Файл: Влияние сми на формирование общественного мнения в ходе избирательной кампании.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 471
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гарантии прав представителей СМИ на поиск, сбор и получение информации о выборах. Взаимодействие избирательных комиссий с представителями СМИ
Права представителей СМИ на поиск, сбор и получение информации о выборах гарантированы Конституцией Российской Федерации, а также Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О средствах массовой информации». Статус представителя СМИ в избирательном процессе регулируется как общими нормами Закона о СМИ (статьи 47 и 49), так и специальными (применительно к выборам) нормами этого закона, а также Федерального закона об основных гарантиях. Так, согласно ст. 30 Федерального закона об основных гарантиях, представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:
-
присутствовать на заседаниях комиссий; -
знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов; -
присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение; -
находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Особенно подробно российским законодательством регулируются права представителя СМИ в части возможности присутствия на заседаниях избирательных комиссий всех уровней, а также в помещениях для голосования при проведении голосования и при подсчете голосов избирателей. Так, представители СМИ вправе присутствовать на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования.
- Представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Представителям СМИ должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии,а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.
Порядок подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями установлен ст. 68 Федерального закона об основных гарантиях. Согласно ч. 29 этой статьи, представитель СМИ, присутствующий при подсчете голосов избирателей, немедленно после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) вправе обратиться к участковой избирательной комиссии с требованием выдать ему заверенную копию этого протокола.
При этом законом устанавливается и целый ряд ограничений для редакций СМИ и их представителей. Например, согласно ст. 49 Закона о СМИ, журналист обязан соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
1.2 Возможности и ограничения избирательной кампании
В рамках избирательной кампании СМИ могут выполнять самые разные задачи: «подтолкнуть» к действию в том направлении, которое уже выбрано; привлечь к участию в голосовании пассивных граждан; удержать сторонников, обновляя и укрепляя уже сформированные убеждения; изменить политические предпочтения. Максимально полная, объективная, достоверная и своевременная информация, касающаяся избирательной кампании, является необходимым условием реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, а также условием формирования у избирателей определенных электоральных приоритетов, на которых базируется их выбор.
Практика проведения избирательных кампаний позволяет выделить следующие основные направления участия СМИ в избирательном процессе:
осмысление и освещение проблем, связанных с обновлением и становлением российского избирательного законодательства, правовым регулированием различных институтов избирательного права и процесса, а также организации и проведения референдумов;
широкое и последовательное освещение хода избирательной кампании и ее итогов;
решение организационных и технологических вопросов, связанных с предоставлением бесплатного и платного эфирного времени, печатных площадей избирательным объединениям
осуществление широкого общественного контроля за ходом избирательного процесса
Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
Агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, запрещена.
Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, пропагандирующая исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других игр, основанных на риске, выигрыш в которых зависит от результатов голосования, итогов выборов, референдума или которые иным образом связанных с выборами.
Плата за рекламу коммерческой и иной деятельности, не связанной с
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы не должны содержать призывов к совершению действий, предусмотренных статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон " О противодействии экстремистской деятельности») Также не допускается агитация, возбуждающая расовую или религиозную ненависть.
Запрещена агитация, пропагандирующая использование нацистской символики или символов.
Запрещена любая агитация за использование свастики, даже в виде плаката.
Агитация за использование свастики или других нацистских символов в любой форме запрещена законом.
Запрещается подкупать избирателей, участников референдума, обещать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага.
Запрещается также агитация от имени кандидатов, их доверенных лиц и иных групп участников референдума и их доверенных лиц.
Не допускается агитация с целью повлиять на исход референдума.
Предвыборная агитация не должна использоваться для того, чтобы повлиять на исход референдума или повлиять на результат референдума по какому-либо другому вопросу.
Агитация может проводиться только от имени кандидата, его доверенных лиц или других групп.
Агитация должна проводиться в соответствии с законодательством
Участники кампании не должны использовать имя или эмблему кандидата для продвижения своей кампании.
Участники кампании могут использовать имя и эмблему кандидата только для продвижения кампании, но не для ее продвижения каким-либо другим образом.
Участники кампании не могут использовать имя другой группы для продвижения своей кампании или для продвижения дела кандидата.
Участники кампании не должны использовать изображение кандидата каким-либо образом, не связанным с кампанией
Статья 40. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением
Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что при выборах в представительные органы муниципальных образований с определенным числом избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) регистрируются кандидаты, находящиеся на государственной службе, для периода своего участия в выборах, не могут быть освобождены от исполнения должностных или служебных обязанностей.
Федеральный закон означает: привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время мероприятий, способствующих выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов.
Использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих деятельность политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачивается из соответствующего избирательного фонда, - фонд референдума.
Использование на безвозмездной или льготной основе транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имущества организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для проведения мероприятий, способствующих выдвижению и поддержке инициативы о проведении референдума, получение того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, использующих данные транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране.
Под законом понимаются: участие в избирательной кампании, кампании референдума, выдвижение и поддержка инициативы о проведении референдума, получение одного или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не гарантируется предоставление указанное помещение на тех же условиях. Сбор подписей избирателей, участников референдума, проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам голосования лицами, занимающими государственные или выборные муниципальные должности и т.д.
Глава II. Взаимодействие СМИ с избирательной кампанией
2.1. Основные понятия и характеристики СМИ
Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную передачу различной информации для широких слоев населения при помощи специальных технических средств.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации») трактует «СМИ» (СМК) как периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией законодатель понимает «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».
Согласно российским источникам, СМК имеют следующие признаки:
-
массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок); -
периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год; -
принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации», «СМИ» (СМК) — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
К «СМИ» (СМК) в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки.
Телевидение представляют 23 общероссийских телеканала, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330.
Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников; также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 года зарегистрировано 51 725печатных СМК. Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а общенациональных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что, соответственно, составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения. Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).