Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Модель организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Одной важнейших проблем современной демократической России стала проблема патриотического воспитания детей и подростков. Термин «патриотическое воспитание» нуждается в конкретизации. Под «патриотическим воспитанием» подразумевается процесс воспитания патриота.

Учителя постоянно должны искать формы и методы эффективного патриотического воспитания детей. Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям в первую очередь необходимо привить любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. Эта задача тем более важна, потому что лишь при этих условиях можно создать подлинно гражданское общество, способное не только осознанно избирать власть, но и грамотно ее контролировать, эффективно влиять на принимаемые этой властью решения.

Патриотическое воспитание представляет собой одно из самых важных направлений работы в российской школе на сегодняшний день. Оно ориентировано на формирование у учащихся общественно значимой ориентации, верного сочетания своих и общественных интересов, развивает способность личности преодолевать чуждые российскому обществу процессы и явления, которые могут разрушать его нормы и потенциал созидания.


Работа по патриотическому воспитанию школьников может гармонично проводится и на уроках по всем предметам.

Патриотическое воспитание реализуется в рамках общешкольных, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ в разнообразных областях. Огромная роль в этом отдается краеведческой и исследовательской работе. Такую работу можно проводить посредством виртуальных экскурсий по музеям и другим примечательным местам. Кроме того, важно включать в процесс обучения те задачи, которые базируются на исторических данных о своей родословной, о родной стране и народе, статистических данных Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведениях о участниках и героях ВОВ, тех людях, которые заслуженно считаются гордостью России.

Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в образовательный процесс через:

• знаниевый компонент;

• региональный компонент с рассмотрением гражданской и патриотической тематики;

• систему тематических, творческих воспитательных мероприятий по предмету;

• школьные средства массовой информации;

• участие в тематических конкурсах, выставках;

• активное сотрудничество с социумом и общественными организациями [31, c.38].

Работа по патриотическому воспитанию школьников на уроках нацелена на обеспечение формирования у подростков активной гражданской позиции, способствование привлечению их к решению общественных задач, создание условий для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Конечным результатом реализации работы по патриотическому воспитанию на уроках должны отражать духовный и культурный рост школьника, гражданскую позицию и осознание себя в качестве гражданина своей страны, а также повышать их социальную активность.

В педагогике, Н.Ф. Харламов выделяет следующие критерии и показатели усиленности чувства патриотизма:

- эмоционально чувственный показатель, а именно сопереживание, отвага;

-когнитивный - представление о народном наследии;

- мотивационный – стремление к познавательным видам деятельности, заинтересованность;

- практический – умение сопереживать и заботиться о ближнем своем.

Важнейшим показателем является заинтересованность ребенка, способом различных мотиваций помогать окружающим и выполнять дела во благо общества, а так же наличие у ребенка гордости за героев своего народа, осознание самого себя его частью. Ранее изложенные высказывания педагогов и психологов говорят о значимости формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где основой данного явления остается, глубинные чувства и любви личности к культуре и уважении к природе. Это и есть патриотическое воспитание в его широком значении.



По мнению педагогов, основы воспитания патриотических чувств у детей возможно и необходимо формировать в условиях: семьи (А. Ю. Гранкин, В. Н. Гуров, Н. З. Гасанов, С. В. Дармодехи , Н. Филонов и др.); детского дошкольного образовательного учреждения (С. А. Козлова и др.); общеобразовательного учреждения (И. В. Бестужев -Лада, Б. Т. Лихачев и др.).

Из представленных условий самыми благоприятными для действий по воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения является школа. Внедряясь в нее, эта инновация носит массовый характер, происходит комплексно и в рамках различных областей деятельности. Развитие чувства патриотизма и его проявление, в рамках возрастной периодизации имеет свои особенности.

Большинство нравственных качеств детей формируются в детские годы. Безусловная любовь к Отечеству, желание вносить коррективы в благоустройство и процветание своей улицы, дома, сада, города, стремление совершать исключительно положительные дела - зависят только от того, насколько правильны были заложены в ребенка основные ценности нравственности.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать как можно в раннем возрасте, тогда результаты будут успешны. Дети начальной школы, как известно отзывчивы, любознательны и открыты для новых начинаний. Они открыты, искренне сопереживают и готовы прийти на помощь. Именно в этом возрасте закладывается основа духовно- нравственных чувств, эмоций. Данный отрезок жизни школьника благоприятен для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. На данном этапе его восприятие образное, запоминание ярко. Это позволяет задерживаться информации в их памяти на всю жизнь, что, несомненно, актуально для заложения нравственных качеств в голову ребенка.

Насущность в формировании патриотизма у младшего школьника нашла свое значение в рамках «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Именно в нем был указан портрет выпускника начальной школы. Одним из качеств является личностные характеристики, такие как любовь, к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты.

Для качества усвоения у ребенка уровня патриотизма, необходим учет возрастных особенностей младшего школьника. Несомненно, лучший возраст – это от 7–8 лет до 11–12 лет. На данном уровне младший школьник занимается оцениванием систематической учебной деятельности, приступает к общественно оцениваемой, систематической учебной деятельности, включается в школьный коллектив. Его жизнь абсолютно меняется после поступления в школу.


Процесс обучения выдвигает требования наряду со знаниями ребенка, и к качествам его личности, которые составляются в процессе обучения, изменяя характер отношений ребенка с окружающими его людьми, он начинает выполнять серьезное общественное дело. В этих условиях взаимоотношение ученика с окружающими во многом определяются оценкой его учения и поведения в школе. В начале обучения младшего школьника у него возникают противоречия между требованиями школы, предъявляемыми к личности школьника, его речи, мышлению, и уровнем его развития, которые являются первостепенными в данном возрасте. По мере роста требований уровень психического развития подтягивается до необходимого.

Работа по патриотическому воспитанию школьников нацелена на обеспечение формирования у детей активной гражданской позиции, способствование привлечению их к решению общественных задач, создание условий для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Конечным результатом реализации работы по патриотическому воспитанию должны отражать духовный и культурный рост школьника, гражданскую позицию и осознание себя в качестве гражданина своей страны, а также повышать их социальную активность.

Применение метода моделирования в образовательной практике объясняется многообразием его гносеологических функций, способствующих изучению педагогических явлений и процессов на специальном объекте модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом и предметом исследования. Педагогическая модель выполняет функции идеального или рабочего образца для последующего педагогического процесса, для сравнения, сопоставления, определения правильности избранных педагогических форм, средств и методов (рис. 1).

Для решения задач воспитания патриотизма младших школьников разработана педагогическая модель, имитирующая внутреннюю организацию структуры патриотического воспитания младших школьников. Необходимость избрания такого типа модели обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, для выявления сущности любого объекта необходимо раскрыть его структуру; во-вторых, педагогические модели имеют различный уровень абстрактности, обобщенности и применимости; в-третьих, для одного и того же оригинала может быть создано несколько педагогических моделей, что позволяет изучить разные уровни структуры объекта.

В данном случае при построении модели имитируется внутреннюю структуру организации процесса совместной деятельности педагогов и детей, определяя характер этой деятельности. Системообразующими индикаторами педагогической модели патриотического воспитания младших являются:


1) формирование у школьников различных понятий и представлений, необходимых для проявления патриотизма в различных видах деятельности (коммуникативной, познавательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической и др.);

2) овладение способами действий патриотического характера в различных видах деятельности школьников.

В реализации модели использованы следующие направления патриотического воспитания младших школьников: изучение истории малой родины, традиций, фольклора, природы местности на занятиях и во внеклассной воспитательной работе; педагогическое просвещение родителей по изучению и освоению опыта патриотического воспитания; методы педагогического стимулирования (поощрение, воздействие словом, создание ситуаций успеха); методы совместной деятельности школы, внешкольных учреждений и семьи по воспитанию у детей отношения к малой родине; методы формирования самосознания (самоанализ, рефлексия) и др.



Рис. 1. Модель патриотического воспитания младших школьников
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Нами было рассмотрено понятие патриотизма, патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых при работе с учащимися, а именно: содержание и подходы к организации и проведению занятий и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации детей, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.