Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- повысить гражданско-патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскроется понимание истинного значения интернационализма;
- не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Принципы и основные составляющие деятельности патриотического воспитания:
-
Принципы, положенные в основу организации патриотического воспитания:
• Сотрудничество школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования, расположенных на территории микрорайона;
• Принцип преемственности в воспитании ценностного отношения к нормам культурной жизни и высокой нравственности.
-
Основные составляющие деятельности подразделяются на блоки:
• Организационно — педагогический. Функции: организация работы с педагогами, классными руководителями (научно-методическая, методическая деятельность), родителями, шефами.
• Детские кружки и объединения. Функции: организация досуга 1
•Военная, физическая подготовка, ГО школы. Функции: совершенствование военной, физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях, организация гражданской обороны.
• Правовое воспитание. Функции: формирование правовой культуры учащихся, нетерпимости к правонарушениям.
• Участие в мероприятиях (акциях) школьного и городского (окружного) масштаба. Функции: подготовка и участие в мероприятиях, обмен опытом, формирование активной гражданской позиции.
• Система внутришкольного контроля. Функции: контроль эффективности системы патриотического воспитания, рефлексия, анализ, коррекция и планирование деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования основ чувства патриотизма. В связи с этим, работу над формированием чувства патриотизма необходимо начинать в начальной школе. Система средств и методов, с помощью которых может быть сформировано чувство патриотизма, чрезвычайно обширна. Важно выбрать такие из них, которые не противоречили бы общим задачам обучения и воспитания и оставляли бы след в решении задач патриотического воспитания.
В процессе написания данной работы были решены следующие задачи:
1. Определены особенности возрастного развития младшего школьного возраста
2. Изучены понятие патриотического воспитания, его формы и методы
3. Охарактеризована воспитательная работа, как средство патриотического воспитания учащихся начальной школы
4. Проанализированы практические аспекты патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами воспитательной работы
5. Составлен план мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников средствами воспитательной работы
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Патриотическое воспитание является актуальным направлением в воспитательно-образовательной работе современной начальной школе.
2. Правильно организованная работа учителя позволяет наиболее эффективно решать задачи патриотического воспитания в силу возрастных особенностей младших школьников.
Воспитание какого-либо качества личности одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые по данной проблеме, сформировать чувство патриотизма у младшего школьника достаточно сложно.
Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным окажутся они в формировании нравственного чувства патриотизма, которое включает: интерес и любовь к родному краю, глубокое уважение к национальным традиция, а главное – они помогают учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004. -
Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. -
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 234. -
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г. -
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000. -
Волосенко А.В. Различные формы воспитательной работы с младшими школьниками // Начальная школа плюс – минус. – 2006. – № 2. -
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2005. -
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006. -
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Пашков дом, 2004. -
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004. -
Ефремова Г.Л. Формы и методы патриотического воспитания младших школьников // Воспитание школьников 2014 №11 – С. 21 – 25. -
Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c. -
Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c. -
Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4 – 6. -
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975; -
Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006. -
Львов М. Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2008. - 464 с. -
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV. -
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с -
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. - М.: Академия, 2005. - 368 с. -
Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c. -
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000. -
Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4. -
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство, 1990. – 22 – е изд -
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. - М., Просвещение, 2018. -
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-- М.: Просвещение, 2009. -
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. -
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -
Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы -
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г. -
Тонкова Г.А. Православная культура и воспитание патриотизма // Сыктывкар, 2003. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. -
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. -
Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 класс
программа «Служу Отечеству пером»)
№ | Тема | Содержание | Дата |
1. | «Сказка волшебная – Русь» | Прослушивание песни Л. Семёновой «Русь», беседа об услышанном. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Беседа о смысле слов РУСЬ, РУССКИЙ, РОССИЯ. Чтение и анализ рассказа Ушинского «Наше Отечество». Творческая работа: рисование по представлению по теме «Моя Родина». | |
2. | «Сказка волшебная – Русь» | Работа со словами РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Пословицы и поговорки о Родине. Рисунки детей Родины в газете-журнале. Творческая работа: раскрашивание рисунка. | |
3. | «Планета Земля – наш дом» | Чтение стихотворения «Родной любимый дом», работа по содержанию. Разучивание стихотворения «Здравствуй, солнце золотое!». Размышление над словами: «Твори Добро другим во благо». Творческая работа: раскрашивание рисунка | |
4. | «Жить – добро творить» | Размышление над словами ЧЕЛОВЕК, ЛУЧШЕ. Смысл слова ДОБРО. Беседа о добрых словах и поступках. Чтение рассказа «Как Федя почувствовал в себе человека», работа по содержанию. Размышление над мудростью «Жить – добро творить». Беседа о добрых качествах человека. Творческая работа: раскрашивание рисунка | |
5. | «Жить – добро творить» | Чтение стихотворения «Какого цвета добро?», работа по содержанию. Подбор имён со словом ДОБРО. Значение слова ТВОРИТЬ. Беседа о добрых делах и поступках. Размышление над словами: «Награда за доброе дело – в самом его свершении». Чтение в газете-журнале заметки о добром поступке, работа по содержанию. Творческая работа: рисование «Ладошки-полянки». | |
6. | «Дорога Добра» | Чтение сказки «Дорога Добра», работа по содержанию. Беседа о помощи людям, природе, животным. Творческая работа: рисование по представлению «Дорога Добра». | |
7. | «Красота родной природы» | Экскурсия на улицу. Значение слова ПРИРОДА. Значение слова КРАСОТА. Наблюдение за природой. Игра «Что красивее всего». Разучивание стихотворения «Гори, гори ясно». Творческая работа: рисование по представлению | |
8. | «Красота родной природы» | Чтение заметки «Знаете ли вы?», работа по содержанию. Беседа: «Берёза – символ России». Просмотр видеосюжета «Берёзы». Творческая работа: рисование берёзового леса. | |
9. | «В мире прекрасного» | Значение слова ПРЕКРАСНЫЙ. Игра-путешествие «В мире прекрасного». Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Красивый мир в рисунках детей – иллюстрации в газете-журнале. Творческая работа: раскрашивание рисунка | |
10. | «Живая русская речь» | Беседа о богатстве русского языка. Беседа о слове РЕЧЬ. Работа с деревом-корнесловом -РЕЧЬ-. Чтение стихотворения «Родной язык». Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради. | |
11. | «Живая русская речь» | Чтение рассказа «Бой за детей», работа по содержанию. Беседа о красивых словах. Наблюдение за красотой природы из окна класса. Чтение рассказа «Я хочу сказать своё слово…» Игра «Я хочу сказать своё слово…». Творческая работа: рисование корабликов, запись на них красивых слов. | |
12. | «Словесный сад» | Работа с деревом-корнесловом -СЛОВО-. Игра «Собери пословицу». Игра «Назови добрые слова». Чтение стихотворений в газете-журнале о роли добрых слов в жизни людей. Игра: «Слова и конфеты». Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради. | |
13. | «В культуре – свет и радость» | Размышление над словом КУЛЬТУРА. Чтение рассказа «Ника», работа по содержанию. Игра «Качества культурного человека». Размышление над словами: «В культуре - свет и радость». Творческое задание: выделить цветом слова, обозначающие качества культурного человека. | |
14. | «В культуре - свет и радость» | Выставка «Культурные ценности». КУЛЬТУРА – ТВОРЕНИЕ. Размышление над словами «Я красивый мир творю». Творческая работа: «Дорисуй картины». | |
15. | «Родной дом» | Беседа о родном доме, о членах семьи. Значение слова ЛАД. Чтение рассказа «Вселенная в доме», работа по содержанию. Смысл слова ВСЕЛЕННАЯ. Символика украшения дома, русского костюма. Творческая работа: раскрашивание рисунка. | |
16. | «Родной дом» | Беседа о взаимоотношениях в семье. Чтение заметок в газете-журнале о семье. Чтение рассказа «Письмо отцу», работа по содержанию. Беседа о мыслях. Размышление над словами: «Каждая добрая мысль даётся человеку на исполнение». Творческая работа: рисование добрых мыслей. | |
17. | «Любимый город» | Чтение стихотворения «Живу в стране чудес». Беседа о родном городе. Просмотр видеосюжета «Мой город». Значение слова ГОРОД. Работа с деревом-корнесловом. Игра «Цветы города» (достопримечательности города). Творческая работа в тетради: рисование герба города. | |
18. | «Любимый город» | Чтение заметок о родном городе в газете-журнале. Разучивание стихотворения «Сияй, мой город!». Творческая работа: рисование по представлению «Город, в котором я живу». | |
19. | «Герои земли русской» | Значение слова ГЕРОЙ. Беседа о героях. Качества героя. Размышление над мудростью «Не знающий прошлого, не может думать о будущем». Беседа о доспехах богатырей. Рассматривание картины «Три богатыря». Чтение стихотворения «Три богатыря», работа по содержанию. Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради. | |
20. | «Герои земли русской» | Значение слова БЫЛИНА Чтение отрывка из былины «Первый бой Ильи Муромца», работа по содержанию. Размышление над словами: «Не знающий прошлого не может думать о будущем». Творческая работа: рисование богатыря». | |
21. | «Жить – Родине служить» | Прослушивание песни «Три танкиста». Значение слова ПОДВИГ. Работа над смыслом пословицы «Жить – Родине служить». Герои Великой Отечественной войны. Фронтовые награды. Чтение рассказа «Не успел спросить», работа по содержанию. «Закончи стихотворение». Творческая работа: раскрашивание рисунка | |
22. | «Жить – Родине служить» | Беседа о героических поступках в мирное время. Рассказ учителя о героях современности. Чтение рассказа «Мечтатель», работа по содержанию. Чтение заметки о герое в газете-журнале. Разучивание «Что для жизни нужно?». Размышление над словами: «Тот, кто не любит свою Родину, ничего любить не может». Творческая работа: рисование по представлению – «Жить – родине служить». | |
23. | «При солнышке – тепло, при матери – добро» | Русская игрушка - матрёшка – символ матери. Работа со словом МАМА, МАТЬ. Работа над смыслом пословицы «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Чтение заметок о маме в газете-журнале. Творческая работа:. Раскрашивание матрёшки в тетради.. | |
24. | «При солнышке – тепло, при матери – добро» | Чтение рассказов «Моя мама», «Лекарство», работа по содержанию. Подбор слов определений к слову МАМА. Творческая работа: рисование портрета мамы. | |
25. | «Музыка моей Родины» | Значение слова МУЗЫКА. Чтение заметки «Звуки в мире», работа по содержанию. Беседа о значении музыки в жизни человека. Беседы «Человек и музыка», «Музыка природы». «Народная музыка». Слушаем народные мелодии, звуки природы. Народные песни, колыбельные песни. Прослушивание. Беседа о содержании. Творческая работа: раскрашивание рисунка. | |
26. | «Музыка моей Родины» | Чтение рассказа «Поющее пёрышко», работа по содержанию. Просмотр видеосюжетов о красоте родной природы под музыку русских композиторов. Размышление над словами «В человеке должна звучать добрая, сердечная музыка». Разучивание стихотворения «Ровно семь цветов у радуги». Беседа о русских народных танцах. Разучивание простых танцевальных движений. Хоровод. | |
27. | «Здравствуй, космос!» | Беседа о космосе. Подбор слов-определений к слову КОСМОС. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Чтение и анализ заметки «Космические дали». Просмотр слайдов по теме «Космос». Игра «Я – космонавт» («космическое путешествие»). Творческая работа: рисование по представлению планеты Добра и Звезды Мечты. | |
28. | «Мир науки» | Беседа о науке. Чтение рассказа «Разные миры», работа по содержанию. Беседа о ЗНАНИЯХ, об их значении для человека. Размышление над словами «Дело науки служить людям». Знакомство с открытиями, сделанными российскими учёными. Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради. | |
29. | «Страна сказок» | Беседа о русских народных сказках. Значение слова СКАЗ. Размышление над словами «В сказке – мудрость народа». Авторские сказки. Чтение отрывка из сказки «Цветик-семицветик», работа по содержанию. Творческая работа: рисование иллюстрации к сказке. | |
30. | «Живая душа природы» | Работа с понятием ПРИРОДА, размышление над мудростью: «Пойми живой язык природы, и скажешь ты: «Прекрасен мир!». Рассматривание иллюстрации в тетради. Чтение заметки «Всё кругом говорит». Чтение заметок о природе в газете-журнале. Наблюдение за красотой природы. Практическая работа «Украсим землю цветами» (высаживание семян цветов в клумбу). | |
31. | «Учимся доброте» | Просмотр видеосюжета о труде людей. Беседа об увиденном, перечисление добрых дел. Чтение сказки «Добро без ума», работа по содержанию. Чтение стихотворения «Добрым быть всегда возможно», работа по содержанию. Размышление над словами «Украшай каждый проходящий день добрым делом». Коллективная творческая работа «Украсим Землю добрыми делами» (украшаем рисунок земного шара бумажными цветами, каждый цветок – символ доброго дела). | |
32. | «Мы строим добрый мир» | Прослушивание песен о Родине. Стихи о Родине в газете-журнале. Работа над понятием «Добрый мир». Чтение сказки «Добрый выбор», работа по содержанию. Чтение стихотворения «Добрый мир», работа по содержанию. Выделение цветом в тексте стихотворения слов, связанных с ДОБРОМ. Размышление над словами «Будет добро там, где есть труд!». Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради. | |
Тематическое планирование
2 класс
(32 часа в год/ 1 час в неделю)
№ | Тема | Содержание | Дата |
1. | «Я – гражданин России» | Значение слова ГРАЖДАНИН. Беседа о нравственных качествах. Значение слов САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Чтение рассказа «Подвиг журналиста», работа по содержанию. Задание «Мои качества» - выделение цветом качеств в тексте «Хочу быть журналистом» и в записной книжке, раскрашивание рисунков. | |
2. | «Я – гражданин России» | Чтение заметок о Родине в газете-журнале. Выставка книг о Родине. Размышление над словами: «Скажи мне, что ты читаешь, И я скажу, какой ты». Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению. | |
3. | «Писатели о Родине» | Чтение тексов различных жанров о Родине. Знакомство детей с газетными жанрами. Чтение текстов различных жанров о Родине в газете-журнале. Творческая работа: раскрашивание рисунков | |
4 | «Осень - художница» | Отгадывание загадки (об осени). Разгадывание кроссворда. Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Творческая работа «Что я видел на улице» - запись описания природы в тетрадь. | |
5. | «Природа Родины моей» | Чтение зарисовок осенней природы в газете-журнале. Чтение зарисовки «Осень-художница». Выделение цветом в тексте слов-описаний. Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Обмен впечатлениями. Творческая работа: раскрашивание рисунков. | |
6. | «Природа Родины моей» | Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Наблюдение за осенней природой из окна класса. Творческая работа: написание осенней зарисовки по схеме. Рисование иллюстрации. | |
7. | «Красота мысли – красота слов – красота поступков» | Театрализация «В деревне». Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций. Творческое задание: «Собери пословицу», раскрашивание рисунков. | |
8. | «Красота слова» | Беседа о красоте слова. «Словесные игры». Беседа о русском фольклоре. Народная мудрость. Мудрые мысли о Родине. Творческая работа: рисование иллюстрации к пословице, поговорке. Выпуск стенгазеты. | |
9. | «Иллюстрирование текстов» | Беседа о значении РАДОСТИ в жизни человека. Чтение стихотворения «Радость», работа по содержанию. Чтение стихотворений о Родине в газете-журнале. Беседа об испытанных чувствах. Творческая работа: иллюстрирование стихотворения о Родине (по выбору). | |
10. | «Красота зимней природы» | Чтение стихотворения «Саночки». Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Я хочу сказать своё слово». Народные зимние игры. | |
11. | «Волшебница-зима» | Чтение заметки «Волшебница-зима». Отгадывание кроссворда. Творческая работа: написание зимней зарисовки по схеме. | |
12. | «Имя – великое сокровище» | Игра «Подбери имя снеговику». Беседа о значении имён. Чтение в газете-журнале заметок об именах. Творческая работа: подбор имён с корнем -ДОБРО-, их запись, оформление. | |
13. | «Семейный праздник – Новый год» | Беседа о новогоднем празднике. Значение слова РОДИТЕЛИ. Рассказы детей о семейных традициях. Беседа о новогодних подарках. Значение подарков. Творческая работа: изготовление новогоднего подарка для родителей – рождественского ангела. | |
14. | «Новогоднее поздравление» | Беседа о благодарности. Поздравление – отклик сердца. Творческая работа: изготовление новогодней открытки-поздравления. | |
15. | «О чём рассказал семейный альбом» | Чтение стихотворения «Добрый мир», работа по содержанию. Выделение цветом «добрых» слов. Фотовыставка того, о чём говорится в стихотворении. Обмен впечатлениями. Фотовыставка «Моя семья». Рассказы детей о запомнившихся семейных событиях. Творческая работа: написание заметки «Волшебный фотоаппарат». | |
16. | «Моя родословная» | Символизм дерева. Значение слова РОДОСЛОВНАЯ. Творческая работа: рисование родословного дерева, отгадывание пословицы. | |
17. | «Мой край родной» | Предварительная работа: знакомство с газетным жанром – заметкой, памяткой по написанию заметки. Экскурсия в краеведческий музей. | |
18. | «Мой край родной». | Виды заметок. Просмотр видеосюжета о природе родного края. Творческая работа: написание заметки о посещении музея. | |
19. | «Мечта. Желания» | Чтение заметки «Мечтать на пользу людям». Прослушивание песни «Волшебный цветок». Творческая работа: написание заметки «Мечтать на пользу людям». | |
20. | «Мечтать на пользу людям» | Оформление стенгазеты с заметками о мечте. | |
21. | «Трудиться, трудиться и трудиться» | Беседа о роли труда. Чтение заметки ««Трудиться, трудиться и трудиться»,отзыв на прочитанное. Экскурсия в библиотеку – рассказ библиотекаря о героях труда родного края. | |
22. | «Самое дорогое» | Беседа о народных героях. Значение слов ПОДВИГ, ГЕРОЙ. Чтение рассказа «Самое дорогое», беседа по содержанию. Разгадывание чайнворда. Беседа о качествах героев. Чтение заметок о героях в газете-журнале. Беседа о прочитанном. Творческая работа: написание заметки-размышления «Настоящий герой». | |
23. | «Праздник для мамы» | Фотовыставка «Моя мама». Чтение рассказа «Радость для мамы», работа по содержанию. Подбор однокоренных слов к слову МАМА. Чтение стихотворений о маме в газете-журнале. Учимся рифмовать. Творческая работа: «Цветок для мамочки». | |
24. | «Праздник для мамы» | Рисование по представлению «Мама как…». Творческая работа: написание заметки «Моя мама» по схеме. | |
25. | «Школьные новости» | Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Интервью «Школьные новости». | |
26. | «Путешествие в страну новостей» | Чтение заметки «Вот так и живём!», работа по содержанию. Чтение информационных заметок в газете-журнале. Игра «Найди слова». Творческая работа: учимся писать информационную заметку. | |
27. | «В царстве книг» | Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Выставка книг о Родине, о героях. Чтение отзывов детей в газете-журнале о прочитанных книгах о Родине. Беседа о любимых книгах. Творческая работа: раскрашивание рисунка. | |
28. | «Весна-красна» | Чтение зарисовки «Красавица-весна». Экскурсия-наблюдение за красотой весенней природы. Игра «Я хочу сказать своё слово». Беседа об изменениях в жизни животных и растений с приходом весны. Творческая работа: раскрашивание рисунка в тетради. | |
29. | «День Земли» | Беседа о празднике «День Земли». Игра «Допиши весенние слова». Беседа об охране природы. Беседа «Человек – творец красоты». Творческая работа: раскрашивание рисунков в тетради. | |
30. | «Из истории русского народа» | Народное прикладное искусство. Народная музыка. Народные игры. Русская азбука. Творческая работа: раскрашивание «книги». | |
31. | «Красота моей Родины» | Подготовка к празднику: подбор стихотворений о Родине в газете-журнале. Разучивание народных песен, танцев. Разучивание стихотворений «Наука Добра» и «Что такое Добро»? | |
32. | Праздник «Красота моей Родины» | Чтение стихотворений о РОДИНЕ, О ДОБРЕ. Выставка рисунков и фотографий. Исполнение народных танцев и песен. | |
Тематическое планирование
3 класс
(32 часа в год/ 1 час в неделю)
№ | Тема | Содержание | Дата |
1. | «Наша страна – Россия» | Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Беседа о патриотизме. Чтение стихотворения «Юнкор», работа по содержанию. Чтение заметок о Родине в газете-журнале. Работа по карте. Творческая работа «Моя Родина»: на листе начертить границу России, обозначить столицу Родины и свой город. | |
2. | «Человек – творец красоты» | Беседа о нравственных качествах человека. Размышление над словами: «Нравственность – деятельность во благо другим». Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем», беседа по содержанию. Просмотр видеофильма о красоте Родины. Игра по итогам просмотра «Я увидел красоту». Чтение заметок о родине в газете-журнале. Творческая работа: написание Заметки «Человек с горячим сердцем». | |
3. | «Внутренний мир человека» | Из истории русской игрушки матрёшки. Беседа о внутреннем мире человека. Чтение заметки «Откроем сердца!», работа по содержанию. Размышление над словами: «Всё прекрасное на земле – от солнца, а всё хорошее – от человека». Чтение притчи «Сила сердца», работа по содержанию. Творческая работа: раскрашивание матрёшки в тетради, написание заметки «Великодушие». | |
4. | «Читать – значит искать и находить» | Разгадывание кроссворда (стр. 12). Беседа о роли чтения в жизни человека. Чтение заметки «Моё любимое дело». Размышление над словами: «Читать – значит искать и находить». Выставка книг о Родине, о защитниках Родины. Чтение заметок, статей о героях и подвижниках в газете-журнале. Творческая работа: написание отзыва на прочитанное. | |
5. | «Книга Мира» | Беседа по картине «Чикус Мале». Чтение заметки «Мир – открытая книга», работа по содержанию. Творческая работа: написание заметки «Что бы я сделал для мира, для Родины». | |
6. | «Стенгазета «Книга Мира» | Работа в тетради: записать вопросы «Книге Мира». Творческая работа: оформление стенгазеты: рисование иллюстраций к заметке «Что бы я сделал для мира, для Родины», художественное оформление заметок. | |
7. | «Осень в моём городе» | Чтение зарисовки «Парашют». Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Чтение заранее подготовленных стихотворений об осени из газеты-журнала. Творческая работа в тетради: «Подбираем слова». | |
8. | Зарисовка «Осень в моём городе» | Просмотр видеофильма о красоте осенней природы. Размышление над словами: «Созерцая природу, человек всё лучшее берёт из себя». Чтение зарисовок в газете-журнале об осени. Творческая работа: написание зарисовки осенней природы. | |
9. | «Чудо красоты» | Беседа «Где живёт красота?». Чтение стихотворения «Чудо красоты». Рассказ о жизни и творчестве П.М. Третьякова, о творчестве русского философа И. Ильине. Чтение отрывка «Чему я научился у мыльного пузыря». Размышления над мудростями. Творческое задание «Ищем красоту». Надувание мыльных пузырей. Творческая работа: написание зарисовки мыльного пузыря. | |
10. | «В звёздные дали» | Просмотр фото космоса. Рассказ о российских космонавтах. Беседа «Подвиг в мирное время». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц». Творческая работа: написание отзыва на отрывок. | |
11. | «Моя семья» | Чтение стихотворения «Семья». Беседа о семье, взаимопомощи, доброте. Просмотр мультфильма «Храброе сердце». Творческая работа: написание отзыва на увиденное. | |
12. | «Моя семья» | Фотовыставка «Моя семья». Рассказы детей о добрых семейных традициях. Чтение и анализ пословиц. Творческая работа: написание заметки о семье. | |
13. | «Ты в ответе, за тех, кого приручил» | Беседа о дружбе, о нравственных качествах. Значение слова ДРУЖИНА. Чтение заметок о дружбе в газете-журнале. Рассказы о друзьях. Разгадывание шифровки. Размышление над словами «Ты в ответе за тех, кого приручил». Чтение отрывка из сказки, работа по содержанию. Беседа о любви к Родине. Творческая работа: написание заметки «Родина для человека – одна». | |
14. | «Ты в ответе, за тех, кого приручил» | Рассказ об истории возникновения писем. Творческая работа: написание письма-отзыва другу по схеме. Художественное оформление письма. | |
15. | «Прогулка по словесному саду» | Беседа о красоте русского языка. Беседа о русских именах, об их смысле. Пословицы, поговорки, мудрости о Родине. Игра «Подбираем красивые слова о Родине». Творческая работа: написание отзыва по схеме. | |
16. | «Музыка зимы» | Значение слов СОЗЕРЦАТЬ, РИТМ. Прослушивание произведений о зиме русских композиторов. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Чтение заметок, стихотворений, зарисовок о зиме в газете-журнале. Чтение стихотворения «Волшебный снег». Размышление над мудростью. Творческая работа: написание зимней зарисовки. | |
17. | «Зима-чаровница» | Чтение зарисовки «Зима-чаровница». Наблюдение за красотой зимней природы на улице. Русские зимние игры. | |
18. | «Боевая Слава» | Предварительная работа: знакомство с памяткой по написанию заметки. Размышление над понятиями ПОДВИГ И ПОСТУПОК. Экскурсия в музей Боевой Славы. | |
19. | «Боевая Слава» | Прослушивание и исполнение песни «Три танкиста». Беседа о посещении музея. Творческая работа: написание заметки или отзыва по схеме. | |
20. | «Русские народные промыслы» | Чтение заметки: «Доброе дело украшает жизнь», работа по содержанию. Просмотр видео и фото: резьба по дереву, роспись посуды, ткачество. Творческая работа: изготовление птицы Прекрасы. Выставка работ. | |
21. | «Мы должны сделать мир добрым» | Беседа о русских женщинах космонавтах. Чтение интервью «Быстрее и выше», работа по содержанию. Беседа о профессиях, беседа о роли труда в жизни человека. Беседа «Труд на благо других». Чтение памятки: «Учимся задавать вопросы». Задаём вопросы друг другу: «Будущая профессия». Творческая работа: запись интервью. | |
22. | Интервью «Ваше увлечение» | Подготовительная работа: знакомство с памяткой «Пишем интервью», знакомство с «Правилами ведения интервью с прохожими». Размышление над словами: «Слова – ключи к сердцу». Чтение образца интервью «Вышивка – встреча с красотой», работа по содержанию. Практическая работа: интервью с прохожим «Ваше увлечение» или «Ваша профессия». | |
23. | «Газете – быть!» | Беседа о СМИ, их значение. Выставка российских газет. Беседа о названиях газет. Смысл названия. Тематика газет. Чтение интервью «Газете – быть!». Беседа о школьной газете. Творческая работа: написание заметки «Роль школьной газеты». | |
24. | «Встреча с интересным человеком» | Размышление над словами: «Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья». Подготовка к интервью. Интервью с библиотекарем. | |
25. | «Русские народные игры» | Беседа о народных играх. Значение игры. Игры на улице. Репортаж с места события. | |
26. | «Чистый двор» | 1) Виды репортажа. 2) Беседа о чистоте города, пришкольного участка. 2) Работа на пришкольном участке – уборка территории. 3) Репортаж с места события. | |
27. | «Живём в России вместе мы» | Беседа о многонациональности России. Размышление над мудростью. Сбор материала о Республиках в библиотеке. | |
28 | «Живём в России вместе мы» | Выпуск стенгазеты «Живём в России вместе мы». | |
29. | «Народные праздники» | 1) Беседа о народных праздниках. Просмотр видеосюжетов «Народные праздники». 2) Повторение газетных жанров. Отгадывание ребусов. 3) Творческая работа: написание работы о народных праздниках в одном из газетных жанров. | |
30. | «Русские народные сказки» | Чтение стихотворения в тетради. Рассматривание рисунка в тетради (книга-дерево). Объяснение рисунка. Раскрашивание рисунка книги-дерева. Выставка книг «Русские народные сказки». Беседа о символизме русских народных сказок. Рассказы детей о любимых русских народных сказках. Рассматривание оформления книг. Творческая работа: «Иллюстрация к любимой русской народной сказке». Выставка работ. | |
31. | «Моя авторская книга» | Размышление над словами: «Счастье достаётся тому, кто много трудится». Беседа о значении авторской книги. Беседа о роли названия. Выбор названия для своей книги. Творческая работа: оформление авторской книги. | |
32. | «Нам этот мир завещано беречь» | Чтение стихов о Родине под классическую музыку и видео природы. Исполнение песен о мире, о Родине. Презентация авторских книг: объяснение выбора названия, чтение лучшей работы о добром взаимоотношении людей. | |