на здоровом образе жизни и включа- ет правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закалива- ние организма и т. д.;
2) нравственное - стержень отношения, формирующих личность.
Воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения,
доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоин- ства, долга;
3) интеллектуальное - предполагает заинтересованное участие ро- дителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
4) эстетическое - призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
5) трудовое - закладывает основу их будущей праведной жизни. У
человека, не приученного трудиться, один путь - поиск «легкой» жизни.
120. Общие модели отношений в семьях
Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряжен- ности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят.
Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Это наи- более благополучные для воспитания семьи.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Родители сами решают,
что нужно детям.
3. Материально ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в подобных семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть выгоду.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним,
недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях рас- тут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родите- лям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу,
могут уходить из семьи.
5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а времен- ные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни.
Влияние таких семей крайне негативно.
3 2
121. Наиболее распространенные стили
родительского отношения
В современной практике семейного воспитания довольно опре- деленно выделяются три стиля отношений: авторитарное, демо- кратическое и либеральное отношение родителей к своим детям.
Г. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми ха- рактеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционно- стью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности.
2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, тер- пимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безот- ветственными.
3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Роди- тели, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позиции, развивают самостоятель- ность суждений. В результате дети лучше понимают родителей,,
растут разумно послушными, инициативными, с развитым чув- ством собственного достоинства.
I
123. Определение непослушания и упрямства
Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям,
просьбам, советам родителей, нравственным нормам обществен- ного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства,
проступка.
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребен- ка, в котором ярко проявляются его активность, инициатива, изоб- ретательность.
Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребен- ка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность.
Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия,
приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - доса- дить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок - это уже социально опасное явление. Основное от- личие проступков от озорства - в их повторяемости и заблаговре- менной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возраст- ными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негати- визму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выра- жающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких моти- вов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое
> действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.
Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обста- новку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической за- щите. Доброта и доверие к нему, обстановка творческой деловито- сти в семье - главные условия успешного преодоления упрямства.
122. Общие методы семейного воспитания
Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью кото- рых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою спе- цифику:
1) влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкрет- ных поступках и приспособлениях к личности;
2) выбор методов зависит от педагогической культуры-родите- лей: понимания целей воспитания, родительской роли, представ- лений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий от- печаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родите- лей - столько разновидностей методов.
Всеми родителями используются общие методы семейного вос- питания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример;
поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные на- казания).
Выбор и применение методов родительского воспитания опира- ются на ряд общих условий.
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрица- тельных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказы- вается на выборе методов.
3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельно- сти, то обычно превалируют практические методы.
4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
124. Самовоспитание личности
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился че- ловек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальней- ший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхож- дению не связаны с биологической природой человека (например: усвое- ние навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».
О личности мы судим по следующим признакам:
1) определенные сформированные социальные качества (ответствен- ность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твер- дость взглядов и убеждений);
2) личность характеризуется таким уровнем психического развития,
который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельно- стью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - суще- ственный и главный признак личности.
Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия. Механизм самовоспи- тания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жиз- ни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовос- питания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.
В своей работе А. И. Кочетов определяет параметры самовоспитания:
1) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
2) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное)!
3) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
) у ( у ,
4) эффективность в формир
i (выполняет функции
главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заклю-
. чается в том, что-надо сформировать те положительные качества, от ко- торых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в дей- ствие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность,
умение управлять собой и т. д.
3 3