Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Опыт организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в МБОУ «Копеловская школа»
С первых школьных дней учителя начальных классов МБОУ «Коптеловской Школы» формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель» «Сталинградец», «герой». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная. На встречи с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и школьников. Потом следует проводить военно – патриотические игры «Зарничка», которые могут быть приурочены к памятным датам, такая работа проводится не только в учебное время, но и в период каникул, например в летнем пришкольном лагере.
Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах МБОУ «Коптеловской Школы». Для участия в них в школу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Ежегодно вместе с родителями, учителями, ветеранами младшие школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. Учащиеся хорошо понимают: им оказана большая честь—готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент такого сознания, патриотических чувств и поведения гражданина — строителя и защитника Отечества.
На уроках Окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой с учащимися проводятся беседы на темы, посвященные историческим событиям, формированию гражданской позиции и воспитанию чувства патриотизма.
Например: в 1 классе в разделе «Родная страна», учащиеся знакомятся с темами: «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге, гимне», «Москва», «Какого народа ты сын?»…
Во 2 классе: «Что такое Родина», «Родной край – частица Родины», «Из истории родного края, нашей Родины», «Города России», «Народы России»…
В 3 классе: «Древняя и Московская Русь», «Россия 18-19 века», «Россия 20 века», а в 4 классе изучается два больших раздела: Человек – защитник своего Отечества», « Гражданин и государство».
Материал достаточно трудный для младших школьников, к тому же он с каждым годом усложняется. На таких уроках учителя обязательно подчеркивают качества гражданина- любовь к Родине, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян. Следует привести яркие примеры героизма и самопожертвования российских людей: подвиг и гибель в Бородинском сражении трех братьев Тучковых, подвиг лейтенанта Гастелло, солдата Матросова и т. д.
Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, необходимо предложить списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается как на уроках, так и на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм Рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.
Чтение художественных произведений, посвященных юным героям, на уроках Литературного или внеклассного чтения формируют не только чувства патриотизма, но и определенную гражданскую позицию. С огромным интересом читают младшие школьники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара, «Сын полка» В Катаева и др.
В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают:
-
беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности; -
тематические утренники, проведение совместных праздников; -
торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти; -
экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско- патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы; -
смотры строя и песни, военно-спортивные игры; -
просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения; -
конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки; -
ролевые игры, проигрывание ситуаций; -
моделирование, проектирование; -
проектно-исследовательские работы; -
встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками; -
тест-опрос, тренинги; -
презентация книг гражданско-патриотического воспитания; -
социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.
В опыте учителя МБОУ «Коптеловской Школы» опираются на следующую совокупность воспитательных методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Работа в МБОУ «Коптеловская Школа» по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей боевой славы, в Парк Победы. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции
В преддверии 23 февраля дети готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему « По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему. В классе была выпущена газета « Чтобы помнили».
Была проведена беседа « Это надо не мёртвым, это надо живым…» Были проведены тематические классные часы.
В преддверии празднования Защитника Отечества ребята собирали информацию о своих родственниках. Каждый рассказал о прохождении их службы.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Включение в социально-значимые виды деятельности помогает ученикам почувствовать себя активными жителями своего поселка, воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и героическому прошлому страны, способствует не только обретению подростками жизненного опыта, но и формированию их лидерской и гражданской позиции. Данный опыт эффективен для формирования в учащихся качеств гражданина и патриота.
2.2. Планирование воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников
"Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. "
В. Сухомлинский
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
У каждого человека есть на свете родной уголок, который ему близок, где он родился или где прошли годы его жизни. И куда бы не забросила его судьба, он помнит этот уголок, его тянет туда вернуться, посидеть на знакомой лавочке, перепрыгнуть через ручей, пройти по улице, уходящей вдаль, дотронуться до тяжелого валуна на опушке леса или парка, загадать как в детстве свое заветное желание… Это и есть истинное проявление любви к Родине!
Любить Родину –значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда у нее праздник, и страдать, когда горе и ей тяжело. Наша задача, задача взрослых, - помочь маленькому человечку, маленькому гражданину обрести чувство любви к своему Отечеству. Эта работа начинается с прогулок, экскурсий, походов в ближайшее окружение (лес, парк и т. д., которые вводят ребенка в «тайны» природы, ребенок развивается, учится сопереживать:, ему подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира ребенка.
Туристко-краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы познакомится со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир,
воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Источником патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности.
Это «Малая Родина»: социальная и природная сфера его местожительства, отдельные страницы истории и культуры.
Краеведо-туристкую работу с младшими школьниками надо начинать с самого доступного для детей – с личности самого ребенка, жизни его семьи. Зная биографии своих родителей, бабушек, дедушек дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно связана жизнь семьи с жизнью Отечества, помогает работа над темами «Песни родителей, бабушек, дедушек», «Семейные реликвии», «Профессии членов семьи», «Вклад моей семьи в дело Победы» и т. д.
Изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Огромным воспитательным потенциалом обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Города, носящие имена героев – все это воспитывает в ребенке чувство патриотизма. Ребенок должен знать, за что получены и кем в семье ордена, медали, грамоты, должен видеть фронтовые фотографии.
Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо детям читать также произведения классиков русской литературы – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева.
Не надо ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему, а явятся началом патриотических чувств.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, стало традицией чтить память погибших воинов, встречи участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к движению «Бессмертный полк», мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Датой рождения