Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому провозглашалось, что новая туристская политика помимо экономических приоритетов будет направлена «...на возвращение человеческого достоинства бывшим советским людям»[1]. Обращалось внимание на необходимость создания сети малых семейных гостиниц, как важного компонента будущей инфраструктуры российского туризма, а также развитие туристских фирм на коммерческой основе.

Азар Вильям Ильич (1931-2008) - известный ученый в области туризма, заместитель министра культуры и туризма (1992-1993), внес большой вклад в становление и развитие современного туристского комплекса Российской Федерации. Будучи руководителем сектора «Ценообразование услуг» в НИИ Государственного комитета цен при Совете Министров СССР, в 1970-е гг. впервые разработал прейскуранты К-05 и К-ОБИ для присвоения категорийности гостиницам и отнесения предприятий общественного питания, а также лечебных учреждений к различным разрядам. Им подготовлены нормативные документы по ценообразованию в сфере культуры и туризма. В 1972 году опубликовал книгу «Экономика и организация туризма», которая впоследствии стала классикой, учебным и настольным пособием для специалистов всех уровней сферы международного и внутреннего туризма России.

В 1993 году был образован Комитет Российской Федерации, но туризму (Роскомтуризм), во главе с С.П. Шнилько. Название и ведомственная принадлежность государственного органа регулирования туристской отрасли в России впоследствии будут несколько раз меняться, однако его создание само по себе имело принципиальное значение как фактор признания государством важности туризма в экономике и социальной политики государства. В тот период перед Роскомтуризмом Правительство России поставило следующие задачи:


Задачи





выработка стратегии развития туризма в России и реализация государственной политики в сфере туризма

организация разработки и реализация федеральных целевых и межгосударственных программ в сфере туризма

обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристского персонала предприятий, действующих в сфере туризма и ряд других вопросов и др.


Рисунок 2 – Задачи Роскомтуризма

1-2 декабря 1990 года был учрежден Туристско-спортивный союз России (ТССР). В Туристско-спортивный союз (ныне – Федерация спортивного туризма России) стала работать при Госкомспорте России. С конца 80-х годов председателем Федерации спортивного туризма России и президентом ТССР вплоть до декабря 2005г. был ЗМС И.Е. Востоков, активно работают видовые и межвидовые комиссии ТССР. Спортивный туризм включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Туристам присваиваются звания МС, МСМК и ЗМС. Тогда в период 2000-2006 гг. благодаря поддержке Федерального органа исполнительной власти по спорту, в это время было оформлено 433 Мастера спорта, с 1994-2006г оформлено 8 МСМК, 7 Заслуженных мастеров спорта по спортивному туризму, более 600 туристов награждены ТССР почетным знаком «Заслуженный путешественник России».

2006-2013 годы связаны с напряженной работой актива ТССР по включению спортивного туризма в систему спорта: включению во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) новых спортивных дисциплин, утверждением в Министерстве спорта основных нормативных документов (Правил, классификационных требований к судьям, программ развития, сопровождением Единого календарного плана спорт мероприятий, юридическим оформлением МФСТ. В это время также проведена введенная Законом о спорте 2007 г. аккредитация региональных федераций, которая была успешно проведена. Общероссийская общественная организация «Федерация спортивного туризма России» аккредитована Минспортом России как общероссийская федерация по виду спорта «спортивный туризм» (номер-код по реестру общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций 0849900087 С, приказ об аккредитации Минспорта России №188 от 12.04.2013). В эти годы активом при поддержке регионов проведена большая работа по восстановлению спортивных званий МС по группе спортивных дисциплин «маршрут», которые с июня 2006 по янв.2014 год не присваивались и восстановлены приказом Минспорта России от 18 сентября 2014 г.№781.



Можно сделать вывод, что государство очень сильно принимало участие в развитии туризма.

2.3 Анализ спроса и предложения на туристском рынке России в 90-е годы

В последнее десятилетие XX в. Россию захлестнули стремительные перемены, повлиявшие на развитие туристской отрасли. Ухудшение экономико-географического положения России и снижение ее геополитического потенциала, вызванные затяжным социально-экономическим кризисом и продолжающейся внутриполитической нестабильностью, привели к упадку туризма. Следует напомнить, что в СССР туризм не считался приоритетной сферой экономики. Государственные инвестиции направлялись только во внутренний туризм, да и то вето социальных формах. Фактически 1990 г. оказался последним благополучным годом для национального туризма. Централизованная система руководства этой отраслью была разрушена. Распад СССР привел к развалу единой системы туристско-экскурсионного обслуживания населения. Из государственного бюджета исчезла статья «туризм». Если раньше централизованное финансирование поддерживало инфраструктуру туризма, определяло относительно невысокие цены на туристские и гостиничные услуги, то его отсутствие повлекло за собой фактический упадок гостиничной отрасли. Немало туристско-экскурсионных, санаторно-курортных и гостиничных учреждений и комплексов страны было перепрофилировано или пришло в негодность из-за ветхого состояния [11].

В условиях стихийно развивающегося рынка многие туристские фирмы и гостиницы банкротились. Снижение жизненного уровня населения, рост цен привели к сокращению спроса на туристские услуги. Негативные процессы затронули и географию национального туризма туристское пространство из-за распада Советского Союза сократилось на 23%. По этим причинам практически разваливается система внутреннего туризма, прекращают существование пользовавшиеся популярностью у населения всесоюзные и республиканские маршруты.

Въездной туризм в 90-е гг. пережил далеко не лучшие времена. После всплеска в конце 80-х и начале 90-х гг. иностранцы с опаской стали относиться к России из-за роста преступности в стране, ее политической и финансовой нестабильности. С начала 90-х гг. география национального туризма приобрела тенденцию к расширению выездного туризма при сокращении спроса на внутренние туры. Не последнюю роль в падении интереса к стране сыграло и отсутствие новых предложений на туристском рынке, новых туристских маршрутов, комфортабельных гостиниц, недостаточный уровень сервисного обслуживания и т.д.


Произошла реструктуризация туристских потоков прибывающих к нам иностранцев. Если раньше больше всего туристов приезжало к нам из стран бывшего социалистического содружества, то в 90-е гг. в Россию потянулись выходцы из СНЕ. При этом процент прибывающих в страну значительно увеличился за счет иммигрантов, которые под предлогом туристских путешествий пересекали границы. Этот же фактор скорректировал цифры статистики и по выездному туризму. Как известно, на 90-е гг. приходится бум выездного туризма, когда граждане России, получив политические свободы, стали активно выезжать за границу. Правда, при этом не всегда возвращались, поскольку определенная часть туристов из числа тех, кто долгие годы насильственно удерживался в СССР, стала пользоваться туристскими услугами для эмиграции. При этом резко возрос и поток легальных эмигрантов из страны. По данным органов МВД в 1989 г. СССР покинуло 234 994 человека. В 1991 году было зарегистрировано всего лишь 10,8 млн поездок советских граждан заграницу, из которых только 3,4 млн имели чисто туристские цели.

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода: переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

Современное состояние. Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

– распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

– создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;


– модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.).

Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке. Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма: нестабильность внутренней политики; несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин); несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них; завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах; несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне; недостаточно квалифицированная