Файл: 1. 1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ внешнеэкономической деятельности показывает, что в настоящее время значительное количество ДРМ, прежде всего радиационных источников, перемещается через таможенную границу в составе приборов, аппаратуры и оборудования, принцип действия которых основан на использовании ионизирующих излучений (товарные позиции 9022, 9027 и др.).
Примерами таких товаров являются гамма-дефектоскопы, уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, радиоизотопные извещатели дыма, гамматерапевтические аппараты, приборы для каротажа буровых скважин, газоанализаторы, хроматографы, радиоизотопные индикаторы, поверочные установки для дозиметрических приборов, радиоизотопные генераторы тепла, детекторы поиска неоднородностей и изменения плотности.
Кроме того, некоторые авиакомплектующие воздушных судов (товарная позиция 8802 – летательные аппараты прочие (вертолеты, самолеты, космические аппараты и космические ракеты-носители)), также имеют в своем составе радиоактивные вещества, например, радиоизотопные индикаторы обледенения, разрядники агрегатов зажигания, датчики уровня системы канализации, датчики задымленности воздуха.
В соответствии с действующим таможенным законодательством для целей таможенного оформления ДРМ, подпадающих под запреты и ограничения, в таможенный орган должна предъявляться лицензия ФСТЭК.
Также для отдельных таможенных процедур установлены ограничения по компетенции таможенных органов на совершение таможенных операций в отношении ДРМ.
Реализация установленного порядка таможенного оформления ДРМ, входящих в состав иных товаров, обеспечивается прежде всего путем заявления добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности сведений о наличии ДРМ в составе товара – в добавочном листе ДТ либо в описании товара, приведенного в ДТ (иных документах, используемых для заявления сведении о товаре).
Соответственно, не заявление указанных сведений, а также использование кодов товаров «прикрытия», может привести к следующим негативным последствиям:
– контрабанда ДРМ;
– подача ДТ недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, не обладающие компетенцией на совершение таможенных операций в отношении ДРМ;
– таможенное оформление и выпуск товаров, содержащих ДРМ с нарушением установленных запретов и ограничений без представления лицензии ФСТЭК;
– ввоз в Российскую Федерацию радиационных источников с истекшими или истекающими сроками эксплуатации с целью их последующего захоронения на территории государства как радиоактивных отходов;
– ввоз/вывоз радиационных источников вне системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ, в условиях отсутствия у получателя/отправителя товара лицензии на право осуществления на территории Российской Федерации деятельности с использованием источников ионизирующего излучения;
– несанкционированный монтаж/демонтаж радиационных источников, входящих в состав товаров (приборов, аппаратуры и оборудования), помещенных под таможенные процедуры переработки на/вне таможенной территории и временный ввоз/вывоз; 73 – облучение ионизирующим излучением должностных лиц таможенных органов, осуществляющих фактический контроль товаров и транспортных средств, а также облучение населения и загрязнение окружающей среды.
Развитие и внедрение информационных технологий в деятельность российской таможенной службы имеет большое значение для оптимизации внешней торговли. В этой области ФТС России достигла определенных результатов. Широкое распространение приобретает технология электронного декларирования с использованием сети Интернет в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на СВХ в местах, приближенных к таможенной границе Союза (удаленный выпуск). Указанная технология позволяет сократить время проведения таможенных операций и устранить требование доставки декларируемых грузов и транспортных средств во внутренний таможенный орган. Результаты внедрения информационных технологий в таможенных органах носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить взаимодействие с участниками ВЭД, контролирующими государственными органами и повысить качество предоставляемых услуг по таможенному декларированию.
В ходе написания работы была раскрыта сущность таможенного декларирования; рассмотрен необходимый для декларирования товаров, в том числе и ДРМ, пакет документов; проанализирована нормативная база, регламентирующая экспортно-импортные операции с ДРМ.
В ходе написания работы выявлены возможности совершенствования декларирования ДРМ:
1. Дальнейшее развитие и усовершенствование системы электронного документооборота в рамках интернет-декларирования и его внедрение для товаров номенклатуры ДРМ на всей таможенной территории Союза.
2. Унификация баз данных документов, необходимых согласно приказу ГТК РФ от 11.12.2003 № 1444 для декларирования ДРМ, таможенных органов с иными контролирующими органами Российской Федерации, уполномоченными на выдачу таких документов.
3. Применение таможенными постами, осуществляющими таможенные операции с ДРМ, технологии удаленного выпуска.