Файл: Курс лекций для студентов электроэнергетиков Направление подготовки 140400 Электроэнергетика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 468

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Наименование объекта (предприятия)

Место

расположения

Год основания

Установленная мощность (длина ВЛ), МВт(тыс.км)

1

2

3

4

ТЭЦ-1 (Ангарские тепловые сети)

г. Ангарск

1951

185

ТЭЦ-2 (Иркутские тепловые сети)

г. Иркутск

1910

15

ТЭЦ-3

г. Зима

1959

13,4

ТЭЦ-5

г. Шелехов

1960

18

ТЭЦ-6

г. Братск

1964

270

ТЭЦ-7 (Братские тепловые сети)

г. Братск

1961

12

ТЭЦ-9

г. Ангарск

1963

530

ТЭЦ-10

г. Ангарск

1959

1110

ТЭЦ-11

г. Усолье-Сибирское

1959

350

ТЭЦ-12

г. Черемхово

1932

7,5

ТЭЦ-16

г. Железногорск-Илимский

1964

18

Усть-Илимская ТЭЦ

г. Усть-Илимск

1978

525

Ново-Зиминская ТЭЦ

г. Саянск

1980

240

Ново-Иркутская ТЭЦ

г. Иркутск

1975

665

Братская ГЭС

г. Братск


1961

4500

Иркутская ГЭС

г. Иркутск


1955

662,5

Усть-Илимская ГЭС

г. Усть-Илимск


1974

3840

Мамаканская ГЭС

Бодайбинский район

1961

86

Восточные электрические сети

г. Иркутск

1952

(8,6)

Западные электрические сети

г. Иркутск

1968

(8,5)

Северные электрические сети

г. Братск

1965

(6,8)

Центральные электрические сети

г. Ангарск

1964

(6,9)

Южные электрические сети

г. Иркутск

1955

(2,6)

Итого Иркутская энергосистема

г. Иркутск

1954

13047,4

(33,4)



3. Состояние и тенденции развития электроэнергетики на ближайшую и долгосрочную перспективу
Электроэнергетика России сформировалась в результате упорного труда нескольких поколений. Развитие электроэнергетики осуществлялось в соответствии с общегосударственными планами социально-экономического развития страны и обеспечивало эффективное экономическое развитие всех отраслей промышленности и отдельных территорий России. Электроэнергетические системы России и других республик, входивших в состав СССР, были созданы в основном за последние 35 лет, предшествовавших разделению СССР на независимые государства.

Управление электроэнергетикой страны до 1991 года происходило в условиях монополии государственной собственности на все предприятия отрасли. Все электростанции и ЛЭП принадлежали государству и строились за счет средств государственного бюджета, который складывался из налогов на доходы населения и прибыли предприятий. Строительство объектов электроэнергетики осуществлялось по критерию минимальных народно-хозяйственных затрат [11].

Для управления отраслью использовалась, вертикальная схема государственного управления: Министерство энергетики и электрификации СССР (Минэнерго СССР) – энергетические предприятия. Управление электроэнергетикой осуществлялось приказами и распоряжениями Минэнерго СССР, обязательными для исполнения всеми предприятиями. Ценовое регулирование осуществлялось на основе прейскурантных цен на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемых Государственным комитетом СССР по ценам (Госкомцен СССР). Прейскурант тарифов на электрическую и тепловую энергию являлся нормативным методическим документом, обязательным к применению на всей терри­тории страны. Он определял тарифы, порядок их применения по каждой группе потребителей и по месту их расположения.
3.1. Электроэнергетика России на современном этапе развития
В начале 90-х годов после известных политических событий Советский союз распался на ряд независимых государств. В большинстве этих государств, в том числе и в России, на государственном уровне произошел отказ от плановой системы управления экономикой. В качестве альтернативы в нашей стране государственная власть провозгласила своей целью построение рыночных отношений в экономике, основу которых составляет конкуренция.



В 1991-1992 г.г. в связи с резким разрушением старой системы управления экономикой ситуация в стране резко ухудшилась. Из-за нарушения хозяйственных связей России с республиками бывшего СССР и внутри страны спад производства в отдельных отраслях экономики достигал 60%. В этих условиях значительная доля генерирующих мощностей оказалась не востребованной, были остановлены почти все крупные стройки энергетики. Были отпущены цены на уголь, нефть, продукты нефтепереработки, промышленное оборудование, работы, услуги и другие продукты производства, которые использовались в электроэнергетике для производства электроэнергии и тепла. Только цены на газ и электроэнергию остались под государственным контролем, но и они также значительно возросли. Это привело к кризису неплатежей в электроэнергетической отрасли [25].

В результате проведенных в 1992 г. акционирования и приватизации, электроэнергетическая отрасль стала представлять собой не только технологически связанные объекты электроэнергетики (электростанции, ЛЭП), но и энергетические предприятия – самостоятельные хозяйствующие субъекты, связанные единым нормативно-правовым регулированием. Законодательное и нормативно-правовое управление электроэнергетикой со стороны государства стало осуществляться при помощи федеральных законов, принимаемых Государственной Думой, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Стратегическое управление отраслью осуществляется государством через принадлежащий ему контрольный пакет акций Российского акционерного общества (РАО) «ЕЭС России». АО-энерго стали дочерними компаниями РАО «ЕЭС России», и поэтому государство также управляло их деятельностью через контролируемую государством компанию — РАО «ЕЭС России», в которой сосредоточены контрольные пакеты большинства АО-энерго.

Атомные электростанции были акционированы (стали отдельными хозяйственными предприятиями), однако приватизированы не были, а остались в 100% собственности государства. Все они кроме, Ленинградской АЭС, вошли в государственный концерн «Росэнергоатом». Ленинградская АЭС находится под управлением Минатома России.

Схема управления электроэнергетикой России до проведения реформирования показана на рис. 3.1 [23].

Одновременно с акционированием и приватизацией электроэнергетики была организована оптовая торговля электрической энергией на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). ФОРЭМ представлял собой систему договорных отношений множества его участников (субъектов), связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России [25]. Договоры на поставку электроэнергии заключались, как правило, на длительный срок (год и более).



Рис. 3.1.- Схема управления электроэнергетикой России
Ценовое регулирование осуществлялось постановлениями и распоряжениями Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) РФ (для ФОРЭМ), Региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Федерации (для потребительского рынка электроэнергии на территории каждого субъекта РФ), комиссиями по ценам и тарифам при органах местного самоуправления (для муниципальных энергоснабжающих организаций, в основном - районных котельных).

Эти комиссии устанавливали тарифы на электрическую и тепловую энергию на основании затрат на топливо, материалы, оплату труда, амортизацию, целевых средств и прибыли. Все эти расходы регламентированы государственными нормативными документами.

Предприятия электроэнергетики фактически были отстранены от решений по установлению тарифов и только готовили на основании нормативных документов предложения по среднему отпускному тарифу, которые затем утверждаются РЭК или ФЭК России.

Регулирование тарифов в условиях сдерживания роста цен на электрическую и тепловую энергию не создавало стимулов для повышения эффективности производства и ограничивало внедрение новых технологий и НИОКР [20].

В странах запада исторически в электроэнергетике свободный рынок уже действовал в конце XIX – начале XX в. Затем там сформировались естественные энергетические монополии, регулируемые государством. В 90-е годы прошлого века в большинстве западных стран начался возврат к конкурентному рынку в этой отрасли.

Основными условиями, на фоне которых проходило и происходит реформирование электроэнергетики за рубежом были высокие тарифы на электроэнергию и наличие существенных резервов генерирующих мощностей.

В качестве основных целей реформирования электроэнергетики за рубежом были определены следующие [26]:

    • Снижение цен на электроэнергию;

    • Привлечение инвестиций в электроэнергетическую отрасль;

    • Повышение эффективности производства и внедрение инноваций.

Главными экономическими предпосылками реформирования электроэнергетики России явились:

  1. Резкое падение объемов инвестиций, привлечение которых необходимо для реновации стареющего оборудования, доля которого составляет около 60%.


  2. Снижение эффективности отдельных секторов отрасли. Неоптимальные режимы загрузки электростанций, вызванные тем, что региональные АО-энерго не покупают более дешевую энергию экономичных электростанции (ТЭС, АЭС) на ФОРЭМ, а стремятся в первую очередь загрузить свои электростанции, обеспечивая им прибыль [6]. Кроме этого увеличились потери электроэнергии при ее транспортировке вследствие повышения реверсивных потоков мощности.

Инициатором реформирования электроэнергетической отрасли России выступило РАО «ЕЭС России», которое в декабре 2000 г. представило в Правительство РФ концепцию реструктуризации РАО «ЕЭС России». Основные положения этой концепции легли в основу Постановления №526 от 11 июля 2001 г. [27] «Основные направления реформирования электроэнергетики России», которое положило начало процессу реформирования.
В конце 2001 г. правительство РФ внесло в Государственную Думу (ГД) РФ проект федерального закона «Об электроэнергетике» в основу которого была положена концепция реструктуризации РАО «ЕЭС России». В результате активной дискуссии и обсуждения в закон были внесены существенные изменения и дополнения. Окончательно Закон «Об электроэнергетике» был принят ГД 21 февраля 2003 г. и подписан Президентом РФ 26 марта 2003 г. [24].
В соответствии с принятым пакетом законов, стратегической целью реформирования электроэнергетики России является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе прогрессивных технологий и рыночных механизмов функционирования.

В качестве главных принципов организации рыночных отношений в электроэнергетике были сформулированы:

  • развитие конкуренции в сфере производства, сбыта, и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.),

  • обеспечение всем потребителям равных прав и равного доступа к инфраструктуре рынка (электрические сети, диспетчеризация), которые признаны естественно-монопольными услугами.

Государство, выступая гарантом соблюдения указанных принципов, должно обеспечивать энергетическую безопасность Российской Федерации и технологическое единство электроэнергетики, а также содействовать в рамках мер, предусмотренных законодательством, развитию российского машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними отраслей промышленности.