Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 480
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Учитель информатики и ИКТ. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)
Дисциплина: Педагогика
Практическое задание 3, Модуль 3. Теория и технологии воспитания
Выполнил:
слушатель Газимьянов Виталий Андреевич
Преподаватель:
Сапронова Светлана Александровна
г. Пермь – 2023
3.1. Воспитательный процесс имеет ряд специфических особенностей, которые обеспечивают его качественное своеобразие. Изучите по материалам лекций сущность этих особенностей и подготовьте аргументированные ответы на вопросы и задания:
Почему учителю-воспитателю необходимо знать и помнить о непрерывности воспитательного процесса?
Потому что воспитание это целенаправленный процесс формирования личности, которая станет полезной и нужной современному обществу. Если воспитательный процесс прерывается, происходит от случая к случаю, то усвоенный опыт ребенком забывается, и учителю-воспитателю постоянно приходится заново прокладывать путь в сознании ученика, вместо того чтобы расширять его, вырабатывать устойчивые привычки, здоровые устремления;
Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие длительность воспитательного процесса.
Особо актуальный пример это воспитания патриотизма в человеке. Если ребенок с детства слышит от родителей и учителей понятия любовь к Родине, уважение к своей стране – он намного чаще, чем другой, не слышащий регулярно данных понятий, начинает с уважением относиться к стране, в которой живет, старается также передать это отношение своим детям.
Вторым примером, иллюстрирующим длительность воспитательного процесса, можно привести воспитание уважения и заботливого отношения к «старшему» поколению. Если дети с детства наблюдают, слышат от родителей и в школе об уважительном отношении к «старшим», видят пример подобного отношения в семье, в частности, к бабушке и дедушке. Именно такое же уважительное отношение и заботу чаще всего они реализуют и сами впоследствии – к своим родителям, близким. Именно такое же отношению и воспитывают уже далее и в своих детях.
Докажите, что воспитание – активный процесс.
Так как воспитание является двусторонним процессом (включает учителя-воспитателя и ученика), то предусматривает активное участие и взаимодействие их обоих в рамках данного процесса, вне зависимости от существующих различий между ними. Одной из главных задач учителя-воспитателя является задача поспособствовать проявлению у ученика желания начать проявлять собственные усилия для работы над собой, научить его преодолевать препятствия, правильно себя оценивать, а именно вовлечь ученика в процесс воспитания.
3.2. Задачей деятельности учителя в процессе реализации технологии педагогической поддержки выступает процесс совместного с учеником преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать результатов.
Представьте, что Вы, став в новом учебном году классным руководителем пятого класса общеобразовательной школы, обратили внимание на то, что один ученик этого класса часто конфликтует с одноклассниками, предъявляет им не всегда обоснованные претензии, но не замечает при этом своих неверных поступков по отношению к другим детям. Вы решили, опираясь на технологию педагогической поддержки, провести работу с этим школьником по приобщению его к самопознанию с целью расширения кругозора о самом себе и выявления им причин подобного отношения к одноклассникам.
Сконструируйте содержание различных видов препятствий, которые могут возникать в этом процессе.
Продумайте тактики педагогической поддержки, способствующие преодолению этих препятствий.
Аргументируйте свой выбор тактик педагогической поддержки в каждом случае. Заполните таблицу.
Приведённый пример содержания одного из видов препятствий и используемой учителем тактики педагогической поддержки можно либо включить в свой ответ, либо заменить, основываясь на собственном в
идении данной проблемы.
Содержание препятствий, возникающих в процессе приобщения ученика к самопознанию | Тактики педагогической поддержки и аргументация их выбора |
1. Я - препятствия: 1.1.Отсутствие ориентации ПРИМЕР: У ученика нет чёткого представления о необходимости самопознания, что порождает у него неуверенность в успешности познания себя. 1.2. Препятствие – школьная тревожность 1.3. Препятствие – отсутствие у ученика понимания как можно выходить из конфликта | 1.1.Тактика помощи: учитель отвечает на вопросы ученика о назначении самопознания и его роли в развитии личности. Эта тактика позволит понять важность самопознания, повысит интерес к познанию себя и создаст условия для активности школьника. 1.2. Тактика помощи: Быть примерам школьникам. Показать образец уверенного поведения и заботливого отношения. Помочь ученику найти дело, которым ему нравится заниматься, где он мог бы проявить свои сильные стороны, развиваться и не чувствовать себя ущемленным. Не переутомлять школьников: использовать на уроке различные подходы и виды деятельности, элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания. Организовывать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков. 1.3. Тактика помощи: преподаватель организует с учащимся классные часы и различные варианты бесед, обсуждает примеры конфликтов и варианты выхода из них, тем самым наделяя учеников пониманием того, что конкретно можно сделать в случае возникновения конфликта, предоставляя возможность задать уточняющий вопрос. |
2. Они – препятствия: нежелание идти на сближение | 2. Тактика помощи: возможно с использованием примеров из книг или фильмов показать важность взаимодействия, необходимо объяснить и показать на примерах важность умения находить компромиссы, объяснить необходимость взаимодействия на примере фильма «Гарри Поттер». Знакомство Рона и Гермионы начинается с конфликта, но перерастает в дружбу и сотрудничество, когда они начинают обращать внимание на положительные стороны друг друга. Лучшим примером конфликта, в котором так и не удалось договориться, по-прежнему остается басня «Лебедь, Щука и Рак». |
3. Препятствия в сфере организации образовательного процесса: недостаточно времени совместного времяпрепровождения вне учебного процесса | 3. Тактика помощи: организация мероприятий во внеурочной деятельности, направленных на коллективную совместную деятельность |
3.3. В современной школьной практике всё большее распространение получают нестандартные формы взаимодействия учителя и родителей. Изучите по материалам лекций сущность и специфику каждой из таких форм.
Подберите по одной теме для проведения родительских чтений, родительских вечеров, родительского ринга (класс на выбор); дайте обоснование педагогической целесообразности этой тематики для каждой из указанных нестандартных форм взаимодействия учителя и родителей. Заполните таблицу.
Нестандартные формы | Тематика | Обоснование педагогической целесообразности данных тем |
Родительские чтения | Как научить ребёнка быть самостоятельным? | Проблема, с которой сталкиваются многие родители – отсутствие самостоятельности у детей. Не допускать гиперопеки, тотального контроля, не подавлять самостоятельность и инициативу ребенка. Даст возможность раскрыть новые возможности ребенка, поможет родителям разобраться в отдельных аспектах воспитания. |
Родительские вечера | Воспоминания о Великой отечественной войне | Поддержание исторической памяти, развитие патриотизма, гордости за свое прошлое. Преемственность поколений. В дальнейшем поможет при изучении отдельных дисциплин. Даст толчок к исследованиям и изучению истории |
Родительский ринг | Мобильные телефоны в школе. | Выработать «соглашение», регулирующее использование телефонов учащимися в период образовательного процесса: сдать ли учителю во время урока, отключить ли интернет и т.д. |