Файл: Образовательное учреждение высшего образования государственный морской университет имени адмирала ф. Ф. Ушакова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 335
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ, КАК ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Cущность и происхождение приёмной семьи
1.2 Порядок образования приемной семьи и ее виды
2 ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
2.1 Категория детей, передаваемые на воспитания приёмную семью
От шести до двенадцати. В этом возрасте приемные родители берут на воспитание ребенка-школьника, который не прошел предыдущие этапы взросления. С ним не нянчились, не дарили достаточной заботы и любви, да и просто внимания, но ему уже нужно заниматься учебой. Главное в этом возрасте –не сломать ребенка, не перегрузить учебой, не требовать от него необыкновенных успехов. Такие дети, реже всего бывают отличниками и свои неудачи компенсируют дома. Очень важно научиться слушать своего ребенка и быть на его стороне, так можно избежать многих ошибок. От тринадцати до пятнадцати. В таком возрасте дети пытаются отделиться от приемных родителей, ища в них недостатки. Если родители будут во всем идеальны, то вряд ли ребенку захочется отделяться от них. Когда приемные родители планируют взять подростка из детского дома им важно изучить материалы прошлого ребенка. К сожалению, не всегда ООП хотят предоставлять материалы. После того как подросток попал в приемную семью, с ним важно установить теплые, дружеские отношения. Если родитель будет наказывать его, то он воспримет это как унижение в его адрес, что раньше это было часто. Поэтому надо избегать этих острых углов.
От пятнадцати до семнадцати. Приемные родители должны понимать, что они не просто берут несовершеннолетних, а уже юношу или девушку. Для того чтобы взять к себе такого ребенка, нужно для начала попробовать гостевой режим. Лучше всего для такого режима подходят летние каникулы, когда ребенок свободен от учебы и с ним можно провести больше времени. В общении с ребенком нужно показать, что он не один и у него есть семья. Желательно ребенку выделить отдельную комнату, чтобы он понимал, что у него есть личное пространство. Также с ним можно обсудить его дальнейшее профессиональное образование, если нужно дать совет или помочь с выбором профессии, так как в этом возрасте дети не всегда могут решить, что они хотят. От родителей требуется особое внимание и чуткости в отношениях, постоянной включенности понимания подростковой психологии и принятие своей новой роли взрослеющего подростка. Налаживание отношений с подростком оказываются сложнее, так как прошлая его жизнь оставляет свой неизгладимый след. Поэтому, что бы контакт проходил без травм для обоих, родители чаще должны общаться с ребенком на равных, как со взрослым. Психологи советуют родителям на себе показывать «модель поведения», что вы есть, вы сильный, стабильный, спокойный и вам можно доверять.
У приемного ребенка, так же могут возникнуть стрессовые ситуации, связанные со школой:
1. адаптация;
2. знакомство с новым классом и боязнь, что не примут в новом коллективе;
3. страх неуспеха;
4. неумение налаживать контакт со взрослыми.
Еще одна проблема, возникающая в приемных семьях- отношения между кровными детьми и приемными. Они могут развиваться по нескольким сценариям:
1. кровный ребенок поддерживает решение родителей о взятии в семью приемного родителя и реагирует адекватно;
2. кровный ребенок игнорирует приемного, не вступая ни в какой контакт с ним;
3. и самый худший вариант - отношения между кровным и приемным ребенком враждебные, доходящие до ругани и драк.
В таких ситуациях помогают справиться либо жизненный опыт родителей, либо помощь специалиста-психолога.
Дети могут выплескивать злость и боль на окружающих их людей, не потому, что они злые, а от того что с ними было. Они могут играть по своим правилам, манипулируя взрослыми как они привыкли в детском доме. Для того, чтобы приемные родители смогли завоевать доверие и любовь ребенка, одного терпения и желания мало. Нужно прививать в детях - подростках самостоятельность, учить просить помощи, так как делать они это сами не умеют, прививать заботу о себе и близких.
Ряд проблем может возникнуть и у родителей, не знающих как найти контакт с ребенком, как воспринимать его таким какой он есть, нетерпимость и непримиримость [1].
Есть специфические проблемы, для решения которых недостаточно их личного жизненного опыта, даже если в семье уже есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, обязательно нужна помощь специалистов. Такую помощь, усыновители могут, получить в школе приемных родителей (ШПР). Опыт таких школ показал положительные результаты с момента их основания в 2000 году. С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для всех желающих взять ребенка в семью на воспитание. Сейчас такие школы существуют во всех регионах РФ. Субъекты РФ сами определяют условия обучения, подготовке по очно-заочной системе в (ШПР). В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование, затем только заключается договор между слушателем и школой. Занятия проходят в виде лекций, тренингов и практических занятий.
Еще к одной проблеме готовят в школе приемных родителей, связанной с присутствием кровных родственников в жизни приемного ребенка. Многие родители, поначалу ничего такого здесь не видят и декларируют, что готовы взять ребенка со всем его прошлым [3].
Выход кровного родителя из тюрьмы может активизировать отношения с ребенком и его приемной семьей. Это может произойти неожиданно, без предупреждения. Такой кровный родитель может появится на пороге в пьяном виде, требовать отчет о содержании и воспитании ребенка, настраивать его против приемных родителей. Конечно, такая ситуация приносит не только стресс ребенку, но и приемным родителям. И даже привлечение специалистов с ООП не всегда имеют положительный результат в решении данной ситуации. Несмотря, что ситуация не была неожиданной для приемной семьи (они были предупреждены о ней), психологически не справляются с ней и отказываются от опеки.
Изменения структуры семьи тоже накладывает определенные проблемы и психологического характера и финансового. Потеря одного из членов семьи, появление нового ребенка- всегда новый стресс для любой семьи, не говоря уже о приемной. Потеря работы кормильца в кризисных семьях, вызывает психологическое потрясение родителей, в следствии чего они могут отказаться от приемных детей. Понимая, что переоценили свои силы и не справились с задачей опекуна. Такие отказы наблюдаются, когда один из супругов умирает, а второй понимает, что одному не справится с опекой.
Порой потеряв собственного ребенка, родители принимают решение о взятии на воспитание приемного, тем самым возлагая какие-то надежды на последнего (ребенок не должен нести груз возлагаемых надежд, он никому ничего не должен) – это очень рискованная ситуация. Специалисты при принятии решении об опекунах (усыновителях), должны предвидеть эту ситуацию и остановить ее в самом начале. Данная ситуация может привести к возврату ребенка в детское учреждение [21].
Статистика за 2018 год по России, говорит, что было отменено 5368 решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Именно такое количество детей вернулись из замещающих семей в детские учреждения. Специалист по семейному устройству (Елена Мачинская) отмечают, что в 3522 случаях отказа инициаторами возврата были приемные родители. Около 14% детей из приемных семей имеют опыт вторичного возврата.
Исследования показали, что самая возвращаемая категория – дети находившиеся в семье более пяти лет. На втором месте- дети, прожившие в приемной семье до года. У детей появляются травмы психологического возврата.
Также к ещё одной проблеме можно отнести тот факт, что в отношении приемных родителей действует презумпция виновности. То есть, если ребенок случайно упал, и родители начинают доставлять его к врачу, то складывается впечатление, что родители прикладывали физическое насилие по отношению к ребенку. Всегда несовершеннолетних изымают из семей по ст. 77 СК РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». То есть, ООП могут, обходя суд, изымать детей из семей. Что для детей и их приемных родителей это всегда большой стресс. По этой причине многие родители боятся брать ребенка из детского дома [18].
Также большой ошибкой ООП является то, что приемным родителям они говорят, что нельзя делать, а как уже правильно делать они об этом умалчивают. К сожалению, ООП занимаются только контролем за семьями, а не помощью. Большинству семей, которые взяли детей из детских домов приходится очень сложно. Приемная семья всегда более «прозрачная», чем обычная. Частые проверки - не всегда приятны, но чинить препятствия и не допускать в дом ООП – недопустимо. Приемные семьи, нуждающиеся в сопровождении и помощи, получают от ООП только контроль. Во многих регионах не хватает специалистов по сопровождению и психологической помощи, а в ООП приемные родители просто боятся идти. А если вовремя не получить такую помощь или поддержку, ребенка либо заберет опека, либо придется возвращать в детдом. Поэтому, государственные органы, занимающиеся проверками приемных семей, должны внимательно подходить и разбираться во всех проблемах таких семей, выработать четкий алгоритм действий, проверяющих и четко определять есть ли угроза жизни и здоровья ребенка, чтобы исключить субъективный фактор при изьятии ребенка из семьи.
Таким образом обобщая все эти сведения, мы можем выделить главные проблемы:
1.относительно мягкие правовые основы в части требований к потенциальным приемным родителям;
2.передача полномочий субъектам РФ при отсутствии должного финансирования;
3.отсутствие разрыва кровных связей и как следствие, различные психологические осложнения приемных родителей;
4. конфликтные ситуации между родными и приемными детьми;
5. трудности в идентификации с семьей;
6.различные психологические проблемы приемных детей и приемных родителей;
7.травмы психологического возврата;
8. несовершенная презумпция виновности;
9. патологические болезни у детей.
Здесь указаны не все проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи и приемные дети, а лишь малая часть их. Законодательство постоянно дорабатывается, вносятся изменения и поправки в статьи СК РФ. Ведется большая работа, направленная на улучшение жизни, развития детей в приемных семьях, получение достойных льгот, пособий, помощь медицинского характера и психологического. Люди, не должны оставаться с такими проблемами один на один. Понимая, что в процессе воспитания и содержания приемного ребенка возникают непреодолимые сложности, семья может отказаться от опекаемого ребенка, законом это предусмотрено. Но, в дальнейшем повторно взять ребенка под опеку они больше не смогут. Поэтому, прежде чем взять ребенка на воспитание в семью, нужно ответственно подойти к этому вопросу.