Файл: 1. 1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вскрытие упаковки товаров или грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться ДРМ, а также иные действия по поиску и локализации ИИИ должны осуществляться с применением средств индивидуальной защиты. До начала указанных работ на поверхности каждого из обследуемых объектов должны быть измерены уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета- излучающими радионуклидами.
Вскрытие выявленных ИИИ, по своим внешним характеристикам напоминающих контейнеры для транспортирования ДРМ (в виде цилиндров, герметично закрытых емкостей, ампул, флаконов, пеналов и т.п.), в зоне таможенного контроля не допускается. Указанные действия могут осуществляться только при проведении экспертизы, в специально установленных местах [32].
В случае выявления несоответствия сведений, полученных в ходе таможенного осмотра ДРМ (наименование, изотопный состав, активность), сведениям, содержащимся в ДТ или в сопроводительных документах, назначается экспертиза, которую проводит аккредитованная организация, имеющая разрешение (лицензию) ФСТЭК.
При выявлении в ходе таможенного контроля товаров с повышенным содержанием радионуклидов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа в соответствии с ПР проверяет наличие разрешительных документов, представленных на указанные товары, а также содержащиеся в них сведения.
По результатам осмотра заполняется АТО, к которому прикрепляется файл протокола проведенных измерений.
Принятые ФТС России меры по оснащению таможенных органов ТС ТК ДРМ позволили значительно повысить результативность усилий по пресечению незаконного перемещения ДРМ.
С помощью ТС ТК ДРМ выявляется 95% случаев незаконного перемещения через таможенную границу Союза товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, остальные 5% при рассмотрении документов и информации.
Таможенный контроль ДРМ, осуществляемый таможенными органами, имеет исключительное значение для обеспечения радиационной безопасности в нашей стране, а также для выполнения международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия.
Глава 3 Порядок действий должностных лиц таможенных органов и анализ возможных нарушений при перемещении радиоактивных материалов через таможенную границу
3.1 Порядок действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенные операции при электронном декларировании делящихся и радиоактивных материалов
Электронное декларирование – это безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить проведение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием. Декларант, имея доступ к электронному узлу обработки информации (таможенный портал), заполняет ДТ в электронной форме, снабжает ее ЭЦП, вводит другие необходимые сведения и направляет эти данные в адрес таможенного органа, где с помощью специального программного обеспечения проверяется достоверность сведений и документов, заявленных к таможенному оформлению.
В соответствии со статьей 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации ДТ. Выпуск товаров также может быть завершен на следующий день, после дня регистрации ДТ, если таможенным органом запрошены у декларанта документы, подтверждающие заявленные сведения о товаре [2].
Реализация электронного декларирования осуществляется в рамках интернетдекларирования путем взаимодействия информационной системы таможенных органов (а именно, АИС «АИСТ-М») с информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме.
С целью понимания сущности взаимодействия при интернет-декларировании, рассмотрим более подробно обработку ДТ на каждом этапе ее оформления от резервирования порядкового номера до принятия решения по поданной ДТ с указанием действий, совершаемых должностных лицом таможенного органа при проведении документального контроля и назначении фактического контроля.
Прием ДТ в АИС «АИСТ-М», как и весь обмен электронными сообщениями с автоматизированным представлением сведений (далее – АПС) «Электронное представление сведений», выполняется автоматически на сервере АИС «АИСТ-М» программной задачей (далее – ПЗ) «Модуль автоматической обработки документов». Принятие решения по поданной ДТ осуществляется только после приема ее в рабочую базу. После того как пакет с новой поданной ДТ был принят от АПС «Электронное представление сведений» и был сформирован новый документ в АИС «АИСТ-М», он помещается на этап «Очередь на подачу ДТ». У ДТ, принятых от АПС «Электронное представление сведений», после колонки «Приоритет» указывается специальный значок , обозначающий, что данная ДТ подана в рамках интернет-декларирования. При попадании ДТ на этап «Очередь на подачу ДТ» происходит автоматическая выдача ей порядкового номера. Для принятия решения по поданной ДТ, принятой от АПС «Электронное представление сведений», выбирается переход «Принятие решения по ДТ». Будет открыто окно приема данных ДТ .
Должностное лицо таможенного органа при приеме ДТ должно убедиться, что флаги для всех документов взведены, и нажать кнопку «Продолжить» для проверки электронных документов. После этого будет открыто окно декларантской базы в АИС «АИСТ-М» . Далее путем нажатия кнопки «Проверка выбранных/текущей ДТ на корректность заполнения» или F2 производится контроль правильности заполнения данных ДТ. Будет открыто окно результатов 65 проверки достоверности. После выполнения проверки достоверности осуществляется принятие ДТ в базу данных АИС «АИСТ-М» путем нажатия кнопки «Принять» или F5. После чего окно АИС «АИСТ-М» автоматически закроется и отобразится окно выбора действия по ДТ.
При выборе пункта «Регистрация ДТ» проводится присвоение ДТ регистрационного номера с использованием выданного ей ранее порядкового номера. Далее выполняется ее автоматическая обработка на рабочем месте и на сервере АИС «АИСТ-М». При этом перед отправкой ДТ на сервер АИС «АИСТМ» для обработки ее в ПЗ «Модуль автоматической обработки документов» для системы декларанта формируется уведомление о регистрации ДТ.
Затем ДТ перемещается на этап «Очередь ДТ на контроле ФЛК». При первом взятии ДТ в обработку с этого этапа автоматически сформируется электронное сообщение о начале документального контроля ДТ, которое будет отправлено для системы декларанта даже в том случае, если инспектор отменит обработку ДТ.
После взятия ДТ в обработку, с помощью сервиса выявления профилей произойдет автоматическое выявление ПР по принятой ДТ. При декларировании ДРМ выявляется автоматически ПР, основной мерой по минимизации которого является таможенный осмотр. Инспектору, выявившему ПР, необходимо уведомить декларанта о проведении фактического контроля, для этого необходимо отложить ДТ на этап «ДТ с тех. ошибками на контроле ФЛК» и осуществить следующие действия:
1. В списке ролей инспектор выбирает «Досмотр (фактический контроль)» и нажимает кнопку «Новый шаблон поручение на досмотр (далее – ПД), акт таможенного осмотра или досмотра (далее – АТДО)».
2. В появившемся окне указывает запрашиваемые данные, выбрав в качестве режима создания документа значение «На основе ДТ». Это требуется для обеспечения на следующем этапе связки АТО с ДТ.
3. В следующем окне выбирает ДТ, по которой создается шаблон АТО, и нажимает ОК .
4. Будет открыто окно журнала регистрации ПД/АТДО в АИС «АИСТ-М». Заходит в создаваемый шаблон АТО и заполняет необходимые поля: номера ЛНП и Ф.И.О. должностных лиц, направляемых на проведение фактического контроля. В случае если все необходимые поля шаблона АТО заполнены, отобразится окно запроса дальнейших действий в части уведомления декларанта о назначении в отношении декларируемого товара фактического контроля.
Выбирает вариант «Подготовка сообщения». В новом открывшемся окне «Уведомление о проведении таможенного досмотра/…» заполняет все обязательные к заполнению поля (выделены зеленой подсветкой), вносит требуемые изменения и закрывает документ с сохранением. В окне создания документов для сообщения нажимает кнопку «Отправить сообщение».
3.2 Анализ возможных нарушений и существующих проблем таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, пути их решения
ДРМ являются стратегически важными для государства, их перемещение через таможенную границу подпадает под запреты и ограничения во внешней торговле, в том числе по причине их отнесения к категории опасных грузов.
Угрозы для государства, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу ДРМ:
– осуществление актов ядерного и радиологического терроризма;
– нарушение договорных обязательств Российской Федерации в области ядерного нераспространения и нераспространения оружия массового уничтожения; – нарушение установленных законодательством Российской Федерации запретов и ограничений во внешней торговле;
– причинение вреда жизни и здоровью российских и иностранных граждан, причинение вреда окружающей природной среде;
– значительный экономический ущерб от вывоза стратегически важного сырья и материалов, обладающих высокой стоимостью [31].
В соответствии со статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное перемещение через таможенную границу Союза радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, классифицируется как контрабанда, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового [3].
Деяние, совершенное:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.
Наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного, за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового [3].
Кроме того, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации административными правонарушениями в области таможенного дела являются:
– несоблюдение установленных запретов и ограничений в отношении ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений (статья 16.3);
– заявление при декларировании ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений недостоверных сведений, представление недействительных документов на указанные товары, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и ограничений (статья 16.2) [4].