Файл: Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормальная самооценка говорит о том, что у ребенка сформировано адекватное
представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является
действенным стимулом саморазвития личности.
Завышенная самооценка может появиться в результате как неумеренных похвал ребенка, так и неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки — самый сложный, с точки зрения развития личности. Он либо лишает ребенка стимула к развитию, поскольку создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела, либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Роль внешнего стимула к их саморазвитию может сыграть наличие в группе достойного конкурента.
Педагогу важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки: это составляет основу индивидуально ориентированной работы в труппе.
Интерес к занятиям в детском объединении может быть вызван разными способами. Дети начинают заниматься в кружке, секции, студии, как правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами.
В таблице выделены три уровня интереса к занятиям у детей:
-
навязан извне; -
периодически стимулируется извне; -
поддерживается самостоятельно.
Такая дифференциация означает, что в процессе занятий ребенку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже
если они у ребенка отсутствуют» то с помощью воли, терпения и при достижении определенных результатов (успехов) интерес можно сформировать и развивать. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.
Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу - его природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.д., вначале он имеет общий, а не конкретный характер. Например, ребенок хочет хорошо говорить по-французски или красиво танцевать, не
задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат.
Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, из студий и секций отсеиваются); других детей, наоборот, — к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием полностью освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.
Методика работы педагога здесь заключается в следующем. Во-первых, отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинство детей нуждается в подкреплении, своих усилий в виде положительной оценки на каждом занятии, планировать темпы и предполагаемые результаты деятельности ребенка (это могут быть и микро-группы из двух-трех
детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог ставит перед разными детьми соответствующие задачи: что именно желательно освоить каждому ребенку к следующему разу.
Поэтапное планирование ожидаемого результата — своего рода лесенка — и есть конкретизация развития ребенка, с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появляется личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс
выработки определенных навыков путем систематической тренировки» отработки навыка до автоматизма усиливается подключением сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. В этом и заключается переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно, от развития, обусловленного внешними факторами, к само- развитию.
Третий блок включает поведенческие качества:
-
отношение ребенка к конфликтам в группе; -
тип сотрудничества.
Эти характеристики являются плодом воспитания и незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности.
Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.
Важнейшим аспектом общения является характер самоутверждения личности, производный от уровня самооценки, присущей ребенку. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними.
Заниженная сама является препятствием для нормального общения, поскольку такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность.
Компоненты этого блока могут быть дифференцированы по степени управляемости со стороны самого ребенка и выражаться соответствующими оценками в
баллах.
Суть работы педагога здесь заключается в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной
деятельности.
В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать правила, следование которым поможет в разрешении конфликта.
-
Нельзя загонять конфликт вглубь — не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на одну из позиций. -
При поиске причины конфликта стараться быть объективным и. непредвзятым, не искать изначально виноватого. -
Помнить, что при всем разнообразии причин конфликта его организатором (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге оказаться его жертвой может совершенно другой ребенок. -
Преодоление конфликта — это прежде всего преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось. -
Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.
Сотрудничество — это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно,
предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества — от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней.
Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение определенного вида
деятельности. Уже в процессе этого общего дела будет четко видна дифференциация его участников
по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень
сотрудничества: у одних это лень, у других — страх показаться неумелым, неловким и т.д. Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей.
Описанная технология мониторинга личностного развития ребенка, как и в случае с отслеживанием предметных результатов обучения, требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка.
Этой цели служит индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка (таблица 5).
Таблица5.