Файл: Практическая работа пр1 Принципы и основные школы, направления менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группа 24ЭБ 02.02.2023
Преподаватель Овчаренко Елена Владимировна
Электронный адрес преподавателя: ovcharenko_el_vl@mail.ru
Дисциплина Менеджмент
Вид занятия: практическая работа
ПР1 «Принципы и основные школы, направления менеджмента»
Цели занятия:
Методическая цель: формирование умений и навыков учащихся по темам 1-3 дисциплины; усовершенствование практического обучения для студентов очной формы обучения, комплексной системы оценки учебных достижений с целью повышения эффективности практического обучения учащихся; активизация познавательной деятельности и оптимизация средств диагностики учебных достижений учащихся на основе применения современных информационных технологий; развитие способностей; воспитания качеств личности
Обучающая цель: закрепление теоретических знаний по ранее изученной теме и приобретение практических навыков в процессе сравнения и выбора различных школ и направлений в менеджменте, составления плана совещания или переговоров; закрепление теоретических знаний в форме тестирования, развитие самостоятельности и ответственности за выбор путей решения проблем, навыков самоанализа.
Воспитательная цель: воспитание интереса к своей будущей профессии и положительного интереса к изучаемой дисциплины; формирование умений и навыков самоконтроля при выполнении профессиональных заданий, усиление мотивации сознательного самосовершенствования и самообразования.
Развивающая цель: формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения, обеспечение условий становления учащегося как субъекта учебной деятельности, повышения уровня профессиональной ориентации.
Домашнее задание:
- выполнить практическую работу в электронном виде (объем теоретических ответов не ограничен);
- правильные ответы на тесты выделить желтым цветом.
Выполненную практическую работу прислать в электронном варианте на почту преподавателю до 08.02.2023г.
Практическая работа №1
Тема: Принципы и основные школы, направления менеджмента
I. Узловые вопросы темы
1. Дайте определение понятий «менеджмент» и «управление», покажите разницу между этими понятиями
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите основные закономерности менеджмента
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите основные отличительные особенности различных групп в организации
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите составляющие коммуникационного процесса
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Практические задания
1. Разработайте не менее десяти принципов (основных правил) менеджмента для конкретной или виртуальной организации, используя принципы Х. Эмерсона, А. Файоля, Г. Форда.
1)____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________________
4)____________________________________________________________
5)____________________________________________________________
6)____________________________________________________________
7)____________________________________________________________
8)____________________________________________________________
9)____________________________________________________________
10)___________________________________________________________
2. Заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности:
№ п/п | Школа или направ-ление в менедж-менте | Годы воз-ник-нове-ния | Основные представи-тели | Основные достижения | Основные недостатки | Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
| Класси-ческая школа | 1911 | Ф. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд и др. | 1. Внедре- ние НОТ 2. Разработка принципов управления 3. Создание цехового управления 4. Возникновение института мастеров | Слабо учитывался человеческий фактор | Используется НОТ, принципы управления |
3. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем.
Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровне управления.
4. Найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова-ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.
1, 2, 3 — авторы учебника «Основы менеджмента»; 4 — основатель школы «социальных систем»; 5 — ученый, впервые предложивший термин «научное управление»; 6 — создатель организационной теории; 7 — автор двухфакторной модели мотивации; 8 — последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих; 9 — автор «Общей теории занятости, процента и денег»; 10 — представитель школы «человеческих отношений»; 11 — выдающийся мыслитель эпохи Возрождения; 12 — ученый, сформулировавший «принцип оптимума»; 13 — один из последователей Файоля; 14 — основоположник научного управления производством; 15 — один из последователей классической школы менеджмента; 16 — родоначальник классической (административной) школы менеджмента; 17 — американский социолог, изучавший проблемы поведения человека; 18 —автор двенадцати принципов производительности.
5. Составьте план совещания или переговоров.
III. Тесты
1. Менеджмент – это наука, изучающая:
а) процедуры установления иерархических отношений в ходе формирования организаций;
б) отношения, возникающие в процессе взаимодействия людей на рабочем месте;
в) особенности функционирования организаций различных типов;
г) совокупность методов, принципов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства.______
2. Особенностью административной школы является:
а) исследование наиболее эффективных методов проведения операций;
б) стремление к построению «идеальной» бюрократической системы;
в) организация взаимодействия внутри организации в соответствии с принципами А Файоля;
г) построение организации в соответствии с принципом «единоначалия»._____
3. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?
а) научное управление;
б) новая экономическая политика;
в) административное управление;
г) человеческие отношения.______
4. С точки зрения А. Файоля и «процессного подхода» управление является:
а) деятельностью по обеспечению достижения организацией поставленных целей;
б) процессом, состоящим из серии непрерывно взаимосвязанных действий;
в) целеполагающей деятельностью в организации;
г) наборам, последовательно выполненных функций: планирование, организация, распоряжения, координация и контроль. ______
5. Какой прием существенно определяет успех ситуационного подхода к управлению?
а) руководитель умеет правильно прогнозировать ситуацию;
б) руководитель умеет предвидеть вероятные последствия принимаемых решений;
в) руководитель владеет средствами профессионального управления;
г) руководитель умеет увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями. _______
6. Выделите признак системного подхода к управлению:
а) система контроля принятых решений;
б) определенная последовательность целенаправленных действий людей;
в) система проведения производственных совещаний для выработки совместных решений;
г) система корректировки организационной структуры для выпуска конкурентоспособной продукции. _______
7. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в:
а) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром;
б) наличии взаимодействия с внешней средой;
в) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами;
г) замкнутость элементов системы. ________
8. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?
а) работа, которая должна быть выполнена;
б) работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию;
в) предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;
г) работа, которая должна быть выполнена в срок. _______________
9. Отличительной чертой формальной организации является:
а) сознательная координация действий 2 или более лиц;
б) отсутствие единства в действиях ее членов;
в) жесткое давление на членов организации;
г) наличие должностных инструкций и предписаний. ____________
10. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор. 2. Руководители цехов, отделов. 3. Бригадиры, руководители групп. к среднему звену управления относятся:
а) 2,3;
б) 2;
в) 1,2,3;
г) 1,2. ____________
Домашнее задание:
- составить опорный конспект лекции;
- письменно ответить на контрольные вопросы.
Ответы на контрольные вопросы прислать в электронном варианте на почту преподавателю до 01.02.2023г.