Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Бессмертный полк» считается 9 мая 2012 года, когда во время празднования Дня Победы в Томске прошло первое шествие. Главная задача движения «Бессмертный полк» - сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участникам акции разрешается присоединяться к шествию или принести транспорант с портретом или фотографию к Вечному огню. Приобщение к традициям происходит постепенно. Начала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.
Очень важно чтобы ребенок знал флаг, герб своей страны, был знаком с ее гимном.
Ребенку часто хочется выразить свои чувства, отношение к какому-либо предмету,событию или явлению в изобразительной деятельности: рисунке, лепке, аппликации и т. д.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми. Воспитатели находят много интересных дел,которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, оформление уголка для родителей, зала к празднику, разучивание стихов, изготовление сувениров-подарков и т. д.
Характерно, что постоянное участие в этих мероприятиях не надоедает детям, а наоборот, способствует улучшению их поведения. Они становятся активнее на занятиях и в играх. Эта форма работы помогает интересно организовывать деятельность детей, направив ее на решение основных задач нравственного воспитания.
Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.
Исходя из вышесказанного, с учетом всех особенностей патриотического воспитания нами была разработана программа мероприятий для младшей школы (См. Приложение).
Целью разработки данной программы является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Задачи:
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
На занятиях по патриотическому воспитанию используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведения. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории.
Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребёнок познаёт сердцем родной народ, его традиции.
Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу.
Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках.
Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма.
Таким образом, в патриотическом воспитании школьников используются индивидуальные, групповые формы работы; включаются в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера; применяются формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер; а также такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, юнармейские отряды.
Такая выстроенная система позволяет целенаправленно организовывать деятельность в образовательной организации по патриотическому воспитанию младших школьников и способствует решению поставленных задач.
Кроме того, в рамках разработки программы мероприятий с целью укрепления сотрудничества семьи и школы были разработаны некоторые рекомендации для родителей.
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, школы.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор.
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Разработанный нами план работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию представлен в Приложении 1.
Цель работы: поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного гражданско-патриотического воспитания, образования и просвещения обучающихся на основе сохранения школьных традиций, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования гражданско-патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности; Совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания; развитие материально-технической базы патриотического воспитания.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- формированию позитивного отношения и готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Основные направления в системе гражданско-патриотического воспитания:
Духовно-нравственное Цель: Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое Цель: Проведение мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, исторической ответственности за происходящее.
Спортивно-патриотическое Цель: Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культуры и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
В основу плана работы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности.
Работа по основным направлениям системы гражданско-патриотического воспитания поможет:
Очень важно чтобы ребенок знал флаг, герб своей страны, был знаком с ее гимном.
Ребенку часто хочется выразить свои чувства, отношение к какому-либо предмету,событию или явлению в изобразительной деятельности: рисунке, лепке, аппликации и т. д.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми. Воспитатели находят много интересных дел,которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, оформление уголка для родителей, зала к празднику, разучивание стихов, изготовление сувениров-подарков и т. д.
Характерно, что постоянное участие в этих мероприятиях не надоедает детям, а наоборот, способствует улучшению их поведения. Они становятся активнее на занятиях и в играх. Эта форма работы помогает интересно организовывать деятельность детей, направив ее на решение основных задач нравственного воспитания.
Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.
Исходя из вышесказанного, с учетом всех особенностей патриотического воспитания нами была разработана программа мероприятий для младшей школы (См. Приложение).
Целью разработки данной программы является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Задачи:
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
На занятиях по патриотическому воспитанию используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведения. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории.
Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребёнок познаёт сердцем родной народ, его традиции.
Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу.
Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках.
Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма.
Таким образом, в патриотическом воспитании школьников используются индивидуальные, групповые формы работы; включаются в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера; применяются формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер; а также такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, юнармейские отряды.
Такая выстроенная система позволяет целенаправленно организовывать деятельность в образовательной организации по патриотическому воспитанию младших школьников и способствует решению поставленных задач.
Кроме того, в рамках разработки программы мероприятий с целью укрепления сотрудничества семьи и школы были разработаны некоторые рекомендации для родителей.
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, школы.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор.
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Разработанный нами план работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию представлен в Приложении 1.
Цель работы: поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного гражданско-патриотического воспитания, образования и просвещения обучающихся на основе сохранения школьных традиций, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования гражданско-патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности; Совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания; развитие материально-технической базы патриотического воспитания.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- формированию позитивного отношения и готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Основные направления в системе гражданско-патриотического воспитания:
Духовно-нравственное Цель: Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое Цель: Проведение мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, исторической ответственности за происходящее.
Спортивно-патриотическое Цель: Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культуры и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
В основу плана работы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности.
Работа по основным направлениям системы гражданско-патриотического воспитания поможет: