Файл: Курс лекций для студентов электроэнергетиков Направление подготовки 140400 Электроэнергетика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. предпосылки и история развития энергетики
Главными экономическими предпосылками реформирования электроэнергетики России явились:
3.2.3. Геотермальная энергия и ее использование в электроэнергетике
3.2.4. Использование солнечной энергии
3.2.5. Особенности создания приливных электростанций
3.2.6. Перспективы практического использования управляемой термоядерной реакции
3.2.7. Разработка методов прямого преобразования энергии
3.2.8. Новые технологии транспорта и аккумулирования энергии
Наименование объекта (предприятия) | Место расположения | Год основания | Установленная мощность (длина ВЛ), МВт(тыс.км) |
1 | 2 | 3 | 4 |
ТЭЦ-1 (Ангарские тепловые сети) | г. Ангарск | 1951 | 185 |
ТЭЦ-2 (Иркутские тепловые сети) | г. Иркутск | 1910 | 15 |
ТЭЦ-3 | г. Зима | 1959 | 13,4 |
ТЭЦ-5 | г. Шелехов | 1960 | 18 |
ТЭЦ-6 | г. Братск | 1964 | 270 |
ТЭЦ-7 (Братские тепловые сети) | г. Братск | 1961 | 12 |
ТЭЦ-9 | г. Ангарск | 1963 | 530 |
ТЭЦ-10 | г. Ангарск | 1959 | 1110 |
ТЭЦ-11 | г. Усолье-Сибирское | 1959 | 350 |
ТЭЦ-12 | г. Черемхово | 1932 | 7,5 |
ТЭЦ-16 | г. Железногорск-Илимский | 1964 | 18 |
Усть-Илимская ТЭЦ | г. Усть-Илимск | 1978 | 525 |
Ново-Зиминская ТЭЦ | г. Саянск | 1980 | 240 |
Ново-Иркутская ТЭЦ | г. Иркутск | 1975 | 665 |
Братская ГЭС | г. Братск | 1961 | 4500 |
Иркутская ГЭС | г. Иркутск | 1955 | 662,5 |
Усть-Илимская ГЭС | г. Усть-Илимск | 1974 | 3840 |
Мамаканская ГЭС | Бодайбинский район | 1961 | 86 |
Восточные электрические сети | г. Иркутск | 1952 | (8,6) |
Западные электрические сети | г. Иркутск | 1968 | (8,5) |
Северные электрические сети | г. Братск | 1965 | (6,8) |
Центральные электрические сети | г. Ангарск | 1964 | (6,9) |
Южные электрические сети | г. Иркутск | 1955 | (2,6) |
Итого Иркутская энергосистема | г. Иркутск | 1954 | 13047,4 (33,4) |
3. Состояние и тенденции развития электроэнергетики на ближайшую и долгосрочную перспективу
Электроэнергетика России сформировалась в результате упорного труда нескольких поколений. Развитие электроэнергетики осуществлялось в соответствии с общегосударственными планами социально-экономического развития страны и обеспечивало эффективное экономическое развитие всех отраслей промышленности и отдельных территорий России. Электроэнергетические системы России и других республик, входивших в состав СССР, были созданы в основном за последние 35 лет, предшествовавших разделению СССР на независимые государства.
Управление электроэнергетикой страны до 1991 года происходило в условиях монополии государственной собственности на все предприятия отрасли. Все электростанции и ЛЭП принадлежали государству и строились за счет средств государственного бюджета, который складывался из налогов на доходы населения и прибыли предприятий. Строительство объектов электроэнергетики осуществлялось по критерию минимальных народно-хозяйственных затрат [11].
Для управления отраслью использовалась, вертикальная схема государственного управления: Министерство энергетики и электрификации СССР (Минэнерго СССР) – энергетические предприятия. Управление электроэнергетикой осуществлялось приказами и распоряжениями Минэнерго СССР, обязательными для исполнения всеми предприятиями. Ценовое регулирование осуществлялось на основе прейскурантных цен на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемых Государственным комитетом СССР по ценам (Госкомцен СССР). Прейскурант тарифов на электрическую и тепловую энергию являлся нормативным методическим документом, обязательным к применению на всей территории страны. Он определял тарифы, порядок их применения по каждой группе потребителей и по месту их расположения.
3.1. Электроэнергетика России на современном этапе развития
В начале 90-х годов после известных политических событий Советский союз распался на ряд независимых государств. В большинстве этих государств, в том числе и в России, на государственном уровне произошел отказ от плановой системы управления экономикой. В качестве альтернативы в нашей стране государственная власть провозгласила своей целью построение рыночных отношений в экономике, основу которых составляет конкуренция.
В 1991-1992 г.г. в связи с резким разрушением старой системы управления экономикой ситуация в стране резко ухудшилась. Из-за нарушения хозяйственных связей России с республиками бывшего СССР и внутри страны спад производства в отдельных отраслях экономики достигал 60%. В этих условиях значительная доля генерирующих мощностей оказалась не востребованной, были остановлены почти все крупные стройки энергетики. Были отпущены цены на уголь, нефть, продукты нефтепереработки, промышленное оборудование, работы, услуги и другие продукты производства, которые использовались в электроэнергетике для производства электроэнергии и тепла. Только цены на газ и электроэнергию остались под государственным контролем, но и они также значительно возросли. Это привело к кризису неплатежей в электроэнергетической отрасли [25].
В результате проведенных в 1992 г. акционирования и приватизации, электроэнергетическая отрасль стала представлять собой не только технологически связанные объекты электроэнергетики (электростанции, ЛЭП), но и энергетические предприятия – самостоятельные хозяйствующие субъекты, связанные единым нормативно-правовым регулированием. Законодательное и нормативно-правовое управление электроэнергетикой со стороны государства стало осуществляться при помощи федеральных законов, принимаемых Государственной Думой, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Стратегическое управление отраслью осуществляется государством через принадлежащий ему контрольный пакет акций Российского акционерного общества (РАО) «ЕЭС России». АО-энерго стали дочерними компаниями РАО «ЕЭС России», и поэтому государство также управляло их деятельностью через контролируемую государством компанию — РАО «ЕЭС России», в которой сосредоточены контрольные пакеты большинства АО-энерго.
Атомные электростанции были акционированы (стали отдельными хозяйственными предприятиями), однако приватизированы не были, а остались в 100% собственности государства. Все они кроме, Ленинградской АЭС, вошли в государственный концерн «Росэнергоатом». Ленинградская АЭС находится под управлением Минатома России.
Схема управления электроэнергетикой России до проведения реформирования показана на рис. 3.1 [23].
Одновременно с акционированием и приватизацией электроэнергетики была организована оптовая торговля электрической энергией на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). ФОРЭМ представлял собой систему договорных отношений множества его участников (субъектов), связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России [25]. Договоры на поставку электроэнергии заключались, как правило, на длительный срок (год и более).
Рис. 3.1.- Схема управления электроэнергетикой России
Ценовое регулирование осуществлялось постановлениями и распоряжениями Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) РФ (для ФОРЭМ), Региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Федерации (для потребительского рынка электроэнергии на территории каждого субъекта РФ), комиссиями по ценам и тарифам при органах местного самоуправления (для муниципальных энергоснабжающих организаций, в основном - районных котельных).
Эти комиссии устанавливали тарифы на электрическую и тепловую энергию на основании затрат на топливо, материалы, оплату труда, амортизацию, целевых средств и прибыли. Все эти расходы регламентированы государственными нормативными документами.
Предприятия электроэнергетики фактически были отстранены от решений по установлению тарифов и только готовили на основании нормативных документов предложения по среднему отпускному тарифу, которые затем утверждаются РЭК или ФЭК России.
Регулирование тарифов в условиях сдерживания роста цен на электрическую и тепловую энергию не создавало стимулов для повышения эффективности производства и ограничивало внедрение новых технологий и НИОКР [20].
В странах запада исторически в электроэнергетике свободный рынок уже действовал в конце XIX – начале XX в. Затем там сформировались естественные энергетические монополии, регулируемые государством. В 90-е годы прошлого века в большинстве западных стран начался возврат к конкурентному рынку в этой отрасли.
Основными условиями, на фоне которых проходило и происходит реформирование электроэнергетики за рубежом были высокие тарифы на электроэнергию и наличие существенных резервов генерирующих мощностей.
В качестве основных целей реформирования электроэнергетики за рубежом были определены следующие [26]:
-
Снижение цен на электроэнергию; -
Привлечение инвестиций в электроэнергетическую отрасль; -
Повышение эффективности производства и внедрение инноваций.
Главными экономическими предпосылками реформирования электроэнергетики России явились:
-
Резкое падение объемов инвестиций, привлечение которых необходимо для реновации стареющего оборудования, доля которого составляет около 60%.
-
Снижение эффективности отдельных секторов отрасли. Неоптимальные режимы загрузки электростанций, вызванные тем, что региональные АО-энерго не покупают более дешевую энергию экономичных электростанции (ТЭС, АЭС) на ФОРЭМ, а стремятся в первую очередь загрузить свои электростанции, обеспечивая им прибыль [6]. Кроме этого увеличились потери электроэнергии при ее транспортировке вследствие повышения реверсивных потоков мощности.
Инициатором реформирования электроэнергетической отрасли России выступило РАО «ЕЭС России», которое в декабре 2000 г. представило в Правительство РФ концепцию реструктуризации РАО «ЕЭС России». Основные положения этой концепции легли в основу Постановления №526 от 11 июля 2001 г. [27] «Основные направления реформирования электроэнергетики России», которое положило начало процессу реформирования.
В конце 2001 г. правительство РФ внесло в Государственную Думу (ГД) РФ проект федерального закона «Об электроэнергетике» в основу которого была положена концепция реструктуризации РАО «ЕЭС России». В результате активной дискуссии и обсуждения в закон были внесены существенные изменения и дополнения. Окончательно Закон «Об электроэнергетике» был принят ГД 21 февраля 2003 г. и подписан Президентом РФ 26 марта 2003 г. [24].
В соответствии с принятым пакетом законов, стратегической целью реформирования электроэнергетики России является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе прогрессивных технологий и рыночных механизмов функционирования.
В качестве главных принципов организации рыночных отношений в электроэнергетике были сформулированы:
-
развитие конкуренции в сфере производства, сбыта, и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.), -
обеспечение всем потребителям равных прав и равного доступа к инфраструктуре рынка (электрические сети, диспетчеризация), которые признаны естественно-монопольными услугами.
Государство, выступая гарантом соблюдения указанных принципов, должно обеспечивать энергетическую безопасность Российской Федерации и технологическое единство электроэнергетики, а также содействовать в рамках мер, предусмотренных законодательством, развитию российского машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними отраслей промышленности.