Файл: Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | | | | | |
2.Практическаяподготовкаребёнка | | | | | | |
2.1.Практическиеуменияинавыки, предусмотренныепрограммой: | | | | | | |
а) | | | | | | |
б) | | | | | | |
в) и т.д. | | | | | | |
2.2.Владениеспециальнымоборудованием иоснащением. | | | | | | |
| | | | | | |
2.3.Творческиенавыки. | | | | | | |
| | | | | | |
3.Общеучебныеуменияинавыкиребёнка | | | | | | |
3.1.Учебно-интеллектуальныеумения: | | | | | | |
а) подбирать и анализировать специальную литературу; | | | | | | |
б) пользоваться компьютерными источниками информации; | | | | | | |
в) осуществлять учебно- исследовательскую работу | | | | | | |
| | | | | | |
3.2.Учебно-коммуникативныеумения: | | | | | | |
а) слушать и слышать педагога | | | | | | |
б) выступать перед аудиторией | | | | | | |
в) вести полемику, участвовать в дискуссии | | | | | | |
| | | | | | |
3.3.Учебно-организационныеуменияи навыки: | | | | | | |
а) умение организовать своё рабочее (учебное) место; | | | | | | |
б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности; | | | | | | |
в) умение аккуратно выполнять работу | | | | | | |
| | | | | | |
4.Предметныедостиженияучащегося: | | | | | | |
4.1.Науровнедетскогообъединения | | | | | | |
4.2.Науровнеобразовательного учреждения | | | | | | |
4.3.Науровнерайона, города | | | | | | |
4.4.Навсероссийском,международном уровне | | | | | | |
Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с
другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и раз- вивающее мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений в кружке, студии, секции. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять (таблица 3). Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы — это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Схема самооценки может выглядеть следующим образом:
Таблица3.
Схема самооценки учебных достижений воспитанника
Тема, раздел | Что мною сделано? | Мои успехи и достижения | Над чем мне надо работать? |
| | | |
| | | |
| | | |
Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения пo программе стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески.
Ребенок по-настоящему учится тогда, когда у него включен интерес к делу, а не тогда, когда его хотят чему-то научить. Об этом правиле необходимо помнить при организации любых занятий в системе дополнительного образования.
Большое значение для ребенка имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог должен продумать систему работы с родителями, В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы по итоговым работам родители могли видеть рост своего
ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе самые разнообразные: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное про- слушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.д.
Главные требования при выборе формы - она
должна:
-
быть понятна детям; -
отражать реальный уровень их подготовки; -
не вызывать у них страха и чувства неуверенности;
-
не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха.
До сих пор речь шла об определении предметных результатов обучения ребенка по программе
-
его знаний, умений, практических навыков, т.е. учебных результатов. Теперь рассмотрим личностный аспект образовательных результатов, или механизм оценки личностных качеств ребенка, развитие которых также должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. В педагогике получило распространение понимание воспитательного результата как перечня конкретных групп личностных образований, которые должны быть сформированы у обучающегося.
Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе
дополнительного образования, можно по трем направлениям. Каждое направление — это соответствующий блок личностных качеств.
-
блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса само- развития обучающегося. -
блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности. -
блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе.
Выделение в качестве объекта наблюдения именно этих личностных свойств объясняется следующим. Многие педагоги, работающие в школах или в учреждениях дополнительного
образования, отмечают резкое снижение у школьников элементарных организационно- управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но неинтересную работу, осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе.
Личностное развитие ребенка осуществляется, как правило, через его стихийное приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. Следствием этого стал заметный рост индивидуализма среди детей и подростков при одновременном непонимании того, как управлять собой, как организовать себя для достижения индивидуально значимых целей и приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Вот почему формирование у детей способности к саморазвитию становится важнейшей педагогической задачей.
Именно педагог дополнительного образования, выступающий для детей значимым взрослым, может заинтересовать своих воспитанников в познании самих себя, помочь им в формировании навыков самоорганизации и самоуправления.
Проследим состав каждого блока личностных качеств (таблица 4). Эта таблица построена по тому же принципу, что и таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе».
Однако предмет оценки здесь — личностные качества, формируемые в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности