Файл: Образовательное учреждение высшего образования государственный морской университет имени адмирала ф. Ф. Ушакова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ, КАК ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Cущность и происхождение приёмной семьи
1.2 Порядок образования приемной семьи и ее виды
2 ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
2.1 Категория детей, передаваемые на воспитания приёмную семью
Законом предусмотрена предварительная опека сроком на 1-2 месяца для усыновителей, но в этом случае не соблюдается тайна усыновления. Кровные родители не теряют возможности в судебном порядке восстановить свои родительские права, если пожелают.
4. детский дом семейного типа создается как супружескими парами, так и отдельными гражданами, желающими взять под опеку не менее пяти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родителям-воспитателям предоставляется обустроенный индивидуальный дом или квартира семейного типа вне очереди, согласно нормам, установленным законодательством. Дети, достигшие возраста 10 лет и уровня развития, дают согласие для проживания (устройства) в детском доме семейного типа. Воспитанники проживают в детском доме семейного типа по достижению совершеннолетнего возраста или до окончания обучения в профессиональном-техническом, высшем учебном учреждении. За воспитанниками детского семейного дома сохраняется право в получении алиментов, социальных выплат, пенсию, а также на возмещение вреда, в связи с потерей кормильца, которые они получали до попадания в детский дом семейного типа. Воспитанники имеют право на поддержание семейных связей с родителями или родственниками, кроме случаев, когда это может причинить вред их здоровью, жизни и моральному воспитанию. Государство выплачивает денежное вознаграждение организаторам.
Усыновление и приемная семья похожи только в том, что ребенок в обоих случаях определяется в семью.
С момента подписания договора об опекунстве конкретного ребенка (детей), происходит создание приемной семьи. Приемные родители наделяются правами и обязанностями опекунов на социальные льготы, выплаты, пособия, но другими, нежели при усыновлении. Договор может быть заключен между лицами, желающими стать опекунами и ООП, после подачи заявления и исследования жилищных условий, которые должны соответствовать нормам проживания с опекаемым ребенком. В заявление указывается просьба передать конкретного ребенка (детей) на воспитание. Такое заявление подается по месту проживания ребенка.
Чтобы заявление было одобрено при поддержке ООП, к данному заявлению прикладывается заключение об профессиональном исследовании, дающее возможность стать приемными родителями. Важным показателем в заключении является характеристика приемной семьи. Такое заключение имеет срок действия – до одного года [10].
Важными условиями договора о приемной семье являются:
1. условия проживания приемного ребенка;
2. выплаты;
3. как будет проходить развитие и воспитание приемного ребенка;
4. какое будет обучение приемного ребенка при поддержке ООП;
5. перечисляются права приемных родителей, за здоровье и жизнь ребенка;
6. обязанности по отношению к приемной семье со стороны ООП;
7. условия расторжения договора.
При передачи несовершеннолетнего ребенка в приемную семью, следует оформить согласие того образовательного учреждения, где он находится на попечении. Если опекаемому ребенку на момент заключения договора исполнилось полных 10 лет, то у него спрашивают согласие на передачу. Если у несовершеннолетнего имеются брат или сестра, то их отношение имеет значение, на устройство в приемную семью должно быть только вместе. Исключением является только по медицинским показаниям (инвалиды).
Все социальные выплаты, льготы, пособия, пенсии при передаче в приемную семью своих функций не утрачивают. Если за ребенком в течении жизни было право владения, проживания, пользования жильем, то это право за ним сохраняется. Если же такого жилья не было, то ребенок вправе получить его при господдержке, как это указано в законе.
Приемные дети по своему желанию могут поддерживать отношения с родственниками, если это не создает проблем в приемной семье, так как нет запрещающего постановления суда. Общение с биологическими родителями, возможно только с разрешения приемной семьи, при ее участии. Если возникают по этому поводу споры, то они решаются в ООП и принимаются нужные меры.
Рассмотрим форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей – усыновление (удочерение).
Усыновление (удочерение)-приоритетная форма устройства детей на постоянной основе, порождающая усыновленных (удочеренных) детей, родителей (усыновителей) их родственников тот же объем семейных прав, что и у родных родителей и детей [7].
При усыновлении в семье складываются не только более тесные, родственные отношения, но происходит юридическое закрепление своих прав. Усыновление дает ребенку права и обязанности чувствовать себя кровным и полноценным членом семьи. Усыновленный ребенок имеет право наследования в отношениях с новыми родителями, а усыновитель может присвоить ребенку свою фамилию, имя и отчество.
При усыновлении не допускается разделение кровных братьев и сестер, за исключением, когда разделение отвечает интересам детей (например: не установлено родство, воспитывались и проживали в разных детских учреждениях, не могут воспитываться и проживать вместе по состоянию здоровья).
Усыновление можно оформить как на супругов, так и на одного человека. Максимального ограничения для усыновителей не существует. Однако, одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребенка не менее 16 лет. Решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния, в отличии от опеки над ребенком, где решение принимают ООП.
Преимущественное право над опекой имеет усыновление. Если, одного ребенка хотели взять несколько семей, то предпочтение отдается той семье, которая готова усыновить ребенка. В случае, когда ребенок находится под опекой у приемных родителей и его готовы усыновить, то требуется письменное разрешение опекунов. Согласно ФЗ №44 о Государственном банке данных, дети, устроенные в приемную семью или под опеку, снимаются с учета и на усыновление не предлагаются.
В разных субъектах РФ, из местных бюджетов при усыновлении ребенка выплачивается единовременное пособие, которое может достигать 300 000 рублей.
Основные этапы процедуры усыновления для российских граждан являются:
1.обращение в ООП по месту жительства, отвечающими за работу с усыновителями.
2.сбор справок, посещение школы приемных родителей, прохождение медосмотров, подготовка пакета документов.
3.подача документов в ООП, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.
4. получение заключения о возможности быть усыновителем.
5.обращение к региональному банку данных по детям оставшихся без попечения родителей.
6.знакомство с ребенком, его персональными данными в том числе медицинскими документами.
7.подача заявления в суд. ООП по месту проживания ребенка готовит заключение о целесообразности усыновления данного ребенка и документы на ребенка для суда.
8. получение копии решения суда на руки.
9. регистрация ребенка по месту жительства родителей (усыновителей).
Для российских граждан все процедуры связанные с оформлением усыновления– бесплатны, в том числе Госпошлина в суде не взымается.
Усыновление – единственная форма устройства детей оставшихся без попечения родителей в иностранные семьи.
Тайна усыновления ребенка в России охраняется законом, в соответствии со ст.139 СК РФ.
1.3 Проблемы возникающие при образовании приемной семьи
Прежде чем принять решение о взятии на воспитание ребенка в семью, приемные родители должны знать с какими проблемами они могут столкнуться. Есть такое выражение: «ожидание и реальность» и не всегда реальность получается как в ожидание.
Материальные проблемы чаще всего возникают в приемных семьях, не смотря на все выплаты, льготы и зарплату родителей. Чтобы ребенок выглядел на одном уровне со сверстниками, ему кроме одежды, бесплатного проезда и питания, потребуется телефон, компьютер и много всего другого, что требуется подростку. Хорошо, если приемные родители финансово хорошо обеспечены. Но многие приемные семьи получают такую помощь от благотворительных фондов или местной администрации.
Государство часто делегирует финансовую ответственность по устройству приемных детей на воспитание в замещающие семьи на уровень субъектов. Зачастую это происходит без должного финансирования и бремя финансовой заботы ложится полностью на субъект РФ.
Второй существенной проблемой является жилье. В некоторых регионах многодетные семьи получают от местной администрации в свое распоряжение жилье или землю под строительство дома. Но к сожалению не все регионы могут оказывать данную помощь таким семьям, так как не каждый регион располагает таким бюджетом, из которого можно выделить средства для приобретения жилья, или нет жилищного фонда. О чем и говорилось выше.
Проблема психологического характера. И приемные родители, и дети осознанного возраста, какое-то время привыкают друг к другу, иногда это проходит гладко, и практически безболезненно, но иногда требуется долгая работа со специалистами- психологами.
Существует два понятия приемных детей: усыновление внутри семьи и усыновление вне семьи. Когда потере родителей (родителя), роль опекунов берут на себя кровные родственники, члены семьи по браку, либо мачеха (отчим). В этом случае усыновление является естественным желанием заботиться и воспитывать ребенка внутри своей семьи. Большим плюсом такого усыновления является то, что ребенок остается с родными и близкими людьми в привычной ему обстановке, где ему известна история его семьи.
При вне семейном усыновлении, ребенка берут чужого. Приемные дети проходят разный путь до того как попадают в детский дом. От кого-то отказались еще в роддоме, кто-то оказался «подкидышем», «беспризорников» нашли на улице, или кого-то изъяли из кровной неблагополучной семьи. Общее у таких детей одно, они все были лишены родительской заботы, любви и внимания, расти и жить со своими родными и близкими людьми. И такая психологическая травма самая страшная для малыша, которую многие взрослые недооценивают. Травма утраты родной семьи не проходит бесследно.
Для младенцев очень важно присутствие взрослого человека, не кто-нибудь, не разные сменяющие друг друга воспитатели детского дома или медсестры в халатах. Ведь родитель–- это близкий человек, который всегда рядом. Ведь давно установлено, что ребенок рождается с потребностью в привязанности и установлению тесной связи с близким человеком. Эта потребность так же важна, как и физиологические потребности (в еде, сне и т.д.). Когда в жизни есть такой взрослый, то и развитие ребенка проходит нормально. Он чувствует поддержку, заботу и любовь, его самооценка поднимается. Мама учит справляться с эмоциями, объясняя, что бояться, злиться и грустить это нормально. И позже ребенок сам учится контролировать свои переживания, не боится познавать и совершать ошибки. Если же такой поддержки у ребенка нет, то возникает множество проблем не только с саморазвитием, но и страдает самооценка, способность устанавливать отношения, мотивация к учебе. Такие дети попадая в приемную семью не знают как себя вести, кому можно доверять, он привык полагаться только на себя, ведь он «одиночка». Поэтому многие дети решают, что родителей слушать не обязательно, потому что не привыкли быть кому-то нужными [6].
От ноля до года. Когда ребенка берут в младенческом возрасте, отношения между приемными родителями и грудничком естественны. В них сразу вырабатывается любовь и привязанность, они вместе с ребенком растут и учатся понимать друг друга. Здесь особых проблем не бывает. В основном таким детям не говорят об их статусе приемного ребенка, дабы не травмировать психику.
От года до трех. В таком раннем возрасте, у ребенка еще не сформировалась привязанность к родителям. Будущие родители прежде чем взять в семью ребенка, узнают его прошлое, если он до этого воспитывался в семье, то ему проще идти на контакт значимым взрослым. Если он жил в неблагоприятной среде, то такие малыши тяжело идут на контакт.
От трех до шести. Этот возраст называют «волшебным». В этом возрасте ребенок открывается для общения, изучения, любви. Ему хочется контактировать с людьми, слушать сказки, гулять, играть и путешествовать. Родители должны как можно больше посвящать времени ребенку, напитывать его заботой и любовью. В этом возрасте ребенок запоминает все яркие события, формируется понятие о справедливости, добре и зле. В первое время с ребенком нужно общаться как с грудничком, говоря ему – что он счастье.б их статусе приемного ребенка, дабы не травмировать их психику.