Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач [34].

Таким образом, организация воспитательной работы в школе включает в себя ряд этапов, которые помогают прийти к результату: планирование, реализация, руководство, контроль, анализ и оценка. В организации воспитательной работы должны принимать участие весь педагогический коллектив. Заместитель директора по УВР и учитель начальных классов так же проходят ряд этапов по организации воспитательной работы с младшими школьниками. Сначала планируют деятельность, затем реализуют данную деятельность, руководят организацией воспитательной работы, контролируют деятельность учащихся, а затем анализируют и дают оценку данной деятельности.

Патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы. Поэтому именно изучению и рассмотрению данного направления мы уделим особое внимание.

1.2. Понятие о патриотическом воспитании, его формы и методы
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной, функционально грамотной личности, овладевшей основами социальной культуры. Рассматривая социальную культуру как сложное, комплексное общественное явление и феномен психологопедагогического образования, авторы современных образовательных концепций (А. М. Абрамов, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков и др.) включают в содержание этого понятия, наряду с культурой учения, мышления, общения, а также деловой, этической, правовой и нравственно-эстетической культурой, культуру проявления гражданско-патриотического сознания, патриотических чувств и поведения подрастающего поколения.


«Постижение Родины, формирование любви к ней, – указывал В. А. Сухомлинский, – происходит в единстве мысли и чувства. Исключительно важным является то, что, узнавая свою страну, маленький человек открывал бы в себе гражданина: радовался, гордился тем, что он сын своего Отечества, переживал чувство ответственности и долга за его судьбу».

Воспитание гражданина – это одна из главных задач образовательного процесса. Решая вопрос патриотического воспитания ученика, школа должна сосредоточить усилия на формирование ценностного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных групп и личностей [2, c. 89].

Леонтьев А. Н. отмечает, что патриотическое воспитание формирует правовые позиции человека. Оно обеспечивает возникновение гражданского сознания, как части общественного сознания, выражающего интересы общества и личности в решении проблем государства. При этом общественное и личностное сознание не являются тождественными. Общественные идеи, выработанные в процессе развития общества, формируют гражданское сознание личности. Несмотря на это, для достижения баланса необходима воспитательная работа [15, c.33].

Установленные идеалы общества воспринимаются человеком как свои собственные. Гражданское сознание дает личности возможность оценивать явления и процессы, поступки и действия с позиции интересов сообщества. [6, c. 29].

Главное место в воспитании гражданственности выделяется понятию «патриот». Даль в своем словаре дает следующее объяснение этому слову: «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности, выражается в любви к Родине, готовность ему служить. Проявлением высокого уровня культуры является чувство интернационализма, которое предполагает равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме превалирует идея уважения и любви к своей стране, в интернационализме – уважение к другим странам и народам.

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам какого-нибудь дела…»; «патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» [24].

Патриотизм предполагает гордость за достижения своей Родины и знание ее культуры, желание сохранять ее культурные особенности, и традиции, соотносить свои интересы с интересами страны, защищать Родину и свой народ.



Исторический источник патриотизма – тысячелетиями закрепленное существование отдельных государств, формировавших любовь к родной земле, языку, традициям. Постепенно, с развитием общества патриотизм становится составной частью воспитания подрастающего поколения.

Проблема патриотического воспитания раскрывается в работах, как педагогов классиков, так и современных педагогов. Так, большую роль патриотическому воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. Только оно, по его мнению, формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

А.Н. Радищев призывал воспитывать гражданина, ясно сознающего свое человеческое достоинство, обладающего чувством долга и ответственности, мужественного, способного на подвиг за благо народа. «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)…истинный человек и сын Отечества есть одно и то же…».

Представители общественно-патриотического направления (И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков) видели идеал гражданина в свободной личности, которая предана общественному долгу, национальным традициям. Для А.Н. Герцена и Е.Г. Чернышевского настоящий гражданин должен быть готов к активным действиям ради улучшения жизни во имя всеобщего социального равенства.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание в семье и школе проявляется в работе педагогов, родителей и воспитателей по формированию у детей патриотических взглядов, межкультурной компетенции. Важно участие самих детей в деятельности организаций, имеющих отношение к политической деятельности.

Согласно Харламову И.Ф., процесс патриотического воспитания включает в себя формирование понятий (когнитивный уровень), позитивного отношения (эффективный уровень), деятельностного подхода (контактивный уровень) [32, c. 390].

Воспитание патриотизма должно строиться на вполне конкретной исторической базе, применяется краеведческий материал, происходит знакомство с символикой государства, традициями и обычаями.

Система патриотического воспитания включает в себя комплекс целей, которые формируются с учетом возрастных особенностей, форм гражданского воспитания в школе, СМИ. Она характеризуется противоречиями и способами их решения.

Цели патриотического воспитания можно разделить на образовательные, воспитательные и развивающие.


Образовательная цель, по мнению Лихачева Б.Т., заключается в том, чтобы раскрыть ценностные ориентации для школьников общечеловеческого и общегражданского характера, научить детей вести политический и культурный диалог, а также научить свободному и четкому выражению своей мысли [16, c.41].

Это развивает способность красноречивого монолога, который обращен к слушателям, формирует у детей систему гражданского сознания, умения отстаивать убеждения и жить в условиях демократии. [11, c. 24]

Воспитательная функция патриотического образования проявляется по мере включения детей в общественную деятельность, в которой происходит формирование патриотизма и интернационализма, а также морально-политической честности, ответственности и дисциплинированности.

Рожков М.И. отмечает, что развивающая цель работы патриотической направленности с детьми образуется из воспитательной и образовательной. Гражданско-политическое познание и деятельность способствуют развитию способности политического мышления. Ученики пытаются самостоятельно разобраться в политической информации, давать оценку и противостоять манипулированию их сознанием. [28, c. 127]

Говоря о патриотическом воспитании младших школьников, следует подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания лежат отношения и чувства. Патриотические чувства:

- помогают соотнести себя с определенной страной, народом, культурой, природой;

- включают эмоционально окрашенные представления (образы, этнокультуры, пейзажи своей Родины);

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют ребенка на действия, приносящие пользу Родине;

- побуждают к конкретным действиям на благо Родины [3, c.234].

Цели и функции, которые реализует патриотическое воспитание, должны осуществляться с учетом возрастных особенностей. В настоящее время общественная жизнь перенасыщена политической информацией. Дети разных возрастов не изолированы от политического влияния, тем самым формируя задачу для педагогов проводить процесс воспитания в рамках особенностей восприятия детьми политической информации.

Патриотическое воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основные цели патриотического воспитания в школе:


- Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

- Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.

- Социализация личности.

- Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы. [14, c.5]

Задачи патриотического воспитания школьников:

- Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).

- Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину

- Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.

- Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении [23, c.29].

В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:

  • Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия)

  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

  • Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);

  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка)

Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.

Таким образом, патриотизм представляет собой интегративное качество личности, которое включает в себя свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и межнациональное общение. Формирование патриотизма определено не только работой педагогов и родителей, но и особенностями государственного устройства и уровнем культуры общества. Цели и функции патриотического воспитания детей реализуются с помощью разнообразного и насыщенного содержания образовательного процесса.